Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Станислав Иванейко,

Если человека встречают по одежде, театр – по вешалке, то современную компанию – по сайту. Оценить "лица" ключевых белорусских компаний нам помог Богдан Коровец, директор одной из крупнейших дизайн-студий Беларуси Astronim*, и Игорь Повшок, руководитель отдела продаж Студии Борового. Критерии следующие: интуитивность и удобство, частота обновления информации, актуальность дизайна.

На сайте все должно быстро и сразу находиться: каталог товаров, история фирмы, контакты, адреса магазинов, общая информация. Удобный и красивый сайт повышает престиж марки не только в глазах потребителей, но и потенциальных партнеров, инвесторов и спонсоров. Откроет европейский бизнесмен страницу компании, пока найдет английскую версию, пока разберется в куче менюшек, чтобы банально узнать номер приемной директора – отпадет всякое желание вкладываться в такое предприятие.

Или захочет покупатель выбрать, скажем, диван. А на сайте нет ни больших картинок мебели, ни вариантов расцветок, ни текущих цен, ни сортировки по типам товаров: например, "угловые диваны" или "кожаные диваны".

Представители СМИ – чуть ли не основные пользователи сайтов компаний. Здесь и каталог нужен, и новости, и контакты руководителей с точными названиями должностей. На некоторых ресурсах только телефон приемной указан. Битый час пройдет, пока найдешь номер директора, чтобы набрать и услышать "я в отъезде, перезвоните через неделю".

МАЗ

Сайт встречает серым фоном и изображениями грузовиков с явными следами фотошопа. До контактов добраться просто: с выпадающего меню раздела "О предприятии" есть прямая ссылка на адреса и россыпь телефонов на все случаи жизни: продажа, сервис, экспорт. На удобную карту сайта ведет иконка, которую еще разглядеть нужно. Огорчает нерабочий поиск.



Богдан Коровец: "Хороший, приятный сайт, который запустили около двух лет назад.
Аккуратные шрифты, подходящая фирменному стилю цветовая гамма.
Хорошее решение – подложка фото под несколько блоков.
Хорошая
карта дилеров.
Что плохо:
- полупрозрачная подложка под выпадающее меню, что снижает читабельность.
- выпадающее меню недоступно для мобильных платформ.
- в
сравнении авто не видно состояние добавленного авто:  
- не работает поиск
- английские
новости не обновляются более полутора лет".

МТЗ

Страница крупного тракторного завода представлена на четырех языках: кроме привычного русского и английского нашлись испанский и немецкий. Наверное, основные заказы поступают из европейских стран, где пользуются этими языками, или маркетологи хотят видеть клиентов из Латинской Америки и Германии. До основных пунктов добраться относительно просто. На сайте хватает мелких ошибок, начиная с посредственной верстки и заканчивая классическими штампами, вроде "на сегодняшний день". Странно выглядит имя сайта – belarus-tractor.by. Домен mtz.by занят, но что-нибудь покороче можно было придумать.



Вердикт директора Astronim* краток: "Сайт автогиганта с 1998 года (более пятнадцати лет) имеет непрофессиональный дизайн и исполнение, что несолидно для такого крупного предприятия. Из положительных моментов можно лишь обозначить действительно актуальную и обновляемую информацию и наличие иностранных версий сайта".

Беларуськалий

Основанная в 1958 году компания отметила юбилей – в прошлом году ей исполнилось 55 лет. Видимо, цифра настолько значимая, что и по сей день "55" красуется у логотипа "Беларуськалия". Калий – продукт не самый презентабельный, это не отполированный тягач и не флакон шампуня в руках девицы. Красочность здесь достигается за счет снимков пород и рабочих процессов. Дополняют снимки мотивирующие фразы о трудовых успехах предприятия и уверенности в завтрашнем дне. Просто и наглядно. В разделе "Руководство" – главные люди предприятия с фотографиями и номерами рабочих телефонов. Везде бы так.



Богдан Коровец: "Хороший пример простого корпоративного дизайна. Есть ряд замечаний по исполнению определенных интерактивных элементов и навигации, но в целом сайт выполняет возложенную на него задачу".

Белкоммунмаш

Троллейбус с поднятыми в никуда "рогами" – первое, что притягивает внимание. Раздел "О предприятии" сверстан отвратительно: мелкий шрифт трудно читается, а знак препинания ";-" поставит в тупик любого филолога.



Богдан Коровец: "Сайт, судя по архиву новостей, был выпущен в 2007-м году. Выглядит устаревшим как по дизайну, так и по технологиям. Верстка продукции и содержимого страниц не отвечает современным стандартам. Как и структура формирования url страниц тоже не отвечает требованиям SEO и не формирует понятный пользователю логический адрес. Новости на английской версии обновлялись ровно год назад".

Белнефтехим

Сайт нефтеперерабатывающей компании сразу знакомит нас со своими продуктами: где, что и как используется. Раздел руководства, до которого ведет цепочка из трех звеньев (многовато), почти пустует. Три фамилии, прочерк напротив должности первого зампредседателя концерна, ни фотографий, ни контактов заместителей. Есть только номера офиса и горячей линии. Поиск, как и в случае с сайтом МАЗ, не работает.



Богдан Коровец: "Сайт был запущен в прошлом году. Видно, создатели вдохновлялись сайтом "РОСНАНО". В целом, минимальные требования по качеству сайт соблюдает и сделан хорошо".

Пинскдрев

Подробная информация о каждом типе товара, будь то диваны или спички, дает исчерпывающее представление о продукции. К самим текстам есть претензии: где-то стоят дефисы вместо тире, где-то из-за выравнивания по ширине вылезли огромные пробелы между словами.

Есть английская и немецкая версии, но каково же было наше удивление, когда каталог предстал в виде "Nabor mebeli dlya zhiloy klmnati", "Prihozhaya Virdzhiniya" и прочими "SHkaf kombinirovanniy". Если англоязычный сайт в разработке, то лучше не показывать его до момента готовности, чем предлагать такое непотребство.



Богдан Коровец: "Сайт был неплохо обновлен в прошлом году, но имеет определенные проблемы с юзабилити (скролл новостей не позволяет опуститься пользователю ниже по экрану при использовании скролла мышью) и дизайном элементов (шрифты и дизайн заголовков требуют более пристального внимания дизайнера). Английская версия сайта включена, но до сих пор не приведена в полное соответствие по контенту".

Белвест

Сайт одной из ведущих обувных фабрик Беларуси выполнен в цветовой гамме бренда: зеленый с белым. Линии ассортимента почему-то написаны на английском: "casual", "everyday" и далее. Есть поиск по сезону и размеру, что удобно.

Информация о компании сделана в виде презентации, но увеличить слайды нельзя. Мелкий текст разобрать очень трудно. Компания представлена в "ВКонтакте" и "Одноклассниках". В соцсети Дурова имеется шесть тысяч подписчиков – впечатляющий результат для белорусской обувной фабрики.



Богдан Коровец: "Сайт в этом дизайне был запущен в этом году. Обладает хорошей функциональностью: есть подробный каталог продукции с подбором моделей по параметрам, работает быстрый поиск модели по артикулу. Довольно подробный и удобный фильтр в каталоге. Но есть проблемы в дизайне: мелкие шрифты, плохое форматирование заголовков и зажатые по отступам блоки. Дизайн не отвечает в полной мере современным трендам сайтам fashion-отрасли. Сайт плохо подстраивается под окно браузера, не адаптирован для телефонов. Меню в шапке очень мелкое, плохо заметное. В целом, шрифты мелкие. Не всегда верно работает поиск по артикулу".

Луч

Сайт часового завода еще два года назад был отвратительным: отчетливо помнится светло-синий тон в сочетании с ядовито-желтыми шрифтами. Компания за это время полностью сменила дизайн, и теперь лицо "Луча" вполне приятное. Главное – качественные и красивые фотографии продукции, которые притягивают внимание. Если не вдаваться в детали, примерно так же организованы сайты швейцарских часовых брендов.



Богдан Коровец: "Сайт в целом отвечает возложенным на него задачам: имеет простой и аккуратный дизайн, необходимую актуальную и хорошо структурированную информацию.

Да, дизайн можно улучшить, добавив более интересное форматирование и больше особенностей в стилистике элементов, т.к. шрифты и элементы, скорее, напоминают стандартные шаблоны. В разделе "Фото и видео" фотографии открываются сразу в полном размере, не вмещаясь в окно браузера, горизонтальный скроллинг не работает. Фильтр в каталоге с ошибками (например, одна и та же характеристика в выпадающем списке дважды: с большой и маленькой буквы, или с грамматической ошибкой – выдает разные результаты).

На странице товара ссылка "Где купить" создает впечатление, что откроется всплывающее окно с адресом магазина, где есть данный товар, но происходит переадресация на общую страницу с адресами всех магазинов. В интернет-магазине корзина заказа также требует доработки. Есть проблема с определением региона и актуальной информацией по стоимости доставки"
.

Интеграл

Компания в 2011 году сильно подмочила репутацию. Скандал был похлеще, чем с сайтом "Слодыча". Тогда выяснилось, что под видом мониторов "Интеграл" продавались дисплеи Acer, но с наклейками белорусского производителя. С тех пор у компании все тихо. Сайт оказался относительно неплохим, хотя нуждается в омоложении. К этому выводу пришли оба эксперта.



Богдан Коровец: "Сайт соблюдает необходимые минимальные требования и имеет аккуратный, но несовременный дизайн. Разрабатывался в период до появления широких мониторов и никак не учитывает их особенности. Из недостатков: плохое форматирование информации. Система управления сайтом формирует непонятный и не SEOбельный URL страниц".

Игорь Повшок: "Я хорошо отношусь к резиновой верстке. Единственное, я никогда не понимал, зачем делать резину и наполнять всю титульную страницу текстом – попробуйте прочитать информацию о компании и новости на главной на разрешении от 1600px. Согласен, неудобно. Та же претензия и к каталогу – страница категорий без фото и прибита к левому краю, страница товаров представляет собой растянутую таблицу. Намного аккуратнее смотрелась бы статическая верстка на 1024/1280 с интересным фоном по краям.

Сайт разработан достаточно давно, и обновление ему явно не помешало бы. Вопрос, как всегда, будет в качественном контенте.
На мой взгляд, сайты предприятий должны иметь четко организованный и качественный каталог с хорошим представлением продуктов. Не будучи специалистом в области, сложно этот каталог оценить, однако, по ощущениям, есть пространство для работы проектировщика и информационного дизайнера. Если же потенциальных клиентов и другие целевые группы все устраивает, смысла производить редизайн нет. Дизайн для таких проектов вторичен, главное – полезный и информативный контент для целевой аудитории"
.

Слодыч

Весной этого года сайт фабрики "Слодыч" подвергся хакерской атаке. Неизвестный юморист получил доступ к ресурсу и творчески отредактировал несколько страниц. Пострадал раздел "О компании", где красовалось самое частое заборное слово, и каталог продукции. Чем закончилась история, неизвестно, но с конца мая на сайте все тихо. 

Наши эксперты застали сайт в цензурном виде. Ресурс давно не обновлялся, свежих новостей тоже нет. Скоро сайт будут менять. Видимо, поэтому текущей версией уже не занимаются.



Богдан Коровец: "Сайт выглядит очень старым и заброшенным. Страницы о компании, рекламные ролики, карта проезда – пустые. Все шрифты одинаково мелкие, меню плохо различимо. Ссылка на английскую версию находится среди пунктов основного меню, лучше оформить более привычным для пользователей образом. Неудобно представлена информация о контактах".

Игорь Повшок: "Предприятие занимается производством вкусного печенья, поэтому в основной контентной области хотелось бы видеть… вкусное печенье. А также новинки производства, рекламные блоки, мини-карту магазинов и т.д. Сейчас контентный блок (тоже резиновый, как у "Интеграла") содержит только новости, причем последняя – трехмесячной давности, что не очень правильно. В остальном сайт вполне себе симпатичный, контент внесен аккуратно, не было замечено каких-то явных багов".

Оливария

Сначала можно запутаться в правильности названия: через "о" или "а". Дело в том, что компания называется "Оливария", но выпускает пиво под многими брендами, включая вид "Аливария". Сайт встречает системой защиты: нужно ввести дату рождения, несовершеннолетним вход воспрещен. То же самое, кстати, есть на сайте завода "Крыница".



Богдан Коровец: "Сайт выполнен по международным стандартам холдинга Carlsberg Group, в который входит и белорусское предприятие. Сайт не адаптируется под окно браузера, блок фиксированной ширины плохо смотрится на большом экране, на маленьком появляется неудобный горизонтальный скроллинг. Ссылка на контакты в браузере на компьютере кажется выпавшей из основного меню, а в смартфоне находится на уровне с остальными. Для просмотра продукции необходим Flash. Попасть на сайт можно только после ввода своего возраста – легко обмануть, и часть пользователей может уйти со страницы на этом этапе".

Гродненская табачная фабрика "Неман"

Сайт очень интересен в плане представления своей продукции. Ожидаешь увидеть, скажем, задымленный холл театра, сигареты в руках джентльменов и их спутниц в вечерних платьях. Или заседание в офисе деловых людей, которые между решением сложных вопросов устраивают перекур. Словом, то, что создало бы особую атмосферу, которая выглядела бы неполной без табака.

А вместо этого нам предлагают несколько подробных текстов о вреде курения. Каталог продукции – обычная таблица с марками сигарет и их типами (по содержанию никотина и смол). Судя по всему, на оформление сайта оказало влияние антитабачных законов и мер, поэтому рекламы курения здесь не встретите.



Богдан Коровец: "Дизайн сайта выглядит слегка устаревшим. Есть возможность увеличения шрифта, но блоки с текстом начинают лезть друг на друга. Меню состоит из большого количества разделов и подразделов. Плюс - в том, что есть карта сайта. Главное меню с выпадающими списками зачем-то продублировано ниже в форме слайдеров".

Игорь Повшок: "Текущей версии сайта явно больше 3-4 лет. По ощущениям, заказчик разрабатывал своими силами, есть много вопросов по размещению элементов на титульной странице – присутствует небольшой хаос, слайдер с перевернутыми названиями разделов тоже вызывает вопросы. В целом, сайт сложно оценить кратко, возникает действительно большое количество вопросов.

Где-то верстка "едет", где-то шрифт новый появляется, некоторые ссылки и баннеры на титульной странице (например, "Продукция на экспорт") ведут на несуществующую страницу (404). Очень много информационного шума. Кликабельность заголовков с картинками вызывает вопросы.

Возможно, сайт был бы более аккуратным и информационным, если бы была система администрирования (CMS). Судя по всему, сайт сейчас – набор html-страниц, что вызывает определенные сложности с поддержанием его в актуальном состоянии и эклектику в оформлении.

Единственное, что порадовало – это инструмент для увеличения шрифтов в хедере, хотя его техническая реализация тоже не без нюансов"
.

**
Как видим, не все так плохо, а где-то даже и отлично. Некоторым компаниям явно следует поработать над сайтами, а остальные ресурсы на достаточно хорошем уровне. Так что ни инвесторы, ни покупатели не будут морщиться, глядя на склеенные строчки и крошечные фотографии.