• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Борис Кудревич, / Фото: Вадим Замировский

Метрополитен всегда был загадкой для большинства пассажиров. Спускаясь вниз по эскалатору и не спеша просматривая новости в соцсетях, даже не подозреваешь, что метро – это не только платформы ожидания, поезда и турникеты с охраной. IT.TUT.BY узнал, как живет метро, откуда берется интернет, чем отличаются тоннели в реальной жизни от нарисованных в Metro 2033.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Наша прогулка по метро началась в час ночи на станции "Октябрьской". Спускаясь вниз по остановленному эскалатору, наблюдаем, как собираются сотрудники метрополитена. В то время как большинство жителей столицы уже легли спать, у них только начинается рабочий день.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Чтобы посетить тоннели, нам необходимо зайти в кабинет дежурного по станции и зарегистрироваться. Каждый из спускающихся в перегоны (тоннели между станциями. – Прим. ред.) сотрудников должен дважды отметиться в специальном журнале: при входе и при выходе. Если человек забыл навестить дежурного после завершения обхода перегона, то за ним могут отправить и поисковую группу и даже задержать поезд.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Далее наш путь лежит к подземной базовой станции мобильного оператора. В небольшой комнате находится радиоузел, в котором и располагается связующее звено между смартфоном пассажира и Всемирной сетью. И тут ведущим нашей экскурсии по подземке становится пресс-секретарь МТС Юрий Миронов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сердцем базовой станции являются два передатчика, для 2G- и для 3G-связи. От них сигнал идет к базовой станции, а после, по кабелям (фидерам), словно по кровеносным сосудам, интернет расходится по платформе и прилегающим тоннелям. Таких сердец всего 29, ровно по количеству станций метрополитена.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

На часах без пятнадцати два, и уже скоро мы сможем прогуляться по опустевшему перегону. Как пояснил тоннельный мастер Сергей, любые работы в перегонах начинаются с 2-х ночи, после отключения питания контактного рельса. К слову, напряжение на нем достигает 825 В, а сила тока – 3000 ампер, при смертельной для человека всего в 0,1 ампера.

По громкоговорителю раздалось оповещение об отключении контактного рельса, однако путь в тоннель для нас пока закрыт.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY


Стоя на перроне, ожидаем проезда трех хозяйственных дизельных поездов. Чтобы не скучать, разговариваем с Сергеем и пресс-секретарем столичного метрополитена Андреем Кузьминым. В ходе беседы была развенчана популярная легенда о гигантских крысах, живущих в тоннелях.

"Какие крысы, что им делать в метро? Здесь же все заполнено маслом и креозотом. Грызть кабели? Так они все в защищенных кожухах. Им банально нечего есть тут", - выступает в роли разрушителя мифов Андрей. Не могли мы не спросить и про легенду о станции метро между "Октябрьской" и "Площадю Ленина". Увы, но и тут нас постигло разочарование. Все же по книгам Глуховского и шутерам от 4A Games метрополитен представлялся более загадочным и мистическим местом.

Вот такие ожидания


А вот так в реальности
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вот подключается пресс-секретарь МТС и показывает возле начала тоннеля два флажка-антенны. Как оказалось, они предназначены для обеспечения платформ 2G- и 3G-сетью. Помимо этого, антенны транслируют связь на первые несколько десятков метров в глубь тоннеля. Благодаря этому при приближении поезда к станции у пользователей начинает появляться мобильный интернет. Теоретически станция способна обеспечивать скорость передачи данных до 42 Мегабит/с, но на практике эта цифра, конечно же, меньше. Однако мощности аппаратуры хватает, чтобы обеспечить интернетом два приходящих на станцию поезда в час пик, а это около 3000 человек, стремящихся проверить почту, отправить сообщение по мессенджеру или узнать свежие новости.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В 2.15 мы наконец-то смогли сделать первый шаг навстречу тоннелю. И пускай популярные легенды и мифы о метро уже развеяны, но аккуратно бредя по шпалам, чувствуешь себя первооткрывателем неизвестных земель. Диаметр тоннеля 5,1 метра, и со всех сторон нас окружают переплетения кабелей.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Чтобы обеспечить 3G-интернет на протяжении всего перегона, антеннами уже не обойдешься. Как рассказали экскурсоводы, необходимо прокладывать специальные излучающие кабели, а это уже работа не на один месяц. При длине тоннелей в 37 километров у работников в запасе меньше 180 минут на ночь, чтобы успеть проложить кабель при помощи хозпоезда. К тому же необходимо крепить его через каждый метр пути.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как рассказал пресс-секретарь МТС Юрий Миронов, проект по "интернетизации" всего метро завершат не раньше 2015 года. К слову, даже для одного оператора такая задача выльется в колоссальную сумму, исчисляемую не одной сотней тысяч долларов. Поэтому МТС, velcom и life:) будут осуществлять этот проект сообща.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Прогулявшись по тоннелю, мы поворачиваем назад, на часах почти три ночи, а у сотрудников метрополитена самый разгар работы. Проверяют надежность и износ шпал, электропроводку, смотрят, не протекают ли в перегоне грунтовые воды. Все работы необходимо завершить до 5 утра. В 4.45 подается световой сигнал, который говорит о том, что скоро на контактный рельс подадут напряжение. Через десять минут подается еще один сигнал, а если сотрудник не вышел из тоннеля до 5 часов, то пора отправляться на его поиски. В 5.30 стартует первый поезд, а это значит, что во избежание экстренных ситуаций к его пуску все должны быть готовы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Наша экскурсия по подземке подходит к концу. Пока мы не спеша идем к выходу из метро, Юрий рассказывает о том, что к концу 2014 года МТС сделают доступной технологию шумоподавления HD Voice при  использовании 2G-сети (ранее технология работала только в 3G).

На часах три ночи, мы выходим из метро навстречу холодному осеннему воздуху. По пути мы замечаем еще одну антенну в фойе метро и еще одну уже в подземном переходе.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Казалось бы, в суете мегаполиса мы принимаем как должное постоянный доступ в интернет и сильно возмущаемся, когда по какой-либо причине наш смартфон не может выйти во Всемирную сеть, однако после экскурсии начинаешь понимать, какие усилия прилагают и мобильные операторы, и рабочие метрополитена, чтобы обеспечить нам доступ к столь привычной технологии.

IT.TUT.BY благодарит МТС и Минский метрополитен за помощь в подготовке материала.
-40%
-15%
-8%
-21%
-23%
-20%
0071926