Денис Алдохин,

На вооружении армии Израиля стоит самый большой, самый тяжелый и, по утверждению создателей, самый защищенный танк в мире – "Меркава Mk.4". Впрочем, эту машину можно встретить лишь в Израиле, несмотря на активное продвижение танка на внешних рынках.

Пока, кроме Сингапура, который якобы заключил контракт на поставку 50 танков ценой в 500 млн долларов, никто на такие покупки не решился. В то время как российский Т-90С всегда привлекает военных, которым нужно относительно недорогое, но эффективное оружие.

Например, Т-90С является основой бронетанковых сил Индии, местный министр обороны Джасвант Сингх назвал российскую машину вторым после ядерного оружия фактором сдерживания потенциальных военных угроз.

Так чем плоха "Меркава Mk.4"? Российское издание "Военно-промышленный курьер" опубликовало сравнительный анализ двух танков.

Больше размер, меньше брони

Фото: pro-tank.ru

В материале говорится, что "Меркава Mk.4" отличается избыточным весом и большим коэффициентом удельного давления на грунт. При массе порядка 70 тонн это танк для одного театра военных действий – ближневосточного, с его каменистыми почвами, способными выдержать такой вес. А что будет с танком на мягких болотистых почвах, местах с обилием рек или рисовых плантаций, тропических джунглей?

Фото: anaga.ru

Правильно, машина увязнет по самую башню, да и сколько мостов выдержат такой ОБТ? А преодолевать водные преграды по дну "Меркава Mk.4" не сможет - ее банально к этому не готовили, да и зачем оборудование для подводного вождения танка в пустынной местности?

Из-за переднего расположения МТО и смещения места механика-водителя к левому борту, а также малого уклона верхнего броневого листа обзор вправо сильно ограничен, поэтому аварии танка – вовсе не редкость.

Фото: army-news.ru

К тому же марево от нагретого двигателя сильно мешает стрельбе, да и выхлопы двигателя перед приборами СУО затрудняют прицеливание. Кроме того, стрельба на ходу затруднена из-за перетяжеленного носа.

В кормовой части израильского танка размещен отсек для пехотинцев или носилок с ранеными, там же можно хранить боекомплект. Такое конструктивное решение сильно увеличивает забронированный объем, который у "Меркава Mk.4" вдвое больше такового у Т-90С. Естественно, защитить от противотанковых средств такое внутреннее пространство сложно.

Фото: topwar.ru

Еще одно уязвимое место израильского танка – нижний лобовой лист, который имеет толщину всего 100 мм и расположен довольно высоко.

У Т-90 плотная компановка с задним расположением МТО, поэтому забронированный объем по сравнению с "Меркава Mk.4" невелик. В результате при более мощной защите вес российского танка составляет около 50 тонн (пустой - 46,5 тонны).

Другое достоинство Т-90С – автомат заряжения, который позволяет быстро вести стрельбу и сокращает экипаж до трех человек, которые могут осуществить посадку/высадку в танк за 8-12 секунд.

Фото: opoccuu.com

В "Меркава Mk.4" только 10 выстрелов размещены в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему. Оставшиеся 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. В итоге экипаж танка больше на одного человека. Как следствие, необходимо дополнительное пространство и его бронирование. К тому же у заряжающего нет своего люка, а командирский настолько тяжел, что для его поднятия используется электропривод.

Броня крепка?

Если говорить о защищенности, то здесь снова преимущество на стороне российской машины. Она ниже, меньше размером, что затрудняет ее обнаружение на поле боя. Кроме того, Т-90С может оснащаться маскировочным комплектом "Накидка", снижающим заметность машины в тепловом, оптическом и радиолокационных диапазонах.

В статье приводится мнение, что Т-90С превосходит "Меркава Mk.4" по баллистической стойкости корпуса благодаря разнесенной броневой защите и наличию динамической защиты. Особенность брони Т-90С – высокая стойкость к бронебойно-подкалиберным и кумулятивным боеприпасам.

Фото: gunm.ru

"Меркава Mk.4" ориентирован на максимальную защиту экипажа, в первую очередь против ПТУР и РПГ, которые имеются в избытке у противников израильтян – арабских террористов. А вот против современных бронебойно-подкалиберных снарядов броня израильского танка слаба.

Фото: weapons-world.ru/

Например, во время одного из боев элитная бригада ЦХАЛ "Иквот ха-Барзель", оснащенная новейшими "Меркава Mk.4", потеряла 11 машин из 24, принявших участие в наступлении.

Подвеска и подвижность

Все танки элитной бригады были поражены ПТУР, так как тяжелого вооружения у террористов не было, при этом у Израиля было полное превосходство в воздухе. Все свои потери израильтяне объяснили наличием у арабов ПТРК "Корнет-Э".

Считается, что точность стрельбы "Меркава Mk.4" сильно снижает пружинная подвеска - во время передвижения по пересеченной местности появляются сильные колебания корпуса. Такой тип подвески на бронетехнике большинства стран мира не используется.

Фото: wikimedia.org

У Т-90С, в свою очередь, торсионная подвеска, которая обеспечивает высокую плавность хода и дает возможность передвигаться по бездорожью на высокой скорости и стрелять сходу.

Преимущество у Т-90С и в силовой установке: "Меркава Mk.4" оснащается дизельным двигателем, работающим исключительно на солярке. А вот мотор российского танка многотопливный, что на войне является большим преимуществом.

Также покупателям "Меркава Mk.4" придется иметь дружеские отношения не только с Израилем: 28% комплектующих танка изготавливается в других странах.

Так, части двигателя МТ883 производятся немецкой фирмой MTU, затем отбираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США, и только тогда силовая установка, получившая индекс GD883, экспортируется в Израиль. Трансмиссия, RK325, кстати, тоже выпускается в Германии фирмой Renk.

Фото: postimg.org

Ну и последний вопрос – это цена. Т-90С намного дешевле израильской машины (в 2-3 раза в зависимости от контракта), да и с поставкой комплектующих проблем нет.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-10%
-80%
-50%
-25%
-20%
-20%
-45%
-18%
-50%
-99%