Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Гаджеты


Дмитрий Смирнов,

Рынок телефонов и смартфонов в Беларуси постепенно трансформируется. Белорусы все реже покупают "серые" устройства, продающиеся, в большинстве своем, через интернет, предпочитая им "белые" трубки в салонах/интернет-магазинах ритейлеров или сотовых операторов.



Но доля "серых" устройств в нашей стране по-прежнему высока. По оценке источника 42.TUT.BY, знакомого с ситуацией на рынке, доля таких аппаратов в общем количестве продаваемых смартфонов составляет в настоящий момент примерно 40%. И тому есть логичное объяснение – "серые" гаджеты часто стоят намного дешевле.

42.TUT.BY разобрался, почему "серые" продавцы предлагают более низкие цены, и чем грозит белорусу покупка такого устройства.

Чем дороже смартфон, тем больше будет различаться цена у "официалов" и "неофициалов". Например, в случае с популярным Samsung GALAXY S5 разница составляет 180-220 долларов. Естественно, что столь значительная "надбавка" влияет на окончательный выбор потенциального покупателя.


"Белая" схема

"Официальные продавцы формируют розничную стоимость каждой модели исходя из закупочной цены, которая, в свою очередь, зависит от множества факторов. Это стратегия вендора на конкретном локальном рынке, потенциальный объем продаж модели, договоренности с конкретным ритейлером (оптовая скидка), жизненный цикл товара, различные бонусы, скидки и т.д. - объясняет Юрий Лукашевич, начальник отдела сопровождения продаж и обслуживания в МТС. - Далее к этой цене прибавляется таможенная пошлина (5%, если это поставка не из стран таможенного союза), НДС (20%), а также иные расходы (около 1%). И только потом "белый" продавец делает торговую наценку".

В торговую наценку (как правило, 20-30% для обычной продажи, больше при продаже в рассрочку) включена не только маржа продавца, но и различные дополнительные расходы, в том числе аренда помещений. Именно поэтому "белые" продавцы, торгующие через интернет, предлагают, зачастую, более привлекательные цены, чем оффлайн-ритейлеры.


"Серая" схема

У "серых" продавцов свои схемы, которые позволяют им ставить гораздо более низкий ценник.



42.TUT.BY пообщался с одним из таких продавцов, который (по понятным причинам) пожелал сохранить свое имя в секрете. Для удобства, ниже по тексту будем называть его "Н."

По словам Н., люди, торгующие серыми аппаратами, часто прикрываются статусом ИП (индивидуальных предпринимателей), причем они могут даже не являться таковыми, а действовать по договоренности (использовать реквизиты, адрес и т.д.).

"Серые" продавцы закупают смартфоны, как правило, в Польше, Прибалтике или Китае, как частное лицо (часто с большой скидкой мелким оптом), ввозят их в страну (не всегда легально) и затем продают. Для создания видимости реализации на законных основаниях, продавцы оформляют договоры комиссии со своими родственниками и знакомыми, т.е. продают аппараты под видом комиссионного (б/у) товара (это одна из популярных схем).

Что касается наценки, то она может быть как 10, так и 100%. Это зависит от многих факторов – модели, спроса и т.д.
Но покупателя мало интересует, как ввезен необходимый ему смартфон и сколько заработает продавец. Чаще его волнует, чтобы аппарат был максимально дешевым, новым и исправным.


Что с гарантией?

"Серые" продавцы действительно выписывают гарантийный талон "минского (или иного) сервисного центра", но, как правило, в случае поломки аппарата, он вам не поможет.



"Подобные неавторизованные сервисные центры часто отказывают покупателям в ремонте, и тогда те идут к продавцу, - рассказывает Н. – А дальше все зависит от ИП. Если тому важна репутация, он возьмет неисправный смартфон и починит его за свои кровные. Но чаще происходит наоборот".

Причем, если продавец не выписал чек (а покупатель его не потребовал), то у человека вообще нет шанса оспорить действия продавца в Обществе защиты прав потребителей или в суде, так как в этом случае нет подтверждения факта покупки.

Не поможет вам с гарантийным ремонтом "серого" аппарата и авторизованный центр производителя устройства. Те, как правило, ведут учет официально ввезенных в страну смартфонов (по IMEI) и бесплатно отремонтируют аппараты только из "белого" списка.

К примеру, если вам продадут польский Samsung GALAXY S5, то гарантийный ремонт сможет быть произведен только в соответствующем регионе, но не у нас.



"Да, действительно, мы осуществляем гарантийный ремонт смартфонов Samsung с правильно оформленными гарантийными талонами, но аппараты должны быть официально проданы в Беларуси или России. Это мы проверяем по нашей базе", - рассказали 42.TUT.BY в авторизованном сервисном центре Samsung. В АСЦ Samsung вам, конечно же, починят польский GALAXY S5, но за деньги. А замена, например, неисправного дисплейного модуля для этого аппарата обойдется покупателю более чем в 200 долларов.

"Покупатель сначала покупает телефон на 50 долларов дешевле (чем у "белого" продавца – прим.авт.), а в случае поломки сталкивается с тем, что официальный СЦ откажет в гарантийном ремонте, - отметил источник 42.TUT.BY в белорусском ритейле. - Гарантийные талоны на 36 месяцев, что дают продавцы, стоят пару долларов. Есть соответствующие СЦ, для которых продажа таких талонов - основной источник дохода. И, естественно, ремонтировать они ничего не собираются. Почти любая поломка объясняется физическими повреждением телефона, трещинами на материнской плате и т.д. А в качестве подтверждения используется тот факт, что на корпусе практически любого телефона есть царапины или сколы".

Радует, что современные смартфоны (особенно это касается аппаратов A-брендов) ломаются довольно редко. Один из ритейлеров сообщил 42.TUT.BY, что средний процент брака этих устройств находится на уровне 1-2%.


Как отличить "серый" смартфон от "белого"?

"Все официально ввозимые в РБ смартфоны и мобильные телефоны подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками", - рассказал Сергей Стаюничев, заместитель управляющего онлайн-гипермаркета www.21vek.by.

Это маленькая наклейка размером 17х18 мм, на которой указан код и наименование товара:



"Т.е. если на смартфоне не наклеен этот контрольный знак - перед вами незаконно ввезенный в РБ товар, официальной гарантии на который, скорее всего, не будет", - сообщил представитель белорусского интернет-гипермаркета.


Мы ни в коем случае не склоняем вас к покупке "белых" или, наоборот, "серых" устройств. У каждого варианта есть плюсы и минусы, а какой из них выбрать – решать уже вам.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-15%
-10%
-10%
-20%
-10%
-20%