Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  2. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  3. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  4. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  5. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  6. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  7. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  8. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  9. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  10. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  11. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  12. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  13. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  14. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  15. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  16. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  17. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  18. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  19. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  20. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  21. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  22. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  23. 3 года «химии» получил минчанин, который выкатил камень на дорогу во время акции протеста
  24. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  25. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  26. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  27. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  28. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  29. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  30. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать


Денис Алдохин,

На белорусской выставке Milex-2014 украинское предприятие "Мотор Сич" развернуло широкую экспозицию. Оно и понятно: концерну, которому принадлежит среди прочего Оршанский авиаремонтный завод, грозит срыв оборонных заказов с Россией, надо искать новые рынки сбыта. Или все не так и плохо?

IT.TUT.BY выяснил, как обстоят дела у украинских вертолетостроителей и сможет ли Россия обойтись без двигателей "Мотор Сич".
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Стенд "Мотор Сич". Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
По словам ведущего конструктора предприятия, "Мотор Сич" с уверенностью смотрит в будущее, в первую очередь благодаря вертолетам Ми-2МСБ и Ми-8МСБ.
 
Так, Ми-2МСБ после украинской доработки вместо старых силовых установок ГТД-350 (350 л.с.) были установлены двигатели собственной разработки АИ-450М, обладающие увеличенной взлетной мощностью 465 л. с. Это позволило уменьшить расход топлива на 30%, а также увеличить дальность полета и статический потолок до 445 км и 1500 м соответственно. Также были доработаны топливная, масляная и воздушные системы, снижен уровень шума (если выходить на рынок Европы, тот показатель очень важен) и повышена грузоподъемность.
 
Первый полет модернизированного вертолета Ми-2МСБ. Фото с сайта "Мотор Сич"
Первый полет модернизированного вертолета Ми-2МСБ. Фото с сайта "Мотор Сич"
 
В итоге получился практически новый и недорогой вертолет. Стоимость модернизированного украинцами Ми-2МСБ составляет $4,5 млн, в то время как новенький вертолет обходится в $15 млн.
 
При создании Ми-8МСБ (модернизированный Ми-8Т), старый двигатель ТВ2-117 был заменен на мотор ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии. Новая модификация отличается повышенной взлетной мощностью – 1500 л.с., которая сохраняется до температуры +55°С и до высоты 4600 м. До первого ремонта мотор отходит 5000 ч (вместо 1500 ч), также снизился расход топлива – на 20% и возросла дальность полета. Но самое важное: при модернизации Ми-8Т, необходимости замены редуктора и трансмиссии нет, что значительно удешевляет работы.
 
Ми-8МСБ на выставке KADEX 2014 в Казахстане. Фото с сайта "Мотор Сич"
Ми-8МСБ на выставке KADEX 2014 в Казахстане. Фото с сайта "Мотор Сич"
 
Еще модернизированный вертолет может нести на внешней подвеске до 3-х тонн грузов, что позволяет при необходимости серьезно вооружить машину. Для африканских стран, которым дорого иметь в авиапарке специализированные штурмовые вертолеты, военно-транспортный Ми-8МСБ является идеальным решением. Он с одинаковым успехом может справляться с перевозкой грузов в труднодоступные горные районы и уничтожать повстанцев, вооруженных преимущественно легким стрелковым оружием.
 
Основным рынком сбыта для "Мотор Сич" остается Россия, однако на сотрудничество с ней сейчас больше влияет не экономика:
 
"Вопрос политический и я не знаю, как на него ответить", - сказал IT.TUT.BY представитель "Мотор Сич". "С Россией сейчас у нас все по старому: двигатели приходят в ремонт, также поставляем новые. При желании, они, конечно же, смогут нас заменить, у них тоже есть наукоемкие предприятия, тот же ОАО "Климов", разработчик двигателей ТВ-2, ТВ-3, ОАО "Пермский Моторный Завод", выпускающий двигатели серии ПС". 

"Мотор Сич" на "МАКС-2013" в России. Фото с сайта "Мотор Сич"
"Мотор Сич" на "МАКС-2013" в России. Фото с сайта "Мотор Сич"

Как утверждают польские СМИ, "Мотор Сич" ведет переговоры с заводом PZL Swidnik, что в 10 км от Люблина, по монтажу вертолетов Ми-2 и "Сокол". А вот циркулирующим слухам о том, что "Мотор Сич" будет выпускать двигатели на белорусском предприятии и продавать их в Россию, так и суждено остаться слухами:
 
"ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" успешно осваивает производство ремоторизированных вертолетов Ми-8МСБ и Ми-2МСБ1", - рассказал он. "Для этого есть соответствующие мощности и квалифицированные кадры, но производство моторов на этом предприятии невозможно. Выпуск вертолетных двигателей – сложное и наукоемкое производство, которое требует знаний и сложных технологий, которыми белорусское предприятие не располагает.

Передавая производство в Оршу, "Мотор Сич" оставляет себе козырной туз в рукаве – уникальные вертолетные моторы, которые, учитывая распространенность советских/российских вертолетов в мире, еще долгое время будут востребованы. Вертолет Ми-8Т является одним из самых массовых в мире, выпущено около 8200 машин более чем 30 гражданских и военных модификаций. И Мексика уже высказала заинтересованность в покупке 14 вертолетов Ми-8МСБ. 
-10%
-10%
-20%
-11%
-50%
-10%
-20%