• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Создание сухопутных линкоров тревожило умы не одного поколения конструкторов прошлого века. Создать сверхтанк, который в одиночку сможет уничтожить противника и принести победу, тогда еще не считалось чем-то фантастическим. Так или иначе, постройку или проектирование сверхтяжелых танков на протяжении всего XX века вели все страны.

Царь-танк Лебеденко

Фото: rusring.net

Царь-танк конструкции инженера Николая Лебеденко – самый большой гвоздь в гроб российской бронетехники времен Первой мировой войны. На этого левиафана было потрачено много денег, времени и материальных средств, в то время как в небольшой маневренный танк "Вездеход" конструкции Пороховщикова не было вложено ни копейки. Но обо всем по порядку.

Царь-танк был колесной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний каток был заметно меньше, около 1,5 м. Ширина Т-образного коробчатого корпуса – 12 м, на выступающих за плоскости колес крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулеметами, по одному с каждой стороны.

Фото: wikimedia.org

Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/ч. Увидев такой проект, любой современный военный инженер покрутил бы пальцем у виска. Но Лебеденко смог протолкнуть свой "проект" и даже заручился поддержкой Николая II.

Зная, что император очень не любит скучные лекции, на которых частенько спит и ничего не смыслит в механике, Лебеденко перед аудиенцией построил игрушечный макет танка с двигателем на базе граммофонной пружины. В итоге, по воспоминаниям очевидцев, император и инженер полчаса, "аки дети малые", ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов "Свода законов Российской империи".

Николай II, впечатленный машиной, распорядился открыть финансирование проекта. Работы под императорским патронажем шли быстро – вскоре необычная машина была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом. 27 августа 1915 года были произведены первые ходовые испытания готовой машины.

Фото: yaplakal.com


Применение больших колес предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях, – машина ломала березы, как спички. Но вот незадача, инженер из Лебеденко был аховый, поэтому он даже не просчитал распределения веса машины в целом. В итоге Царь-танк попал задней тележкой в небольшую канаву и не смог сдвинуться с места. Большие колеса оказались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов "Майбах" по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.

И тут вдруг прозрели военные, выяснив, что колеса 9 м в диаметре очень уязвимы для артиллерии врага! Естественно, попасть в такую мишень фугасным снарядом мог даже контуженый артиллерист врага, а при удачном попадании в ступицу колеса машина вообще бы складывалась, как карточный домик.

Сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний так и не удалось. Конструкция еще семь лет ржавела в лесу, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом. Кстати, те, кто принял проект Царь-танка, похоронили "Вездеход" Пороховщикова (этот танк с легкостью преодолевал любые преграды, был легким, маневренным и простым в производстве), чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса "Вездехода" и танков Mk I говорит сама за себя.

Сверхтяжелый танк К-Wagen ("Колоссаль")

Фото: pro-tank.ru

Создавать сверхтанки у немцев, похоже, – национальная традиция, иначе как объяснить их постоянные попытки построить очередного железного монстра. Первым "детищем" сумрачного немецкого гения стал сверхтяжелый танк К-Wagen. "Колоссаль" весил около 150 т (!) и имел экипаж в 22 человека, из них – два водителя.

Длина машины составила почти 13 м, ширина – около шести. Механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии, должны были вести огонь из задних пулеметов. "Колоссаль" мог сосредоточить огонь примерно равной плотности в любом направлении, т. е. установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела. Броня танка доходила до 30 мм, на вооружении были четыре 77-мм пушки и 6-7 пулеметов MG.08. Ползал танк почти никак – 7 км/ч и только по твердому грунту. При этом топлива в баке – 3000 л, едва хватило бы на один бой. После его постройки, в самом конце Первой мировой войны, оказалось, что танк пригоден только для позиционной войны.

Фото: wikimedia.org

Виной тому – большое мертвое пространство в поле обзора, что было терпимо только для "позиционного" танка, а по вооружению танк К-Wagen представлял собой установленные в одном "подвижном форте" артиллерийскую и пулеметную батареи.

Американская "Черепаха" – сверхтяжелый танк Т28

Фото: .wikimedia.org

Увлечение гигантоманией не обошло и янки, которые решили, что сверхтяжелые танки понадобятся им в Европе для преодоления заблаговременно укрепленных оборонительных линий типа немецкого "Западного вала". В результате долгих голосований проект был принят в марте 1944 года, сухопутные войска заказали пять танков, получивших обозначение Т28. Эти машины имели 305-мм броню и боевой вес около 95 т.

По проекту предполагалось создать приземистый, безбашенный танк. При этом 105-мм пушка Т5Е1 монтировалась в лобовом листе с углами наведения по горизонту 10° и углами склонения +20-5°. Шеф департамента вооружения 7 февраля 1945 года издал меморандум с предложением сменить наименование с Т28 на "самоходное" Т95, учитывая как раз отсутствие башни и слабое вспомогательное вооружение. Первая машина из двух была готова 21 декабря 1945 года, двигательная установка Т95 была практически идентична установленной на танке М26 "Першинг".

Фото: wikimedia.org

Поэтому "Черепаха" свое прозвище полностью оправдывала: 500-сильного двигателя Форд-GAF хватало, чтобы разогнать машину до 12 км/ч, запаса топлива хватало на 100 миль. Большой вес машины заставил особое внимание уделить снижению удельного давления на грунт. Решение этой проблемы было достигнуто установкой двух пар гусениц – по паре на борт. Внешние гусеницы вместе с бортовым 100-мм экраном могли демонтироваться для движения танка по твердому грунту.

Фото: kn3.net

Снятые гусеницы при этом буксировались за самоходкой. Снятие внешних гусениц уменьшало ширину машины с 4,56 м до 3,15 м. На испытаниях в Абердине четыре члена экипажа снимали внешние гусеницы с первой попытки за 4 часа, столько же требовалось для их монтажа. С третьей попытки обе эти операции заняли 2,5 часа. В июне 1946 года название было вновь изменено – машина стала тяжелым танком Т28. До наших дней сохранился один-единственный экземпляр, он выставлен в коллекции музея Паттона в Форт-Кноксе, Кентукки.

Любимый "Мышонок" Гитлера

Фото: wikimedia.org

Maus – самый тяжелый по массе танк, когда-либо созданный в металле. "Мышонок" весит порядка 188 тонн, но благодаря старанию немецких конструкторов удельное давление на грунт у него не больше, чем у "Королевского тигра". В качестве вооружения танк располагал сразу двумя пушками: 128-мм KwK.44 L/55 (ее снаряд пробивал навылет любой средний танк противника и не оставлял шансов тяжелому) и 75-мм KwK40 L/36. Бензиновый двигатель Daimler-Benz MB 509 мощностью 1080 л. с. позволял "бегать" со скоростью до 20 км/ч. Правда, запас хода был невелик.
Вместимости баков на 2700 л + 1500 л (во внешних) хватало на 160-190 км по шоссе и всего на 62 км по пересеченной местности.

Фото: imageshack.us

А в условиях, например, российского бездорожья с "Мышонком" можно было и вовсе не сражаться, просто отъехать подальше и ждать, пока у немцев не закончится топливо или они окончательно не потонут в грязи. Учитывая большой вес танка, конструкторы понимали невозможность его перехода через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять тяжелые машины попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, Maus получал по кабелю управление и электропитание для движения от собрата на берег.

Фото: desura.com

Всего немцы собрали два экземпляра машины, однако на заводе находилось еще девять танков, которые были в различных стадиях готовности. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять Рейхсканцелярию и ОКХ в Вюнсдорфе, но они не смогли выполнить и это задание. Сегодня в мире есть только два экземпляра "Мышонка", первый хранится в Бронетанковом музее в Кубинке, собранный из частей захваченных машин, а второй – в Америке, восстановленный реставраторами.

Сухопутный крейсер Р-1000 Ratte "Крыса"

Фото: theorderoftheironphoenix.com

По замыслу немцев, "Крыса" должен был положить начало новому классу наземных боевых машин, у немцев он получил обозначение "Сухопутный Крейсер".

Размеры у сверхтанка были соответствующие: длина 35 м, ширина 14 м, высота 11 м. P-1000 должен был оснащаться гусеницами шириной 3,5 м, схожими с теми, что используются на карьерных экскаваторах. В качестве силовой установки планировалось использовать два дизеля MAN общей мощностью 17 000 л. с. или 8 дизелей Daimler-Benz общей мощностью 16 000 л. с. Согласно расчетам, это позволило бы Р-1000 передвигаться с максимальной скоростью 40 км/ч.

Вооружение, установленное на "Крысе", было таким же, как на тяжелых крейсерах Шарнхорст и Гнейзенау. Главная башня P-1000 несла два морских орудия 28 cm ShiffsKanone C/28. Каждое орудие весило 48,2 т при длине ствола около 15 м. Заряд имел 1,2 м в длину. Бронебойный снаряд (Panzersprenggranate) весил 330 кг и содержал заряд весом 8,1 кг. Фугасный весил 315 кг, включая 17,1 кг взрывчатки. Максимальная дистанция стрельбы этих орудий составляла 42,5 км. А теперь сосчитаем, сколько бы весила "Крыса".

Фото: theorderoftheironphoenix.com

Если учесть, что минимальное бронирование P-1000 должно было составлять 200 мм плюс пара основных орудий, башня сама по себе добавила бы еще около 100 тонн веса.

По примерным прикидкам, вес башни должен был составить минимум 380 т, не включая вес оружия, орудийных манжет и башенного оборудования. О боезапасе можно только гадать, но надо иметь в виду, что каждые три снаряда прибавляли почти тонну веса. В итоге "Крыса" бы весила около 1000 т.

Гитлер просто влюбился в идею создания поистине супертанка и приказал Круппу продолжить работы по проекту. Учитывая сложность задачи, проектирование "Крысы" продвигалось достаточно медленно, в итоге немцы успели построить только башню, которая использовалась в качестве береговой батареи в Норвегии и сумела пережить войну.

В целом стоит отметить, что "Крыса", обладая, вероятно, низкой подвижностью, была бы неуязвима для огня артиллерийских орудий (кроме сухопутной артиллерии особой мощности) и противотанковых мин, но не защищена от продолжительных бомбардировок с воздуха.
{banner_819}{banner_825}
-35%
-30%
-10%
-20%
-35%
-50%
-10%
-20%
0063371