• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Прилетать на честном слове и одном крыле обычно считалось прерогативой советских/российских штурмовиков. Но у каждого правила есть исключение. В данном случае это американский штурмовик A-10 Thunderbolt II.

 

 

Фото:ru-aviation.livejournal.com

 

 

 

Фото: fas.org


Самолет проектировался для непосредственной поддержки пехоты на поле боя и со своей задачей справляется на "отлично". В первую очередь он предназначался для уничтожения бронетехники противника. A-10 Thunderbolt II вооружен уникальным орудием - 30-миллиметровой авиационной пушкой GAU-8A, точнее, самолет построен вокруг нее.

 

 

 

Фото: wikimedia.org




И необычная компоновка самолета – следствие использования этого оружия, чтобы после залпа воздушное судно не разваливалось в воздухе. Но все равно, несмотря на все ухищрения конструкторов, проблемы остались. Выяснилось, что при стрельбе из пушки пороховые газы засасываются в силовую установку и затем откладываются на лопатках вентилятора и компрессора двигателя.

 

 

 

 

Фото: .eglin.af.mil


Из-за таких отложений после серии в 1000 выстрелов на 1 процент снижается тяга двигателя. После большого количества выстрелов двигатель терял в мощности до десяти процентов и существенно возрастала возможность срыва лопаток с компрессора и остановки двигателя.

 

 

 


Поэтому специально для эксплуатации самолета было составлено предписание, гласящее, что стрелять из пушки можно только короткими очередями, а после 2600-3000 выстрелов нужно мыльным раствором удалять сажу с лопаток вентилятора и компрессора. В 1981 году в конструкцию двигателя штурмовика были добавлены запальные устройства, воспламеняющие недогоревшие пороховые частицы.



Изначально мощности 30-миллиметровых снарядов хватало с избытком для поражения советской бронетехники в верхнюю проекцию. Но после того как специалисты Уралвагонзавода разработали дополнительные экраны, у американцев возникли проблемы. Решить их удалось введением в боекомплект снарядов с урановым сердечником, но после этого каждый выстрел стал буквально на вес золота.

 

 

 

Фото: makarih-203.livejournal.com

 

 

Значками обозначено количество уничтоженной техники противника


Защита пилота штурмовика рассчитывалась на противодействие снарядам ЗСУ "Шилка". Титановая капсула держит 23-миллиметровые снаряды чуть ли не в упор, а остекление кабины надежно защищает от огня крупнокалиберных пулеметов. На защиту было потрачено 1309 кг брони - больше, чем до этого было на любом другом самолете.

 

 

Фото: .pinimg.com

 

 

 


Толщина титановой брони "ванны", в которой расположен пилот, доходит до 38 мм, кроме того, в качестве защиты служит и сама пушка, расположенная под полом кабины.

 

 

 

Фото: flickr.com


Для большей живучести системы управления гидроприводы дублированы и закрыты специальными экранами. Кроме того, здесь есть ручное резервное управление. Топливные баки, расположенные в фюзеляже, протектированы, но два бака в центральном крыле протектированы только частично. Во время испытаний обстрелом макеты баков штурмовика после попадания 20-миллиметровых снарядов не взрывались.



Во время боев в Ираке A-10 Thunderbolt продемонстрировали высокую живучесть. Машины, по свидетельству авиационных техников, возвращались на базу с такими повреждениями, которые бы не выдержал ни один другой самолет.

Например, штурмовик под управлением женщины-пилота Ким Кемпбелл попал под жесткий огонь противника над Багдадом. Самолет получил более 150 пробоин, были повреждены обе его гидравлические системы, но машина смогла дотянуть до базы.

 

 

 

 

Фото: .airforce.ru

 

 

Фото: airforce.ru
Фото: airforce.ru


А вот снимок A-10A Thunderbolt II 81-0967/FT из 23-го крыла 74-го FS, который 2 мая 1999 года получил прямое попадание ракетой ПЗРК "Стрела-2" в двигатель, но смог долететь до аэродрома.

 

 

Фото: airforce.ru

 

 

 

Фото: airforce.ru


Другому А-10 на снимке практически оторвало хвост в результате неконтактного подрыва боевой части ракеты ПЗРК "Игла-1", но самолет также смог благополучно вернуться.

 

 

 

Фото: .airforce.ru

 

 

Фото: airforce.ru


Возможность "висеть" непосредственно над полем боя и оказывать поддержку своим войскам снискала любовь и уважение солдат к этой неказистой машине.

 

 

Фото: ww2aircraft.ne


Американский пилот A-10 Thunderbolt II Эрик Соломонс, воевавший в Ираке, в одном из своих интервью отметил:

- Есть много самолетов, которые летают намного быстрее, намного выше, но они не смогут находиться над полем боя настолько долго и эффективно, как можем мы.

Кстати, капитан Эрик Соломонс вместе с лейтенантом Джоном Марксом на двух штурмовиках за один бой смогли уничтожить 10 танков противника.

 

 

 

 

Фото: wikimedia.org


Неудивительно, что в Ираке эти штурмовики наводили ужас на противника, уничтожая не только танки и пусковые установки оперативно-тактических ракет "Скад", но и вертолеты. Так, пушечным огнем в воздухе было сбито два иракских "Ми-8". Генерал армии Мартин Демпси высоко оценил возможности штурмовика:

- Самолет меняет правила игры. Он уродливый. Он громкий. Но когда он появляется и ты слышишь звук его пушки, все меняется. Это уродливейший и прекраснейший самолет на планете.

Поэтому неудивительно, что когда ВВС США решили заменить самолет на F-35 Lightning II, у 40-летнего штурмовика нашлось немало защитников. Ведь продержаться под таким шквальным огнем, который может перенести A-10 Thunderbolt II, не способен ни один американский самолет.  Да и тихоходный и бронированный A-10 Thunderbolt II гораздо эффективнее сможет оказывать поддержку непосредственно на поле боя, чем дорогой и суперсовременный F-35.

 

 

 

 

Фото: ru-aviation.livejournal.com


Недаром редактор авиационного отдела авторитетного издания IHS Jane Defence Weekly Гарет Дженнингс заявил, что ни один самолет в мире не внушает такого страха наземным войскам, как А-10, который может кружить над полем боя и выбирать цели для уничтожения. Таким образом, являясь хорошим средством для борьбы, в том числе и с боевиками ИГИЛ.

 

 

 

 

 

 

{banner_819}{banner_825}
-10%
-85%
-20%
-71%
-15%
-25%
-10%
-32%
0063371