Денис Алдохин,

Очередная волна санкций Запада против России затронула не только экономические аспекты, но и военные. Под угрозой срыва находится контракт на поставку французских вертолетоносцев класса "Мистраль".

Американцы уже призвали НАТО выкупить корабли, а Польша грозится отказаться от услуг французских оружейных производителей в создании собственного противоракетного щита в случае передачи вертолетоносца российской стороне. Чем так важен "Мистраль" для России и почему американцы боятся передачи этого корабля и технологий его производства русским?

Этот корабль небоеспособен при температуре ниже 7 градусов по Цельсию и обладает практически нулевой боевой устойчивостью, но при этом стоит 450 миллионов евро. И все же Россия заинтересована в покупке вертолетоносца "Мистраль".

До того как к десантным вертолетоносцам типа "Мистраль" проявила внимание Россия, Франции было некому их продать, а собственному флоту хватило всего двух кораблей.

Фото: wikimedia.org

Контракт на постройку "Мистралей" в свое время буквально спас французское судостроительное предприятие DCNS и позволил создать 1000 рабочих мест, а общая сумма, которую по контракту должна была уплатить Россия, превысила 1,1 млрд евро. Под шумок этой сделки еще одна близкая к тогдашнему президенту Саркози французская компания GDF Suez претендовала на 9% акций "Северного потока". И вроде как на сделку было получено "добро".

Столь значительные траты многие эксперты расценили как попытку сближения России и Франции, по-другому объяснить покупку столь дорогого, но, увы, малополезного корабля было сложно.

Например, от "Мистралей" отказались австралийцы, по оценкам местных военных, французский корабль слишком дорогой, имеет определенные проблемы с мореходностью и слишком сложен. Поразмыслив, австралийцы выбрали испанский десантный вертолетоносец класса "Juan Carlos I".

Что представляет из себя "Мистраль"? Сам вертолетоносец построен с широким применением гражданских технологий. Это удешевляет проект, но при этом снижает живучесть корабля.

Фото: army-news.ru

По сути, у французов появился высокотехнологичный паром, способный перевозить военную технику и обеспечивать комфортные условия для работы штаба. Стандартное водоизмещение "Мистраля" составляет 16,5 тыс. тонн, полное – 21,3 тыс. тонн. Длина корабля — 199 м, ширина — 32 м, высота — 64,3 м, осадка — 6,3 м. Скорость полного хода — 18,8 узла, а дальность плавания – около 19,8 тыс. миль. Корабль может нести 16 боевых вертолетов (по 8 десантных и штурмовых машин). Одновременно на взлетной палубе размещаются шесть вертолетов.

Фото: quotulatiousness.ca/

Также на вертолетоносце могут размещаться два судна на воздушной подушке или четыре десантных катера. Около 13 основных боевых танков (по другим сведениям, от 5 до 17), 70 автомобилей и 470 человек десанта, при кратковременном переходе — до 900 (по другим сведениям – 1200).

Преимущества


Большой плюс "Мистраля" — широкое применение автоматизированных систем управления, которые помогли снизить количество членов экипажа до 160 человек.

Вертолетоносец отличается уникальной управляемостью: благодаря особой конструкции винтов, которые вращаются на 360 градусов, корабль может развернуться на месте.

Еще одна функция "Мистраля" – плавучий штаб. На вертолетоносце предусмотрено специальное помещение площадью 850 кв. м, в котором с комфортом могут работать до 200 специалистов.

Фото: survincity.com/

Помещение оснащено новейшими системами управления и коммуникации, позволяющими координировать действия вооруженных групп рода и масштаба, управлять смешанными операциями межвидовых группировок войск (сил), в том числе действиями эскадры, флотилии или флота.

Помещение выглядит как большой офис со множеством стеклянных перегородок, под полом размещены сетевые разводки с блоками выходов, позволяющие подключать до 150 компьютеров (предполагается, что находящиеся в штабе будут пользоваться, в основном, ноутбуками). Здесь же размещены БИЦ (боевые информационные центры), по отдельному — для оценки надводной и воздушной обстановки, а также управления авиацией. Есть еще центральный БИЦ, куда выводится вся информация.

Еще одна полезная функция "Мистраля" – возможность использования его в качестве госпиталя. На корабле есть специальное помещение на 69 койко-мест со всем необходимым оборудованием, позволяющим проводить даже самые сложные операции.

Фото: survincity.com

Отличные жилые условия: экипаж размещается в 2-, 4- и 6-местных каютах. В каждой есть душ и раздельный туалет, причем даже десант живет не в кубриках, а в каютах.

Недостатки


Слабое вооружение. "Мистраль" не способен постоять за себя. По российскому проекту корабль планируют оснастить только четырьмя системами ПВО: двумя шестиствольными артиллерийскими установками АК-630 и двумя зенитными ракетными комплексами (ЗРК) 3М47 "Гибка", которые установят побортно в спонсонах.

Комплекс АК-630 принят на вооружение в конце 60-х, отличается слабой помехозащищенностью, и его возможности поражения крылатых ракет сегодня весьма ограничены.

3М47 "Гибка" – это шесть или восемь пусковых контейнеров ПЗРК "Игла". Вероятность поражения ракетой цели в виде самолета тактической авиации на дальности до трех километров – 0,4-0,44, таких результатов удалось добиться на полигонных стрельбах при идеальных условиях.

На корабле будут и крупнокалиберные пулеметы, но особой погоды они не сделают. Единственное серьезное вооружение – сверхзвуковые крылатые ракеты "Калибр", но, опять же, их установку подтверждают не все открытые источники.

Прибавим к этому отсутствие комплекса какого-либо бронирования корпуса, высокий силуэт и отсутствие комплекса инженерных мер по обеспечению плавучести, характерных для военных кораблей, и большую высоту вертолетоносца — получим идеальную мишень.

Фото: marinebuzz.com

Невозможность самостоятельной высадки десанта. Для того чтобы осуществить десантирование, "Мистраль" использует самоходные баржи (плашкоуты). Для этого кораблю сначала нужно заполнить док-камеру водой, после вывести танко-десантный плашкоут. Сразу всю технику перевезти невозможно, необходимо сделать несколько рейсов, и все это время "Мистраль" представляет собой прекрасную неподвижную мишень. Конечно, можно перебросить десантников вертолетами, но тогда придется пожертвовать тяжелой техникой.

Фото: i.dailymail.co.uk

Во время пиар-визита "Мистраля" в Санкт-Петербург выяснилась неприятная подробность. Российские вертолеты "Ка-52" и "Ка-27" отлично помещаются на палубе, но не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолётный ангар.

Фото: img-fotki.yandex.ru

Французская электроника становится неработоспособной при температурах ниже семи градусов по Цельсию. В итоге основная ценность "Мистраля" теряется. А еще корпус корабля не имеет ледового подкрепления, поэтому судно не может действовать в северных широтах.

Сложная конструкция единой электроэнергетической установки с использованием погруженных главных электродвигателей, размещённых в винто-рулевых колонках. С одной стороны, она придает кораблю отменную маневренность, с другой — отличается невысокой скоростью хода: всего 18 узлов, в то время как десантные суда ВМС Испании и США способны выдать 22-24 узла.

Также интенсивное использование такой двигательной установки требует частого осмотра в доках главных электродвигателей. А мест, где это можно сделать, у России, особенно на Тихом океане, немного.

Наконец, не совсем ясно, будет ли передана российским военным главная фишка корабля – боевая информационно-управляющая система Système d'Exploitation Navale des Informations Tactiques-9 (сокращенно SENIT-9). Интерес российских военных к ней понятен – SENIT-9 обеспечивает взаимодействие корабля с авиацией, флотом и наземными войсками блока НАТО, имеет необходимое для этого программное обеспечение.

Что в итоге?


"Мистраль" – превосходный корабль для управления флотом и боевыми операциями в условиях мирного времени или конфликтов с заведомо слабым противником, который не располагает хоть сколько-то значительными вооруженными силами. Франции, с ее интересами в колониях, такой корабль необходим, а России?

Фото: media.defenceindustrydaily.com

Командование ВМФ РФ собирается пока использовать корабль только как штабное судно: вопросы по применению "Мистраля" в составе российского флота пока не проработаны, французский вертолетоносец не вписывается ни в одну существующую доктрину, даже состав его эскортной группы пока не определен. По факту – это дорогая игрушка для высших чинов ВМФ.

О бесполезности этого судна неоднократно говорил и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин: "Сам по себе корабль "Мистраль" — это большой десантный корабль-док, могу сказать свое личное мнение: мы могли бы обойтись без этого контракта, потому что располагаем теперь возможностью крупноблочной сборки такого рода кораблей".

В свою очередь директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин придерживается противоположного мнения и считает, что "Мистраль" необходим. В одном из своих интервью Шаравин заметил, что "Мистрали" могли бы использоваться Россией как командные пункты для управления группировками кораблей, в том числе и разнородных сил для проведения десантных или миротворческих операций в удаленных регионах. Ведь таких кораблей у России пока нет.

А вот доктор технических наук, капитан 1 ранга в отставке, специалист по системному анализу и проектированию сложных систем Владислав Никольский считает, что "многие технические решения, принятые на этом корабле, столь рискованны, что они не применяются даже на новейших десантных кораблях ВМС США". Поэтому принимать на вооружение "Мистраль" — большой риск.

А как считаете вы, нужен ли ВМФ России французский вертолетоносец и для чего?

Опрос

Нужны ли ВМФ России французские вертолетоносцы?

2 265 голосов

Результаты опроса

{banner_819}{banner_825}
-10%
-50%
-10%
-20%
-33%
-15%