Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

Изображение computing.co.uk
Флагманами IT-образования в Беларуси считаются минские вузы, но на программиста или тестировщика можно выучиться и в Бресте, Могилеве или Полоцке. За круглым столом, созванном компанией Itransition, представители региональных вузов обсудили качество IT-образования и его перспективы за границами Минска.
 
"Существует мнение, что айтишники сидят и работают только в Минске", - с этих слов начал встречу представитель Itransition – компании, в региональных офисах которой уже трудится более ста специалистов. Среди топ-10 факультетов, чьи выпускники попадают на работу в компании - резиденты Парка высоких технологий, только один (математики и информатики ГрГУ им. Янки Купалы) – не минского вуза. И только 10-12% посетителей образовательных курсов Itransition окончили не минский вуз.
 
Деканы профильных факультетов и заведующие профильными кафедрами брестских БрГТУ, БРГУ им. Пушкина, полоцкого ПГУ, могилевских БРУ и МГУ им. Кулешова в один голос заявляют: их студенты не хуже минских. С этим не спорил и декан ФКСИС БГУИР. Учащиеся региональных вузов завоевывают награды в олимпиадах и чемпионатах по программированию, без проблем находят себе работу, выдерживают конкуренцию как с минскими, так и с зарубежными молодыми специалистами. На недоборы на IT-специальности региональные вузы также не жалуются.
 

По обе стороны МКАДа

Отличия в программах региональных и минских вузов минимальны. Кроме обязательного общегосударственного компонента программы (обсуждавшегося в том числе с заинтересованными в специалистах компаниями), есть и уникальный вузовский, однако отличия в уникальном компоненте обуславливаются только потребностями местных компаний и предприятий, заинтересованных в выпускниках конкретного вуза.
 
Актуальность программ не вызывает беспокойства ни у представителей вузов, ни у IT-компаний: минские и региональные университеты с одинаковым успехом осваивают новые направления (ведь большая часть программы идентичная). Да и компаниям не нужны новые специальности каждый год: от вузов требуется дать фундаментальное образование и "научить учиться", а обучить узкого специалиста проще уже в стенах самой компании, точно знающей свои специфические потребности.
 
Проходные баллы на IT-специальности в минских вузах заметно выше, чем в региональных. Те баллы, которые являются минимальными для поступления на бюджет в Минске, могут быть максимальными на факультете областного вуза. Однако, по мнению университетов, проходные баллы – не показатель, они зависят и от количества мест в вузе, и от школьной подготовки в регионе. К тому же нередко "четверочники" в школе становятся отличниками в вузе за один-два года – с восполнением пробелов в школьной программе университеты справляются, если желание учиться есть у самого студента.
 
Зарплаты айтишников в минских офисах IT-компаний выше, но не критично: в среднем по стране в первом полугодии 2014 года айтишники получали 1561 доллар, в Минске – 1650 долларов. С учетом цен на жилье разница не такая и большая.
 

Что не так?

IT-компаний за пределами Минска немного. Можно без проблем обучаться за пределами Минска, но работу скорее всего придется искать в столице. Минские компании сотрудничают с минскими вузами чаще, чем с региональными: в БНТУ, БГУИР и БГУ открыто немало совместных с компаниями лабораторий (а значит, и лучшего оборудования), заметно больше договоров на распределение выпускников.
 
Региональные вузы жалуются на низкое финансирование в сравнении со столичными: зарплаты преподавателей ниже, как следствие, выше текучесть кадров и хуже преемственность поколений среди преподавателей, меньше и число преподавателей со степенями. Не секрет, что и преподаватели минских вузов получают иногда меньше своих студентов, но в регионах это ощущается более остро.

Для региональных вузов актуален вопрос престижа: минские вузы на слуху, минские студенты-айтишники чаще завоевывают награды и находят "крутую" работу в немалой степени из-за своего количества.
 
Из этого вытекает проблема мотивированности студентов: те, кому важно образование, а не наличие диплома, идут охотнее в более престижные вузы, где уже "присутствуют" IT-компании. Немало тех, кому "просто нужен диплом", вылетают со второго или третьего курса. Такие студенты даже могут быть хорошими узкими специалистами, уже имеющими высокооплачиваемую работу. Однако, по словам руководителя отдела работы с персоналом Itransition, такие специалисты чаще всего хуже справляются с нетипичными задачами.

Число сильных программистов
на душу населения не растет: можно обучать все больше людей простым задачам, но процент людей, способных освоить сложные задачи, незначительно меняется с течением времени. Участники круглого стола провели аналогию: даже если в каждом городе открыть консерваторию, гениальных музыкантов в стране не станет больше. Поэтому белорусские IT-компании пока растут, прибавляя по трети штата в год, но все больше интересуются качеством кадров, а не количеством рабочих рук.

В дистанционном обучении участники дискуссии не видят выхода: физическое присутствие преподавателя и возможность непосредственного контакта с учеником позволяют легче перебороть ощущение "мне никогда этого не понять", возникающее при знакомстве со сложным предметом. Для IT-компаний университеты ценны как "место с умными людьми", где и студенты, и преподаватели могут обмениваться опытом и помогать друг другу. Начитывание лекций по Skype может быть полезным, но не может полностью заменить преподавателей на местах.
 

Что поможет региональным вузам?

Участники дискуссии сошлись во мнении, что картину изменит открытие областных филиалов крупных IT-компаний и появление офисов небольших компаний. Это поможет и в трудоустройстве выпускников в регионах, и в создании совместных лабораторий. Выпускники, ушедшие на работу в IT-компании, смогут подрабатывать в качестве преподавателей в родном вузе – такое нередко бывает в Минске, где некоторые айтишники готовы преподавать "за идею", имея основную работу, приносящую хороший доход. Кроме того, если у выпускника будет больше возможностей трудоустройства в родном городе, то он скорее выберет "родной" вуз.
 
Нельзя сказать, что IT-компании "бегут из Минска", но постепенно открывают региональные офисы. Региональные вузы же дают приемлемое для компаний качество образования уже сегодня, сделали вывод участники встречи. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-50%
-50%
-10%
-20%
-20%
-30%
-25%