Поддержать TUT.BY
144 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  2. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  3. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  4. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  5. На картодроме в Стайках открыли сезон. На гоночном треке соревновались на время и Tesla, и УАЗ Patriot
  6. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  7. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  8. Льняное масло: особенности применения, о которых нужно знать
  9. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  10. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  11. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  12. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  13. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  14. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  15. Врача-невролога Руслана Бадамшина уволили — в день выхода из СИЗО он пришел на работу позже
  16. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  17. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  18. Уголовные дела на руководителей BYSOL и исчезновение Александра Федуты. Что происходило 12 апреля
  19. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  20. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  21. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  22. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  23. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  24. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  25. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура
  26. «Ребенок неудачно упал и оказался в коме». История Веры, которая работает в детском хосписе
  27. На основателей Фонда солидарности BYSOL завели уголовное дело
  28. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев
  29. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?
  30. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва


Денис Алдохин,

На белорусской выставке Milex-2014 украинское предприятие "Мотор Сич" развернуло широкую экспозицию. Оно и понятно: концерну, которому принадлежит среди прочего Оршанский авиаремонтный завод, грозит срыв оборонных заказов с Россией, надо искать новые рынки сбыта. Или все не так и плохо?

IT.TUT.BY выяснил, как обстоят дела у украинских вертолетостроителей и сможет ли Россия обойтись без двигателей "Мотор Сич".
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Стенд "Мотор Сич". Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
По словам ведущего конструктора предприятия, "Мотор Сич" с уверенностью смотрит в будущее, в первую очередь благодаря вертолетам Ми-2МСБ и Ми-8МСБ.
 
Так, Ми-2МСБ после украинской доработки вместо старых силовых установок ГТД-350 (350 л.с.) были установлены двигатели собственной разработки АИ-450М, обладающие увеличенной взлетной мощностью 465 л. с. Это позволило уменьшить расход топлива на 30%, а также увеличить дальность полета и статический потолок до 445 км и 1500 м соответственно. Также были доработаны топливная, масляная и воздушные системы, снижен уровень шума (если выходить на рынок Европы, тот показатель очень важен) и повышена грузоподъемность.
 
Первый полет модернизированного вертолета Ми-2МСБ. Фото с сайта "Мотор Сич"
Первый полет модернизированного вертолета Ми-2МСБ. Фото с сайта "Мотор Сич"
 
В итоге получился практически новый и недорогой вертолет. Стоимость модернизированного украинцами Ми-2МСБ составляет $4,5 млн, в то время как новенький вертолет обходится в $15 млн.
 
При создании Ми-8МСБ (модернизированный Ми-8Т), старый двигатель ТВ2-117 был заменен на мотор ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии. Новая модификация отличается повышенной взлетной мощностью – 1500 л.с., которая сохраняется до температуры +55°С и до высоты 4600 м. До первого ремонта мотор отходит 5000 ч (вместо 1500 ч), также снизился расход топлива – на 20% и возросла дальность полета. Но самое важное: при модернизации Ми-8Т, необходимости замены редуктора и трансмиссии нет, что значительно удешевляет работы.
 
Ми-8МСБ на выставке KADEX 2014 в Казахстане. Фото с сайта "Мотор Сич"
Ми-8МСБ на выставке KADEX 2014 в Казахстане. Фото с сайта "Мотор Сич"
 
Еще модернизированный вертолет может нести на внешней подвеске до 3-х тонн грузов, что позволяет при необходимости серьезно вооружить машину. Для африканских стран, которым дорого иметь в авиапарке специализированные штурмовые вертолеты, военно-транспортный Ми-8МСБ является идеальным решением. Он с одинаковым успехом может справляться с перевозкой грузов в труднодоступные горные районы и уничтожать повстанцев, вооруженных преимущественно легким стрелковым оружием.
 
Основным рынком сбыта для "Мотор Сич" остается Россия, однако на сотрудничество с ней сейчас больше влияет не экономика:
 
"Вопрос политический и я не знаю, как на него ответить", - сказал IT.TUT.BY представитель "Мотор Сич". "С Россией сейчас у нас все по старому: двигатели приходят в ремонт, также поставляем новые. При желании, они, конечно же, смогут нас заменить, у них тоже есть наукоемкие предприятия, тот же ОАО "Климов", разработчик двигателей ТВ-2, ТВ-3, ОАО "Пермский Моторный Завод", выпускающий двигатели серии ПС". 

"Мотор Сич" на "МАКС-2013" в России. Фото с сайта "Мотор Сич"
"Мотор Сич" на "МАКС-2013" в России. Фото с сайта "Мотор Сич"

Как утверждают польские СМИ, "Мотор Сич" ведет переговоры с заводом PZL Swidnik, что в 10 км от Люблина, по монтажу вертолетов Ми-2 и "Сокол". А вот циркулирующим слухам о том, что "Мотор Сич" будет выпускать двигатели на белорусском предприятии и продавать их в Россию, так и суждено остаться слухами:
 
"ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" успешно осваивает производство ремоторизированных вертолетов Ми-8МСБ и Ми-2МСБ1", - рассказал он. "Для этого есть соответствующие мощности и квалифицированные кадры, но производство моторов на этом предприятии невозможно. Выпуск вертолетных двигателей – сложное и наукоемкое производство, которое требует знаний и сложных технологий, которыми белорусское предприятие не располагает.

Передавая производство в Оршу, "Мотор Сич" оставляет себе козырной туз в рукаве – уникальные вертолетные моторы, которые, учитывая распространенность советских/российских вертолетов в мире, еще долгое время будут востребованы. Вертолет Ми-8Т является одним из самых массовых в мире, выпущено около 8200 машин более чем 30 гражданских и военных модификаций. И Мексика уже высказала заинтересованность в покупке 14 вертолетов Ми-8МСБ. 
-20%
-30%
-20%
-20%
-30%
-5%
-15%
-10%
-5%
-10%
-30%