Денис Алдохин,

На белорусской выставке Milex-2014 украинское предприятие "Мотор Сич" развернуло широкую экспозицию. Оно и понятно: концерну, которому принадлежит среди прочего Оршанский авиаремонтный завод, грозит срыв оборонных заказов с Россией, надо искать новые рынки сбыта. Или все не так и плохо?

IT.TUT.BY выяснил, как обстоят дела у украинских вертолетостроителей и сможет ли Россия обойтись без двигателей "Мотор Сич".
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Стенд "Мотор Сич". Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
По словам ведущего конструктора предприятия, "Мотор Сич" с уверенностью смотрит в будущее, в первую очередь благодаря вертолетам Ми-2МСБ и Ми-8МСБ.
 
Так, Ми-2МСБ после украинской доработки вместо старых силовых установок ГТД-350 (350 л.с.) были установлены двигатели собственной разработки АИ-450М, обладающие увеличенной взлетной мощностью 465 л. с. Это позволило уменьшить расход топлива на 30%, а также увеличить дальность полета и статический потолок до 445 км и 1500 м соответственно. Также были доработаны топливная, масляная и воздушные системы, снижен уровень шума (если выходить на рынок Европы, тот показатель очень важен) и повышена грузоподъемность.
 
Первый полет модернизированного вертолета Ми-2МСБ. Фото с сайта "Мотор Сич"
Первый полет модернизированного вертолета Ми-2МСБ. Фото с сайта "Мотор Сич"
 
В итоге получился практически новый и недорогой вертолет. Стоимость модернизированного украинцами Ми-2МСБ составляет $4,5 млн, в то время как новенький вертолет обходится в $15 млн.
 
При создании Ми-8МСБ (модернизированный Ми-8Т), старый двигатель ТВ2-117 был заменен на мотор ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии. Новая модификация отличается повышенной взлетной мощностью – 1500 л.с., которая сохраняется до температуры +55°С и до высоты 4600 м. До первого ремонта мотор отходит 5000 ч (вместо 1500 ч), также снизился расход топлива – на 20% и возросла дальность полета. Но самое важное: при модернизации Ми-8Т, необходимости замены редуктора и трансмиссии нет, что значительно удешевляет работы.
 
Ми-8МСБ на выставке KADEX 2014 в Казахстане. Фото с сайта "Мотор Сич"
Ми-8МСБ на выставке KADEX 2014 в Казахстане. Фото с сайта "Мотор Сич"
 
Еще модернизированный вертолет может нести на внешней подвеске до 3-х тонн грузов, что позволяет при необходимости серьезно вооружить машину. Для африканских стран, которым дорого иметь в авиапарке специализированные штурмовые вертолеты, военно-транспортный Ми-8МСБ является идеальным решением. Он с одинаковым успехом может справляться с перевозкой грузов в труднодоступные горные районы и уничтожать повстанцев, вооруженных преимущественно легким стрелковым оружием.
 
Основным рынком сбыта для "Мотор Сич" остается Россия, однако на сотрудничество с ней сейчас больше влияет не экономика:
 
"Вопрос политический и я не знаю, как на него ответить", - сказал IT.TUT.BY представитель "Мотор Сич". "С Россией сейчас у нас все по старому: двигатели приходят в ремонт, также поставляем новые. При желании, они, конечно же, смогут нас заменить, у них тоже есть наукоемкие предприятия, тот же ОАО "Климов", разработчик двигателей ТВ-2, ТВ-3, ОАО "Пермский Моторный Завод", выпускающий двигатели серии ПС". 

"Мотор Сич" на "МАКС-2013" в России. Фото с сайта "Мотор Сич"
"Мотор Сич" на "МАКС-2013" в России. Фото с сайта "Мотор Сич"

Как утверждают польские СМИ, "Мотор Сич" ведет переговоры с заводом PZL Swidnik, что в 10 км от Люблина, по монтажу вертолетов Ми-2 и "Сокол". А вот циркулирующим слухам о том, что "Мотор Сич" будет выпускать двигатели на белорусском предприятии и продавать их в Россию, так и суждено остаться слухами:
 
"ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" успешно осваивает производство ремоторизированных вертолетов Ми-8МСБ и Ми-2МСБ1", - рассказал он. "Для этого есть соответствующие мощности и квалифицированные кадры, но производство моторов на этом предприятии невозможно. Выпуск вертолетных двигателей – сложное и наукоемкое производство, которое требует знаний и сложных технологий, которыми белорусское предприятие не располагает.

Передавая производство в Оршу, "Мотор Сич" оставляет себе козырной туз в рукаве – уникальные вертолетные моторы, которые, учитывая распространенность советских/российских вертолетов в мире, еще долгое время будут востребованы. Вертолет Ми-8Т является одним из самых массовых в мире, выпущено около 8200 машин более чем 30 гражданских и военных модификаций. И Мексика уже высказала заинтересованность в покупке 14 вертолетов Ми-8МСБ. 
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-10%
-10%
-10%
-21%