Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Дмитрий Смирнов,

Несмотря на широкое распространение интернет-радиовещания, старое-доброе FM-радио не собирается уходить из эфира. 42.TUT.BY посетил студию одной из самых популярных белорусских радиостанций - "Юнистар" - и побеседовал с ее программным директором.

В студии нас встретил диджей Вадим Савин, готовящийся к еженедельному Unistar Top-20.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Студия рассчитана на выход в эфир сразу нескольких человек - это могут быть приглашенные гости или, например, ведущие утреннего шоу.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Радиостанция четко описала портрет своего потенциального слушателя: как на бумаге, так и на фото:

Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

Диджей - это не только ведущий, но и звукорежиссер. Он "склеивает" песни в эфире, разбавляя их различными вставками и роликами. При этом плейлист от начала и до конца формирует музыкальный редактор. Диджей не имеет права даже поменять песни местами.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

На эти телефоны дозваниваются слушатели.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Специальная программа обрабатывает присылаемые слушателями SMS-сообщения:

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вадим рассказал, почему он всегда в хорошем настроении: "Потому что стол - красный!"

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Программный директор Александр Найденов демонстрирует корпоративную газету. С ее помощью сотрудники узнают о достижениях своих коллег. Кстати, есть на ней и упоминание TUT.BY.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мы расспросили Александра о том, чем живет FM-радиостанция сегодня и как она эволюционирует в условиях конкуренции с интернет-вещанием и подкастами.

"Юнистар" работает в эфире уже более 14 лет, и если ранее она ориентировалась на молодежь, то сейчас приоритеты несколько изменились. По словам программного директора, слушатели растут вместе с радиостанцией, и радиостанция растет вместе со своими слушателями. Именно этим и обусловлено выбранное направление FM-волны - "музыка 90-х и 2000-х". Александр отметил, что радиостанция находится в постоянном движении, адаптируясь под меняющиеся условия, однако резких движений не совершает.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Многие уходят от классического FM-радио к интернет-радиостанциям. Интернет стал безлимитным, стоит недорого, поэтому зачастую на работе люди выбирают именно интернет, а не приемник. К тому же там гораздо меньше рекламы, нет обязательного количества белорусской музыки и гораздо шире возможности персонализации - можно выбрать волну на любой вкус. Вы не боитесь такой конкуренции, как трансформировалось эфирное радио в этих условиях?

- Интернет - это один из главных источников тех трансформаций, которые претерпело эфирное радио за последнее время. Мы каждый год говорим об этом на большой международной конференции Российской Академии Радио, проходящей в Москве. Однако утверждение о том, что интернет в нашей стране вытесняет эфирное вещание, является заблуждением, не подтверждаемым цифрами социологических исследований. Скорее, интернет дополняет его.

Напомню, что конкурентами радио уже были кассеты и компакт-диски, затем им на смену пришли такие сервисы, как iTunes (в странах СНГ - MP3-файлы), а сейчас - потоковое вещание в Сети. Последнее позволяет выбрать музыку на любой вкус, будь то даже тяжелый венгерский рок 60-х годов или "ранний" Моцарт - потоки могут быть очень "узкими", и отыскать в интернете что-то свое стало невероятно легко.

Это повлияло и на музыкальные радиостанции - если раньше, лет 10 назад, они позволяли себе ставить все подряд, то сейчас несопоставимо больше усилий тратят на исследование своего слушателя, а значит, более точно подбирают необходимый ему музыкальный контент. Контент этот со временем будет становиться все уже и уже, для того чтобы слушатель, выбирая из вещающих в его городе станций, мог найти нужную музыку или информацию в любой момент времени.

Радиостанции стали не только заниматься интернет-версиями собственного эфирного вещания, но и создавать на основе своей музыкальной базы дополнительные потоки, вещающие исключительно в Глобальной сети. Вот и у нас на сайте появились дополнительные стримы (Top Channel и Офисный канал. - Прим. авт.), которые как раз таки построены по этому принципу.

При этом тот образ, который несет радиостанция, эти дополнительные потоки размывать не должны. Раз мы специализируемся на поп-музыке и хитах 90-х и 2000-х, соответственно, и среди дополнительных потоков наши слушатели не увидят, например, тяжелый рок.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Еще один конкурент FM-радио - это подкасты. Его вы не боитесь?

- На самом деле подкасты мирно сосуществуют с классической радиостанцией. Увеличение внимания к подкастам - это один из главных вопросов, обсуждавшихся на недавно прошедшей конференции в Москве. Подкасты очень важны, интерес к ним растет ровно так же, как к стримингу.

Мы тоже подстраиваемся под модель поведения слушателя. Самые интересные фрагменты эфира мы размещаем в соответствующем разделе на сайте, который, кстати, уже стал одним из самых просматриваемых. Я заметил, что внимание к подкастам растет, причем не только к музыкальным, но и разговорным, что подталкивает нас к тому, чтобы увеличивать их объем на сайте.
  
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- FM-радио умрет?


- Нет. Я абсолютно в этом уверен. По крайней мере в обозримом будущем этого точно не произойдет. Телевизор, газета, сайт требуют от потребителя концентрированного внимания, тогда как слушая радио, вы можете параллельно заниматься своими делами: работать, вести машину, играть с детьми.

Кроме того, как я и говорил, с Запада к нам идет новая тенденция: люди все меньше стремятся делать собственные музыкальные подборки для плееров и, скажем, автомагнитол, это в большей степени становится уделом меломанов. Взрослые занятые люди доверяются профессионалам от радио, которые могут составить музыкальное сопровождение их жизни органично, цельно и красиво. Потребность среднестатистического слушателя сводится к тому, чтобы просто отыскать поток по душе. А в интернете будет этот поток или в эфире – зависит только от того, как ему удобнее слушать в данный момент.

Задача классических радиостанций - встроиться в новую схему потребления. Мы, например, это делаем благодаря своим интернет-каналам, благодаря активному внедрению социальных сетей в эфир и эфира в социальные сети. И видим результат: аудитория интернет-вещания нашего радио только за последний год выросла в два раза.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- И в заключение: что еще ждет радио в ближайшем будущем?

- Очевидно, что будет усиливаться влияние интернета на классические радиостанции. Все больше и больше интернет-технологии будут внедряться в работу радиостанций. Разумеется, появится еще больше способов для продвижения своего контента благодаря соцсетям и другим площадкам.

В любом случае, никаких пессимистических настроений у нас не было и нет.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-50%
-10%
-10%
-20%
-18%
-20%
{banner_1133}