Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


Одним нравятся отдельные кабинеты и потолок "Армстронг", другим – открытые пространства, третьи предпочтут неформальную обстановку, а четвертые и вовсе работали бы дома. О том, что ожидают белорусские айтишники от своего второго дома, как на эти ожидания реагируют работодатели и что могут предложить бизнес-центры Минска, порталу dev.by рассказала Наталья Новикова, руководитель проектов по офисной недвижимости управления "Недвижимость для бизнеса" группы компаний "Твоя столица".
 
С натяжечкой…

Во всем мире, во всяком случае, цивилизованном, бизнес-центры в зависимости от их расположения, управления и прилагаемой инфраструктуры принято делить на классы. В Беларуси это деление не имеет официального статуса, но де-факто ориентируется на московские критерии. В соответствии с этими критериями существует три класса – C, B и A.
 
Наиболее распространенным в Минске является класс В. При этом, по словам Натальи, у большинства минских бизнес-центров, претендующих на соответствие данному классу, далеко не все гладко.
 
"Первый краеугольный камень – наличие парковочных мест. Причем проблемы в бизнес-центрах есть не только с наличием этих мест, а с их закреплением. Очень редко арендодатели стараются решить эту проблему – взять в аренду землю, установить шлагбаум и закрепить за арендаторами необходимые места. Обычно получается так: кто первый приехал, того и место".
 
Такая ситуация давно никого не удивляет: для Минска проблема с парковкой давно уже стала чем-то обыденным. А наличие оборудованной велопарковки и вовсе редкость. "Люди скорее удивляются, если проблема решена", – комментирует ситуацию Наталья.
 
Есть и другие нестыковки, которые встречаются очень часто. Это качество отделки здания, его технического обеспечения. В частности, энергообеспечение: далеко не всегда поводка способна выдержать суммарную нагрузку потребителей. Не везде есть несколько интернет-провайдеров на выбор арендаторов: "Существуют бизнес-центры, где определенный провайдер заключил договор на монопольное обслуживание. Это почти всегда вызывает отток потенциальных арендаторов".
 
Важный момент для любого офиса, а не только для высококлассного бизнес-центра – инсоляция помещений. "Конфигурация здания не всегда позволяет всех обеспечить дневным светом. А для тех, кто работает мозгом, солнечный свет является необходимостью". Можно перечислить другие моменты: количество и скорость лифтов, вентиляция и кондиционирование, контроль доступа, единое управление зданием и т. д.
 
Не только кабинеты

"Не менее важной является и качественная инфраструктура внутри бизнес-центра", – продолжает Наталья. "Здорово, если прямо в бизнес-центре есть, где покушать. В крайнем случае – заказать еду с доставкой. Более того, почти все предпочитают оборудовать мини-кухню, столовую или комнату отдыха прямо внутри контура собственного офиса".
 
Менее критичны, но также весьма важны для арендаторов наличие отделения банка, офиса страховых услуг, конференц-зала, салона красоты и других точек оказания услуг, которых зачастую нет рядом. "Проблему отсутствия площадей для проведения конференций и семинаров решают минские гостиницы, хоть многие компании и хотели бы проводить мероприятия на своей территории".
 
Что же касается озеленения офисов, то пока что оно ограничивается геранью на подоконнике.
 
Строить или арендовать?

В Минске бизнес-центров с одним хозяином наберется едва ли 10%. Остальные построены по принципу долевого строительства. С этим связаны и многие проблемы, перечисленные выше. "Бизнес-центры запросто могли бы иметь собственные конференц-залы и многие другие объекты инфраструктуры. Однако, если задача девелопера – продажа максимальной площади, то товариществу собственников обслуживать такой "балласт" не интересно", – считает Наталья Новикова.
 
Возникает вполне закономерный вопрос: "Что же лучше – строить или арендовать?". Наталья Новикова уверена, что долевое строительство бизнес-центров – странный и иррациональный пережиток нашего прошлого, который плотно застрял в настоящем. "Все дело в подходе и отношении. Когда компании сами себе строят офисы, то они ориентируются на то, что вложат деньги сейчас, чтобы экономить потом. При этом построенный дольщиками бизнес-центр остается без квалифицированного управления: он ветшает, качество постепенно падает, а все недостатки такого подхода со временем выходят наружу.
 
В случае единой управляющей компании обслуживанием здания занимаются профессионалы. Единый собственник может позволить себе наличие и содержание конференц-зала, кафе, тренажерного зала, зимнего сада и других объектов инфраструктуры, которые так важны для арендаторов и самих работников".
 
Торчащие провода

Чем же отличаются айтишники от работников других специальностей, когда речь заходит об офисных предпочтениях? Отличия в первую очередь технические: ИТ-компании более требовательны к разнообразию интернет-провайдеров, качеству соединения и максимальной скорости доступа в Сеть. Специфика бизнеса зачастую требует организации серверных комнат прямо в контуре офиса.
 
Более строгие требования и к другим параметрам помещений: кондиционированию, инсоляции и др., так как люди являются основным ресурсом практически любой ИТ-компании. Не менее важны размеры офиса, который в расчете на одного сотрудника обычно больше, а также возможности организации досуга. В целом такие компании относятся к персоналу более трепетно, чем компании, работающие в других сферах бизнеса.
 
Бывают и нестандартные требования. В частности, одна компания попросила снять фальшпотолок и оставить голые бетонные перекрытия со всеми коммуникациями на виду. "Очень надоели эти квадратики!" – объяснил свое желание арендатор.
 
Близки к идеалу

Есть ли на рынке Минска примеры бизнес-центров, если не с европейским подходом, то с максимальным соблюдением требований современных арендаторов? Ну или с теми самыми "фишками", делающими объект привлекательным в глазах арендаторов и их сотрудников? Наталья отмечает положительную динамику в количестве достойных внимания объектов: "В первую очередь, появление таких объектов связано с качественным ростом спроса. Требования к бизнес-центрам оговариваются все более жесткие: для IT-компаний, где основной ресурс – люди, офис важен и как фактор поддержания лояльности сотрудников. В ответ на повышение требований рынок предлагает соответствующие объекты".
 
 
"Из построенных объектов можно отметить бизнес-центр на Дзержинского, 8 с зимним и летним садами, тренажерным залом и сауной. Скоро будет сдан "Titul", среди "фишек" которого питьевая вода из-под кранов, душевые, террасы на 16-м этаже, "диванные" уголки", фито-дизайн помещений общего пользования", - говорит Наталья: "Из объектов, которые только возводятся, отмечу бизнес-центр "Красавiк" на развязке Дзержинского-Жукова на станции метро "Михалово". Он один из немногих, где соблюдены все требования к классу качества: от парковок до системы контроля доступа и нескольких провайдеров. Из особенностей – бонусы для работающих в бизнес-центре сотрудников: кафе с корпоративным питанием от оператора, обслуживающего Epam и Wargaming, 350-метровый фитнес центр с организацией боулдеринга и салон красоты, оборудованные велопарковки и просторные парковки. А для бизнеса – система доступа 24/7/365, конференц-зал и возможность любой планировки под запросы компании".
 
Объект предлагает рынку и еще одну интересную опцию – полностью автономный супер-офис площадью 3,5 тыс кв.м., представляющий из себя фактически "здание в здании", о котором мы писали ранее. Собственники ожидают повышенного внимания к этому объекту со стороны крупного бизнеса, делая упор на инфраструктуре и возможностях развития.
 
Cайт: www.t-s.by
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-18%
-20%
-10%
-10%
-10%
-30%
-10%
-15%