Александр Арсёнов,

Миллиард землян хоть раз в месяц заходят на Facebook, число аккаунтов только растет. Но есть причины для пессимизма, считает редактор IT.TUT.BY Александр Арсёнов. Мир IT вкладывает десятизначные суммы в альтернативы соцсетям, да уйти из них пока некуда.


 
Нет, социальные сети не умрут в ближайшие лет десять. Им просто не позволят: очень уж это прибыльное дело, прекрасный инструмент для рекламы и прочих "выбиваний монетки" из пользователя. Но ICQ, старая добрая "аська" формально тоже не умерла. Можете не верить, но говорят, что у нее еще 42 млн активных пользователей.
 
На самом деле, соцсети сейчас не жалуются. Что у заокеанского Facebook, что у соседского "ВКонтакте" аудитория только растет, как растут и доходы. Волноваться заставляет один-единственный факт: в Facebook все меньше молодежи. Молодые подрастают, а новых молодых там не появляется.
 
Иллюстрация из статьи "Is Facebook losing teen users, or is everyone growing up?" на vr-zone.com
 
Да и что молодым делать там, где, скорее всего, есть их учителя и родители? А что делать учителям и родителям, когда на них смотрят дети? Наверное, и тем, и тем теперь нужно показывать себя с лучшей стороны, начитанными и причесанными. А если в соцсети тебя читает начальник, то одно неосторожное движение - и ты отец безработный. Прямо как в офлайновом обществе.
 

Трава была зеленее

Эру первых E-mail-ов и FIDO я не застал. Я пришел в интернет во времена форумов и чатов. Там я был никнеймом и аватаркой, а не именем из паспорта и личным фото. Там я встречал таких же "первых выползней" в интернет, гиков-энтузиастов. Они могли быть по другую сторону океана или из соседнего подъезда, а условная Irochka87 могла оказаться 40-летним бородачом. И да, там точно не было моих родителей. Сам факт того, что ты общаешься в интернете, немало развлекал.
 
После чатов и форумов появились блоги. На ЖЖ у меня даже есть пара заброшенных аккаунтов без единой записи. Ну а что мне там делать? Там серьезные дяди и тети, писатели да политики. Хорошее место для больших текстов и масштабных дискуссий. Но получать удовольствие от такого формата общения дано немногим, для бóльшего числа это производственная необходимость.
 
Комфортную штуку предложил Facebook, а вслед за ним "Одноклассники" и "ВКонтакте". У тебя есть своя собственная страница (ох, сколько самодельных "домашних страниц" интернавты делали в "лихие нулевые" на бесплатных хостингах!), формат не обязывает тебя к серьезному общению, в придачу бесплатный фотохостинг и куча форумов. На первых порах это казалось раем.
 
Иди домой, Лепра, ты пьяна. А ведь когда-то называлась "заговором против тупых"
 
С ростом числа пользователей и известности соцсетей они превратились в публичное место. Все больше становилось недосказанного у тех, кому есть что сказать, и все больше говорили те, кому сказать нечего. На ВК легко найти людей, чьи страницы не содержат ни единой собственной мысли и состоят из перепостов цитат Коэльо или милых щеночков. Если им написать, в ответ получишь лишь "прив)))", "оки", "ясн".
 
Казалось бы, "не нравится – не читай", но больше и читать-то особо нечего – остальные такие же серьезные и формальные, какими были в ЖЖ. Избавишься от неинтересного – остается какое-то RSS.
 

Shut up and take my money

Еще недавно как на дрожжах росли клоны Facebook, сейчас же заграничный бизнес вкладывается в альтернативы соцсетям (если еще не вложил все деньги в акции Facebook). Тренд года – мессенджеры.
 
Так себя сейчас чувствует каждый второй создатель мессенджера или соцсети
 
За них отдают то миллиард, то 19 миллиардов долларов (сооснователь Viber считает, что WhatsApp купили настолько дороже просто потому, что на руках было много денег). Павел Дуров смело ушел из "ВКонтакте", имея за спиной мессенджер Telegram (кстати, давно о нем ничего не слышно…). Вот-вот на биржу выйдет азиатский мессенджер Line – говорят, привлечет до 10 млрд. Даже в однословный мессенджер Yo! вложили миллиончик (мелочь на фоне миллиардов).
 
Да, мессенджеры прекрасно работают, здоровья им и счастья. Но они "убивают" чаты, SMS и телефонные звонки, а не соцсети. Одно дело – говорить со знакомыми тебе людьми в закрытом ото всех (кроме АНБ) месте, совсем другое дело – писать в блог для широкого круга читателей. Не создавать же чат из всех друзей для того, чтобы скидывать туда посты, которые не напишешь в соцсеть из-за начальства.
 

Не в то окно

Да, в это однозначно стоит вкладывать миллионы долларов
Я очень ждал прихода в Беларусь анонимной соцсети Secret. Это же гениально – вот тебе интересное общение в необычном формате без лишних формальностей! Заокеанские инвесторы тоже оценили идею – в Secret уже вложили суммарно 36 млн долларов. Но стоило попробовать почитать секреты белорусов, как вера исчезла. Secret у большинства вызывает желание рассказать бородатый анекдот или обсудить, кто с кем спал (без имен, конечно), но не писать что-то, способное увлечь или развлечь.

Большие надежды были на Google+. Прекрасная ведь идея "Кругов" - одни твои посты видит начальник, совсем другие – мама, третьи – друзья. К тому же у Google+ уже есть миллионы аккаунтов – любому пользователю почты на Gmail (а это почти все владельцы Android-смартфонов) достаточно нажать одну кнопку, чтобы присоединиться к "Плюсу". Но почему-то в Google+ сидят в основном сотрудники Google – какой бы прекрасной ни была соцсеть, тяжело в нее прийти, если все уже на ВК или Facebook.
 
Из альтернатив Facebook по-настоящему работает Twitter. Тут вроде даже ты не ты (мелкое хулиганство сходит с рук даже соседскому премьеру). Можешь и новости обсуждать, и рассказывать, как поел-поспал (для этого изначально и задумывался twttr, как он тогда назывался). И читать удобно, текста немного. Но твит это в первую очередь глагол, а не существительное – "я сделал", "там бабахнуло", "она утонула" и все такое. Вновь получается RSS, но только менее формальный. Затягивает, но чего-то не хватает.
 
Можно было бы вернуться к форумам с никнеймами и аватарками, но технологически это уже прошлый век - неудобно, да и не сидит там никто. Коллективные блоги a-la Reddit – круто, но кому там дело до тараканов в твоей голове, там обсуждают новости мирового значения. Instagram больше не про общение, а про фото, да и мусора там не меньше, чем на ВК. Общаться в онлайн-играх? Но геймплей отбирает больше времени, чем само общение.
 

Теория всего

Можно подумать, что меня не устроит вообще никакой вариант. Да нет, соцсетями потихоньку пользуюсь. Но предчувствую, что вот-вот на свет появится что-то, что сможет огорчить Цукерберга и кого-там-вместо-Дурова-поставят.

Сделать "убийцу Facebook" действительно может любой на планете, какой-то форы у IT-гигантов уж точно нет. Этим кем-то может быть и белорус. В доказательство не только успехи Viber или Wargaming – вот эти ребята делают в Минске соцсеть воспоминаний Tuffle. Не "убийца фэйсбука", но уж точно не хуже какого-нибудь "Йоу".
 
Стивен Хокинг у Большого адронного коллайдера. Фото CERN
Может, Стивен Хокинг и знает, какой будет Теория всего, но и он вряд ли ответит, куда пойдет молодежь вместо Facebook
 
Каким будет "убийца фэйсбука", я не знаю. Знал бы, жил бы в Кремниевой долине. Похожая ситуация с единой теорией поля (в народе "теория всего") – ученые не знают, какой точно она будет, но почти уверены, что она будет. И даже отдельные ее свойства знают.
 
То, что придет на смену социальным сетям, как мне кажется, будет одновременно развлекать и давать общаться, разделять работу и личную жизнь или будет хоть капельку анонимными, не станет требовать слишком долгих или слишком коротких постов, не замкнется на одной функции. Это что-то не будет отнимать много времени, но позволит при желании погрузиться на часок. Оно обязательно будет "заточено" под смартфоны, но с версией для настольных компьютеров. И главное, пользователи сами должны туда пойти, чувствуя себя избранными исследователями-первопроходцами.
 
Пока же инвесторы вкладывают деньги во все, что движется в направлении онлайн-общения, а соцсети теряют то, из-за чего "взлетели" - удовольствие от использования.
-30%
-10%
-35%
-28%
-10%
-80%
-10%
-12%
-30%
-50%
-10%