• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Аляксандр Гелагаеў,

5 сентября 1914 года два хрупких гидросамолета французского производства Farman MF.7 были спущены на воду с японского корабля-носителя "Вакамия" и произвели первую в истории боевую операцию авиации морского базирования - бомбардировку немецкого порта Циндао.

Фото: Wikipedia
Японский гидроавианосец "Вакамия". Фото: Wikipedia

Хотя эти налеты не сыграли большой роли в успехе осады Циндао, сдавшегося 7 ноября, они ознаменовали новую эпоху в военном деле и стратегии - эпоху синтеза морской и авиационной мощи, физическим воплощением которой стали классические авианосцы.

Гидросамолет MF.7 Фото: Wikipedia
Гидросамолет MF.7. Фото: Wikipedia

Сейчас именно эти корабли, прошедшие многолетнюю эволюцию, символизируют присутствие Вооруженных сил той или иной страны в любой точке земного шара и готовность ответить на любой вызов скорым бомбовым или ракетным ударом, который может быть сдержан лишь дипломатическими соображениями.

В этом смысле авианосная группировка кораблей фактически сейчас является мобильной вооруженной до зубов военной базой, способной защититься, за исключением ядерного удара, от любой угрозы.

Американский эсминец "Беркли" (слева) и французский авианосец "Шарль де Голль" (справа) идут параллельным курсом с кораблем снабжения в Оманском заливе, 2013 год. Фото: FREDERIC DUPLOUICH/FRENCH NAVY
Американский эсминец "Беркли" (слева) и французский авианосец "Шарль де Голль" (справа) идут параллельным курсом с кораблем снабжения в Оманском заливе, 2013 год. Фото: FREDERIC DUPLOUICH/FRENCH NAVY

Авианосец и тщательно охраняющие его корабли представляют из себя систему, защищенную от опасности с воды и воздуха и готовую нанести собственный удар авиацией, ракетами, а то и высадить на территорию противника спецподразделения и морскую пехоту.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Взлет самолета с борта авианосца.

Хотя честь впервые нанести авиаудар выпала гидросамолетам "Вакамии" (захваченному у русских транспортному кораблю, переделанному японцами в носитель военных гидросамолетов), пионером среди кораблей такого типа стал французский "Фудр".

Почти в это же время стали разрабатываться и испытываться корабли, которые в будущем определят облик авианосца - с большой плоской палубой, с которой поднимаются ввысь боевые самолеты.

Тут всех опередили англичане.

Самый первый

Хотя смелые новаторы уже взлетали с палуб и садились на палубы различных военных кораблей британского и американского флота, первым авианосцем классической компоновки, специально разработанным для действий не гидросамолетов, а самолетов с колесным шасси, стал британский "Аргус".

Британский "Аргус", 1918 год. Виден характерный для того времени "ослепляющий" камуфляж, призванный искажать очертания корабля, мешая определить направление его движения, скорость и дистанцию до цели.Фото: theatlantic.com
Британский "Аргус", 1918 год. Виден характерный для того времени "ослепляющий" камуфляж, призванный искажать очертания корабля, мешая определить направление его движения, скорость и дистанцию до цели. Фото: theatlantic.com

Как и многие его собратья первых годов авианосной эры, он был построен на базе другого корабля. Лондонское адмиралтейство нашло на верфях ставший ненужным заказчику после начала Первой мировой войны корпус большого и мореходного океанского лайнера, купило его в 1916 году - и работа закипела.

Вероятно, само название корабля, получившего имя в честь 100-глазого гиганта из древнегреческих мифов, указывает на то, что в основном его самолеты сначала предполагалось использовать для разведки в интересах военного флота.
"Аргус" мог взять на борт всего 15-18 самолетов разных типов, но не успел поучаствовать в Первой мировой - он был спущен на воду в сентябре 1918 года.

В полной мере он отличился во Второй мировой - в основном эскортируя транспорты с самолетами, припасами и войсками в Атлантике и Средиземном море, поддерживая авиацией высадку союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года. Участвовал корабль и в поставках истребителей "Харрикейн" в СССР.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Британская кинохроника времен войны. Происшествия при посадке самолетов на авианосец "Индефатигабл".
В 1946 году заслуженный ветеран, терявший в боях летчиков и моряков, был отправлен на металлолом.


Самый большой

Размеры авианосцев постоянно росли - так как по мере роста эффективности авиации увеличивались и требования адмиралов к воздушному прикрытию флотов.

Если водоизмещение "Аргуса" составляло всего 16 000 тонн, то этот же показатель у спущенного на воду в 1938 году британского "Арк Рояла" - 28 000, а у американских авианосцев класса "Эссекс", вступивших в строй с 1942 года, - 36 000 тонн.

Торжественный проход ударной группы во главе с авианосцем класса "Нимиц" "Джон Стеннис" после учений в Тихом океане, 2009 год.Фото: ctf74.navy.mil
Торжественный проход ударной группы во главе с авианосцем класса "Нимиц" "Джон Стеннис" после учений в Тихом океане, 2009 год. Фото: ctf74.navy.mil

Развитие авиации, рост ее логистических потребностей и приход ядерной эпохи, обеспечившей флотам мира новый источник энергии, дали очередной толчок этой гонке и привели к рождению так называемых суперавианосцев - кораблей водоизмещением 65 000 тонн и выше.

Крупнейшими в мире сейчас являются 10 американских авианосцев класса "Нимиц" с водоизмещением до 106 000 тонн. Длина этих кораблей - более 330 метров, ширина - до 78. Силовая установка - 2 ядерных реактора и 4 турбины. Экипаж гигантов, предназначенных для действий в составе авианосных ударных групп, - 3200 офицеров и матросов. 2480 человек обслуживают действия 90 самолетов и вертолетов.

Последний по времени постройки из авианосцев класса "Нимиц" "Джордж Буш", названный в честь 41-го президента США Джорджа Буша-старшего, воевавшего на самолете-торпедоносце в период Второй мировой войны. Фото: militery-defence.blogspot.com
Последний по времени постройки из авианосцев класса "Нимиц" "Джордж Буш", названный в честь 41-го президента США Джорджа Буша-старшего, воевавшего на самолете-торпедоносце в период Второй мировой войны. Фото: militery-defence.blogspot.com

С 2009 года США начали постройку новых "суперавианосцев" класса "Джеральд Р. Форд" примерно таких же размеров. По мере постройки и освоения новые корабли будут заменять снимаемые со службы "Нимицы".

Самый многочисленный

Хотя во Второй мировой авианосцы еще не достигли той мощи, какой они обладают сейчас, зато, без сомнения, именно тогда их было построено максимальное количество - только одни США построили 151 корабль этого типа. Сейчас в американском флоте 10 классических авианосцев, а во флотах всех остальных стран мира вместе взятых - 12.

Рекордсменами из рекордсменов тут стали американские эскортные авианосцы класса "Касабланка" - их было построено 50 единиц. Эти скромные корабли были раза в три меньше обычных авианосцев по водоизмещению, имели меньшую скорость, слабое вооружение и занимались защитой морских коммуникаций от вражеской авиации и подводных лодок.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Американская хроника об эскортном авианосце класса "Касабланка" "Гуадалканал".

"Касабланки" были вооружены зенитными пушками калибра 20 и 40 миллиметров, одним 127-миллиметровым орудием и несли 28 самолетов.

Хотя "авианосцам-джипам" приходилось участвовать и в больших операциях - например, поддерживать высадку морских десантов, - их звездный час пробил 25 октября 1944 года в битве с японцами в заливе Лейте. Тогда у острова Самар группа американских эскортных авианосцев с охранением из эсминцев столкнулась с мощными силами японского надводного флота во главе с линкором "Ямато".

Погибший в бою у острова Самар в результате атаки камикадзе эскортный авианосец класса "Касабланка" "Сент-Ло". Фото: Wikipedia
Погибший в бою у острова Самар в результате атаки камикадзе эскортный авианосец класса "Касабланка" "Сент-Ло". Фото: Wikipedia

В этот день все американские авианосные корабли получили попадания, два из шести авианосцев погибли, однако японцы, которые посчитали, что им противостоит большая группировка американцев, отступили.

Из 11 потопленных во время Второй мировой войны американских авианосцев пять - "чернорабочие" войны на Тихом океане - эскортные авианосцы класса "Касабланка".

Самый скромный

Иметь в составе флота авианосец - зримое доказательство военной и экономической мощи - повод для гордости любого государства. За одним исключением. Япония, которая в период Второй мировой войны выставила целый авианосный флот, доставивший немало проблем американцам, в принятой после войны конституции отреклась от милитаризма и обязалась навсегда ограничиться только самообороной.

Нам авианосцы не нужны, сказали японские политики в начале 21 века и начали строить эсминцы водоизмещением 20 000 тонн с большой плоской палубой и объемными ангарами.

Японский вертолетоносец "Хюга". Фото: panoramio.com
Японский вертолетоносец "Хюга". Фото: panoramio.com

Названные "эсминцами-вертолетоносцами" корабли типа "Хюга" способны нести 11 вертолетов и, возможно, принимать на борт самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки. Сейчас "Хюга" являются крупнейшими по размерам боевыми кораблями японского флота со времен войны.

Япония не остановилась на достигнутом и строит новый эсминец аналогичной концепции, водоизмещением уже 27 000 тонн. Всего планируется поставить в строй 2 "эсминца-вертолетоносца" "Идзумо".

Аналогичным водоизмещением обладает легкий итальянский авианосец "Кавур", построенный в 2008 году.
В следующем году флот уже может получить первый корабль типа "Идзумо".

Самый молодой

Если не считать перестроенных из бывших советских авианесущих кораблей авианосцев "Ляонин" и "Викрамадитья", принадлежащих соответственно Китаю и Индии, то последним на воду был спущен и принят флотом испанский "Хуан Карлос Первый".

Королева Испании София передает освященный флаг нового корабля капитану "Хуана Карлоса Первого". Фото: navaltoday.com
Королева Испании София передает освященный флаг нового корабля капитану "Хуана Карлоса Первого". Фото: navaltoday.com

Испанцы заказали корабль водоизмещением в 26 000 тонн в 2003 году и смогли его построить к 2010 году за 462 миллиона евро. Похожие по концепции, но заметно менее крупные и способные нести только вертолеты французские "Мистрали" строились за 451 миллион евро, а России продавались по 720 и 650 миллионов.

"Хуан Карлос Первый" в Ионическом море, 2011 год.
"Хуан Карлос Первый" в Ионическом море, 2011 год.

Фактически "Хуан Карлос Первый", сменивший в испанском флоте легкий авианосец "Принсипе де Астуриас", совмещает в себе функции универсального десантного корабля и авианосца, так как способен нести, кроме 12 ударных самолетов AV-8B Harrier II и 10 вертолетов, 900 солдат и до 46 танков "Леопард 2Е".

В 2007 году два аналогичных корабля заказала у Испании Австралия, предпочтя испанскую разработку французскому "Мистралю". В 2009 году Россия пригласила испанцев к участию в конкурсе на новые десантные корабли, но выбрала в 2011 году "Мистрали".
{banner_819}{banner_825}
-25%
-20%
-15%
-50%
-30%
-50%
-20%
-50%
-90%
-70%
0063371