Оружие


Денис Алдохин,

Моряки прошлого боялись огромных спрутов, морских чудовищ, якобы обитавших на глубине и способных утянуть под воду целые корабли. Прошли годы, и гигантские спруты так и остались мифом, зато в морях поселились куда более опасные стальные хищники, способные одним залпом потопить авианосец или уничтожить целое государство. IT.TUT.BY выбрал семь самых выдающихся подводных лодок когда-либо бороздивших просторы океана.

Самая первая

Фото: wordpress.com

Самой первой атомной подлодкой в мире считается американская атомарина USS Nautilus, спущенная на воду в 1954 году. Подлодка получилась крайне неудачной: работающие турбины создавали настолько сильную вибрацию, что сонар был бесполезен при скорости больше четырех узлов. Лодка становилась глухой, а обнаружить ее можно было на большом расстоянии. Конечно, о военном применении USS Nautilus с такими характеристиками речь не шла.

Фото: wordpress.com

Конструкция атомной установки оказалась настолько громоздкой (одна только защита, состоящая из стали, свинца и других материалов весила 740 тонн), что инженерам не удалось установить на лодку часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Тем не менее, лодка прожила длинную жизнь — 26 лет на службе. Только 3 марта 1980 атомоход USS Nautilus был исключен из состава флота.

Самая быстрая

Фото: photofile.ru

Самая быстрая атомная подводная лодка — титановая атомарина К-222 (проект 661 «Анчар»). Еще в далеком 1971 году при развитии полной мощности энергоустановками обоих бортов подводная скорость лодки достигала 44,7 узла (80,4 км/ч), что до настоящего времени является мировым рекордом.

Стоимость субмарины тоже была немаленькой: из-за высокой стоимости титановых деталей еще до конца сборки эту подлодку прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья.

Фото: photofile.ru

Даже сейчас лодка обогнала бы многие торпеды. Ни один эсминец США сейчас не в силах настичь идущую полным ходом К-222. Во время одного из походов в Атлантический океан лодка вела сопровождение американского авианосца «Саратога». При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, но не смог. Для команды «Саратоги» это было настоящим шоком, особенно когда К-222 несколько раз его обогнала. Перепуганный капитан увел авианосец на главную базу в Роттердам.

К-222 была вооружена 10 крылатыми ракетами, запуск которых производится из подводного положения на глубине до 30 м из предварительно затопленного заборной водой контейнера. Для самообороны на лодке имелись четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата (суммарный боезапас — 8 торпед), обеспечивающих стрельбу из глубины до 200 м.

В 2010 году уникальная подводная лодка была утилизирована на ОАО «ЦС «Звездочка».

Самая смертоносная

Фото: historywarsweapons.com

В случае ядерной войны атомоходам типа «Огайо» под силу стереть с лица планеты страну противника, они составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60% времени.

До настоящего времени «Огайо» удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет — 24 единицы — и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

Фото: 1.bp.blogspot.com

Высокая точность ракет «Трайдент-II», которыми вооружена подлодка, позволяет поражать любые высокопрочные цели типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах, в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Лодка оснащена атомным реактором, полностью автономна и, если надо, может круглый год нести подводное дежурство.

Самая незаметная

Фото: army.lv

При проектировании ракетоносца «Щука-Б» была поставлена задача в пять раз снизить уровень шумности по сравнению с самой совершенной российской торпедной лодкой 2-го поколения. Для этого на «Щуке-Б» была применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. В итоге лодка по уровню скрытности впервые в истории российского подводного кораблестроения превзошла лучший американский аналог — многоцелевую ПЛА 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Фото: army.lv

Да и вооружена «Щука-Б» до зубов: в ее арсенале — крылатые ракеты «Гранат» (дальность до 2500 км), подводные ракеты «Шквал» и противолодочные ракеты «Водопад», «Ветер». «Щука-Б» обладает не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (следоподобной аномалии). Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

По словам адмирала Джереми Бурда, занимавшего должность начальника оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, на тот период американские корабли были не в состоянии обнаружить «Щуку-Б», идущую со скоростью 6−9 узлов.
Получается, что по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения. Более того, «Щуки-Б» способны преодолевать незамеченными американскую гидроакустическую противолодочную систему SOSUS.

Малозаметность новой подлодки российские военные наглядно продемонстрировали вероятным противникам 29 февраля 1996 года, когда во время учений флота НАТО, после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская субмарина с просьбой о помощи (один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита). Вскоре в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б».

Самая бесшумная

Фото: military-today.com

Корпус атомной подлодки типа Seawolf — почти идеальной гидродинамической формы, он имеет внутренние и наружные акустические покрытия, не выпускающие собственные шумы и поглощающие импульсы поисковых сонаров противника. Также на лодках типа Seawolf установлены активные средства гашения акустической энергии. Эти хитроумные приборы преобразуют акустическое поле корабля таким образом, что оно сливается с фоновым.

В качестве движителя применен водомет, шум от которого гораздо ниже, чем от традиционного гребного винта. Если засечь шумы Seawolf, как уже отмечалось, чрезвычайно сложно, то сам он «слышит» очень хорошо благодаря семи акустическим антеннам. Этот комплекс способен обнаруживать, классифицировать и отслеживать до 1800 акустических контактов. На АПЛ типа Seawolf отсутствуют внешние установки вертикального пуска (УВП) для стрельбы КР «Томагавк». Они выстреливаются (как «Гарпуны» и торпеды) из торпедных аппаратов подлодки.

Фото: bastion-karpenko.ru

Причем в боекомплект входит как стратегический, так и противокорабельный варианты этой крылатой ракеты. Первый может быть снаряжен ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн и способен следовать к удаленной на расстояние до 2500 км цели на дозвуковой скорости на высоте от 15 до 100 м над поверхностью. Добавьте к этому торпеды, способные поражать корабли и подлодки противника на дальности до 50 км, и получите идеального морского охотника.

Самая современная

Фото: naval-technology.com

Подлодки типа «Virginia» предназначены как для глубоководных, так и для прибрежных операций. Сердце лодки — атомный реактор GES9G — имеет две турбины, которые будут передавать свою энергию на один гребной винт и один водомет. Кстати, реактор S9G — «одноразовый». Он впервые в мировой практике не требует перезарядки в течение всего жизненного цикла корабля — от постройки до утилизации. Кроме того, в отличие от других лодок, на «Virginia» отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения.

Фото: naval-technology.com

Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера. Показатель уровня шума здесь такой же, как и у «Seawolf», и намного ниже, чем у российских улучшенных подлодок. Этого удалось добиться путем внедрения в легкий корпус звукопоглощающих материалов, хорошей изоляции каждого отсека и нового типа движителя. Правда, состоящий из керамико-пластикового композита легкий корпус не позволяет погружаться лодке больше чем на 366 метров.

«Virginia» оснащены двенадцатью вертикальными шахтами для крылатых ракет с системой запуска MK 45 VLS, которые находятся на носу лодки позади торпедного отсека. Такие ракеты помещены в специальные капсулы, которые позволяют запускать их из глубины до 300 метров.

На «Virginia» можно использовать как обычные крылатые ракеты, так и «Томагавки», которых за один залп можно выпустить до шестнадцати штук. На борту также находятся двадцать шесть противолодочных торпед последнего поколения Mk 48 ADCAP Mod 6 и двенадцать противокорабельных ракет класса «Гарпун». Кроме того, на АПЛ класса «Virginia» имеется камера, предназначенная для специальных операций. В ней может размещаться небольшая 55-тонная подводная лодка для доставки спецподразделений, отряды диверсантов или необитаемые подводные разведывательные аппараты.

Самая большая

Фото: idata. over-blog.com/

Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — настоящий морской левиафан размером с девятиэтажный дом и длиной с два футбольных поля. Основу вооружения «Тайфуна» составляли баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета до 10 000 км. Ракета могла нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью до 100 000 тонн каждая. Запуск ракет осуществляется вовсе не путем нажатия «красной кнопки».

Для этого необходимо повернуть два ключа, один из которых находится у командира БЧ-2, а второй — у командира лодки. Всего на одном подводном крейсере было 20 пусковых установок для таких ракет. То есть, одним залпом можно было уничтожить Америку, как Северную, так и Южную. Лодка имеет уникальную конструкцию — это тримаран. В одной стальной оболочке содержатся два сверхпрочных титановых корпуса диаметром по 10 м каждый, между ними — три таких же прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами и несколькими десятками торпед и ракетоторпед, кормовой с рулевым отсеком и центральный, где находится главный командный пункт. «Тайфун» может всплывать в арктических водах, ломая корпусом многометровые льдины, погружаться на глубину несколько сот метров и находиться в подводном положении практически неограниченное время.

Фото:ammokor.ucoz.ru

Экипаж размещен в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, бассейн размером 4×2 м и глубиною 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок».

Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим «Хилтоном». При всей своей массе, а водоизмещение лодки проекта «Акула» больше, чем водоизмещение тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», атомоход получился очень шустрым — подводная скорость 30 узлов, и тихим. Кстати, атомоходы проекта «Акула» занесены в Книгу Гиннесса как самые большие подводные корабли в мире.

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-24%
-50%
-25%
-50%
-90%
-19%
-50%
-10%
-16%