Денис Алдохин,

В одной из своих передач канал National Geographic назвал PzKpfw V "Пантера" лучшим танком Второй мировой войны, с этим согласен и ряд экспертов. Но есть и те, кто называет этот танк могильщиком Третьего рейха.

Фото: pinimg.com

Причина таких разногласий довольно проста: танк, хотя и обладал высокой боевой эффективностью, но страдал от многочисленных "детских" болезней, с которыми конструкторы так и не смогли справиться до конца войны.

Бронирование

Фото: pinimg.com

PzKpfw V "Пантера" обладал превосходной лобовой броней, против которой было бессильно большинство противотанковых орудий СССР и союзников. Толщина верхней лобовой детали корпуса, размещенной под наклоном в 57 градусов, составляла порядка 80 мм. Она не пробивалась огнем самых массовых 45-мм пушек с любой дистанции, а также танковыми пушками 76-мм Ф-34 и 85-мм Д-5T (поражение верхней лобовой детали "Пантеры" стало возможным только после появления в феврале 1944 года снаряда БР-365 П с сердечником из карбида вольфрама), а также 57–мм орудием "Черчилля".

Фото: pinimg.com

При столкновении лоб в лоб с PzKpfw V "Пантера" у "Т-34" было мало шансов выжить, поэтому советские танкисты применяли самоубийственную тактику: на большой скорости сближались с немецким танком и били его в борт.

Впрочем, проблем у союзников было не меньше: 75-мм орудия танков "Шерман" и 57-мм "Кромвель" также были бессильны против немецкой "кошки". И здесь союзников выручала только авиация.

Фото: pinimg.com

Конечно, были еще "Шерман Файерфлай", чье 17-фунтовое орудие могло поразить лоб "Пантеры" подкалиберным снарядом с дистанции около 400 метров.

Фото: vk.me

Позже у американских М4 "Шерман" появилось 76-мм М1 орудие, способное пробивать немецкий танк в маску пушки с дистанции 200 м обычным снарядом, подкалиберным с 700-900 м, но верхняя лобовая деталь так и не пробивалась.

Нижний лобовой лист – 60 мм – уверенно поражался всеми перечисленными орудиями, но в него нужно было еще и попасть. С тонкой бортовой броней корпуса PzKpfw V – всего 40-мм – у большинства пушек антигитлеровской коалиции проблем не возникало. Более того, в борт "Пантеру" можно было поразить из 14,5-мм противотанкового ружья ПТРС.

Фото: arsenal-info.ru

В отчете с полигона Кубинка было отмечено, что бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, по нормали пробивает вертикальный бортовой лист танка "Пантера" с дистанции 75 м, обеспечивая 100% сквозных пробоин.

Поэтому справляться с немецкой "кошкой" могли даже легкие советские танки. Например, в июле 1943 года экипаж танка "Т-70" под командованием лейтенанта Б.В. Павловича доложил об уничтожении немецкого танка "Тигр" за № 824. После, при ближайшем рассмотрении, "Тигр" оказался "Пантерой", а в акте осмотра было сделано две записи о том, что в броне немецкого танка есть две пробоины от 45-мм снарядов.

Фото: blitzkrieg.com

Еще хуже ситуация стала после того, как Германия утратила Никопольское месторождение марганца. Броня гитлеровских танков стала хрупкой и проламывалась от попадания снарядов крупных калибров.

Фото: smages.com

Вооружение

PzKpfw V получил отличное орудие калибра 75-мм KwK 42, которое до середины 1944 года поражало броню любых танков СССР и союзников на всех реальных дистанциях боя. Только появившиеся под конец войны "ИС-2" со спрямленной вертикальной лобовой плитой могли держать снаряды немецкой "кошки". У союзников более-менее приемлемой защитой от снарядов пушки KwK 42 обладали танки M26 "Першинг" и немногочисленные M4A3E2 "Шерман Джамбо".

Фото: ww2incolor.com

Советские танкисты, воевавшие на трофейных "Пантерах", отмечали феноменальную точность 75-мм пушки и превосходное качество оптики: "...за 100 метров - в носовой платок", – говорили про нее наводчики.

Фото: pinimg.com

Еще большее преимущество получили немцы, когда часть PzKpfw V была оснащена приборами ночного видения. Это было первое в мире применение такого оборудования на танках. Правда, устанавливаемые на командирской башенке инфракрасные прожекторы позволяли видеть всего на 200 м и только командиру, который потом говорил механику куда ехать. Для стрельбы применялись более мощные прожекторы, монтируемые на бронетранспортере SdKfz 250/20, обеспечивающие работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров.

Фото: kpfw.ru

Однако преимущества орудия скрадывал механизм поворота башни, который работал только если был заведен основной двигатель. Так, при 2500 об/минуту полный оборот башни совершался за 17-18 секунд, а если число оборотов было меньше 1000, то данная операция занимала 92-93 секунды!

Фото: .subefotos.com

Вращать башню вручную было еще сложнее – один оборот маховика поворачивал башню на 0,36 градуса: получается, для полного оборота нужно было 1000 раз повернуть маховик. Кроме того, при крене танка в 5 градусов повернуть 7,5- тонную башню было невозможно.

В то время как у соперника "Пантеры" "Т-34-85" башня вращалась электромотором, который не зависел от работы двигателя танка и позволял совершать полный оборот башни за 18 секунд.

Надежность

Из-за того, что все дизельное топливо шло флоту, на "Пантеру" было решено установить бензиновый двигатель Maybach HL 230, чья заявленная мощность – 700 л.с. достигалась далеко не всегда. Да и вообще для 45-тонного танка ее откровенно не хватало, поэтому "Пантера" даже не бегала, а, можно сказать, ползала по пересеченной местности.

Фото: topwar.ru

"Радости" экипажу добавляла проблема с карбюраторами, из-за которой происходили периодические возгорания. Решить ее так и не удалось, поэтому была инициирована разработка нового двигателя Maybach HL 234 с инжекторной системой подачи топлива, впрочем, до конца войны немцы так и не успели ее завершить.

Фото: pinterest.com

Кстати, на "Пантерах" в моторном отсеке стояла автоматическая система пожаротушения, но машину это все равно не спасало: при попадании снаряда в МТО танк практически всегда загорался.

Невысокой надежностью обладала и трансмиссия, которая страдала от поломки зубьев шестерён при переключении передач. Дело в том, что на их изготовление шел металл самого невысокого качества – дефицит ресурсов заставлял немцев экономить на всем.

Фото: .pinimg.com

Красноречивее всего о надежности танка говорят выдержки из французского доклада 1947 года, сделанного на основе испытания PzKpfw V. В частности отмечалось, что ресурс двигателя в среднем составляет 1000 км, а главная передача выходит из строя уже после 150 км.

Фото: pinimg.com

Кстати, сами немцы, чтобы увеличить межремонтный пробег, предпочитали перевозить "Пантеры" на железнодорожных платформах даже на небольшие расстояния – порядка 25 км.

Подвеска PzKpfw V хотя и имела плавный ход, но была крайне трудоемка в эксплуатации. Замена "тарелочек" – опорных катков, установленных в шахматном порядке, была настоящим наказанием, а если выходили из строя внутренние "катки", она занимала порядка десяти часов.

Фото: pinimg.com

В России выявилась еще одна интересная особенность танка – снег и мокрая грязь набивались между катками и поутру замерзали, полностью обездвиживая боевую машину.

Фото: pinimg.com

В бою

Тем не менее, несмотря на все недостатки, "Пантера" был грозным противником. Так, союзники за одну подбитую "кошку", как правило, платили пятью "шерманами". Например, в одном бою немецкий танковый ас Эрнст Баркман выдержал бой с девятью М4 "Шерман", в итоге все девять были уничтожены. Другой танкист Франц Фаумер только за один бой в Нормандии уничтожил девять и захватил четыре исправных М4 "Шерман".

Фото: pinimg.com

С "Пантерами" и другими "кошками" панцерваффе союзники предпочитали бороться исключительно при помощи авиации. Cогласно информации из открытых источников, существовала специальная инструкция, запрещающая вести бой с "Пантерами" на ближней дистанции.

Фото: wikimedia.org

В этом отношении примечателен бой, произошедший 17 января 1945 года в Херлисхайме, в котором участвовали PzKpfw V 10-й танковой дивизии СС "Фрундсберг". Американской артиллерией было уничтожено несколько "Пантер", поэтому на улицы города ворвались всего две стальные "кошки". Ведя огонь практически в упор, они подбили несколько М4 "Шерман", после чего над оставшимися 12 машинами поднялись белые флаги.

В целом PzKpfw V "Пантера" можно считать одним из самых удачных немецких танков, если бы не многочисленные конструктивные недоработки. "Пантера" был грозным противником, но при этом горел, как и любой другой танк, а ломался несравненно чаще.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-10%
-10%
-10%
-10%
-10%
-10%