Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Дмитрий Смирнов,

Почему в Беларуси не снимаются фильмы с большим количеством спецэффектов и мультфильмы уровня Pixar Animation Studios? Задавшись этими вопросами, 42.TUT.BY посетил учебно-практический центр компьютерной графики "Полигон".



Выбор был сделан не случайно – центр собрал высококлассных специалистов по анимации и спецэффектам в Беларуси. Алексей Дубко - исполнительный продюсер/супервайзер визуальных эффектов в "Беларусьфильме". Дмитрий Иванов работает 3D-дизайнером в компании Wargaming и является одним из основателей cgtalk.by и "Притяжения". Вадим Градич - 2D, 3D-аниматор и CG-generalist в анимационной студии Vipline.


- По телевизору практически не крутят новые белорусские мультики, а уровень существующих значительно не дотягивает до, например, продуктов Pixar. Значит ли это, что белорусская анимация пока в зачаточном состоянии или все наши стоящие специалисты работают с зарубежными компаниями?

Вадим Градич: Белорусская анимация не в зачаточном, а в "замороженном" состоянии. Она есть, но как "затвердела" в 1989 году, так и осталась. Такую анимацию можно наблюдать, например, на "Беларусьфильме", где анимационные фильмы продолжают создаваться по заказу и на деньги государства. Уходит эта анимация большей частью на полки. Прокрутили мультфильм на ТВ, показали на фестивале и все. Дело в том, что как широкому зрителю, так и телевидению такие фильмы совершенно неинтересны. У нас есть мануфактура, но нет индустрии.


Вадим Градич

При этом востребованность в белорусской анимации есть, пусть она и небольшая. Зарабатывают белорусские студии, например, на телерекламе.

Дмитрий Иванов: Сейчас студий, занимающихся именно персонажной анимацией, становится все больше. Интересно, что помогает развиваться этому направлению игровая индустрия. И потому данная профессия становится все более востребованной.


Алексей Дубко

- Обратимся к киноиндустрии. Эталоном в плане визуальных эффектов для многих являются голливудские фильмы. Насколько далеко белорусское кино от Голливуда?

Алексей Дубко: Очень далеко. Я работаю супервайзером спецэффектов в "Беларусьфильме", где часто все происходит по схеме "побыстрее и дешевле", на Западе такого нет. Там 800-1000 человек в течение нескольких месяцев создают спецэффекты для одного фильма. В Беларуси таких бюджетов нет, но картинка при этом нужна "голливудская".

К примеру, в "Киндервилейском привидении" мы делали 25 минут визуальных эффектов около 2 месяцев и работало над этим в общей сложности всего 22 человека. Даже в старом "Каспере" (фильм 1995 года) над таким же объемом работало около 300 человек в течение полугода.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Официальный трейлер "Киндервилейского привидения"

В Беларуси же государство делает заказ, выделяет деньги и просит, например, в течение года снять фильм, отсюда и соответствующее качество.

- А есть ли предпосылки к тому, что в Беларуси все же появится качественное кино с большим количеством спецэффектов.

Алексей Дубко: К сожалению, в ближайшей перспективе этого не будет – у нас просто нет такого количества квалифицированных специалистов. Многие из существующих уже уехали в Россию, где у них больше возможностей проявить себя и заработать деньги. Нет у нас ни студий, ни технологий подходящего уровня.

Нет в Беларуси и рынка сбыта, даже по сравнению с Россией. В нашей стране около 200 кинотеатров. Даже если вложить в фильм скромные по голливудским меркам 10 миллионов долларов, они вряд ли окупятся. А фильм, который был бы интересен не только белорусам, нужно и снимать, и продвигать по-другому. Что выливается в гораздо более масштабные затраты (чего стоит хотя бы переозвучка на другой язык). А в бюджет, выделяемый на белорусские фильмы, даже не закладываются расходы на рекламу. Поэтому в обозримом будущем "Беларусьфильм" ленту уровня "Аватара", конечно же, не снимет.

Учитывая специфику белорусского кино, насколько у нас востребованы специалисты по спецэффектам?

Алексей Дубко: Мы готовим не только специалистов для кино. К примеру, сейчас очень востребованы люди, которые создают ролики для так называемых 5D-кинотеатров. Вы удивитесь, но многие фильмы, которые демонстрируются там, создаются белорусскими студиями.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Фильмы Steam Speed и Sunny bunnies on the Moon для 5D производства белорусской студии Digital Light Studio

В настоящее время такие студии уже выходят на новый уровень и начинают создавать короткометражки, которые востребованы и за рубежом.

- Не умрет ли классическое кино из-за огромного количества спецэффектов? По большому счету сейчас остались лишь актеры – декорации, костюмы, грим все чаще делаются при помощи компьютерной техники.

Алексей Дубко: Думаю, в ближайших лет 15 этого точно не случится – технологии не дойдут до такого уровня. Живого человека заменить пока очень сложно – какие-то мелочи вроде микродвижений, мимики еще очень сложно передать при помощи компьютерного героя.

К тому же это пока очень дорого – добиться, чтобы на протяжении длительного отрезка времени компьютерный персонаж выглядел как живой. Ярким примером является фильм "Загадочная история Бенджамина Баттона". Очень много средств было потрачено на визуализацию главного героя, при этом специалистам (пусть и не массовому зрителю) все равно была заметна "компьютеризированность" персонажа. Именно поэтому после этого фильма и не было подобных масштабных проектов.

Дмитрий Иванов: Кроме того, актеры полезны и в анимации. Когда делаются какие-то мультики, все равно приглашают актеров, чтобы "срисовывать" их мимику, движения и эмоции. Так что реальные, живые люди будут востребованы в кино еще долго.


Дмитрий Иванов

- На что может рассчитывать молодой человек или девушка, решившие стать аниматором или 3D-дизайнером в Беларуси? Сколько стоит обучение и какая у них будет зарплата?

Вадим Градич: В начале обучения мы сразу рассказываем о том, кто такой аниматор. Это не человек, который сразу будет делать свое авторское кино, – мы таких не учим. Мы учим аниматора как актера анимационного кино – это специалист, который "оживляет" персонажа. Такие специалисты всегда востребованы в студиях, они себя 100% реализуют.

При этом вовсе не обязательно, что специалист будет работать в белорусской студии – многие аниматоры работают удаленно на Россию или Запад.

Если проходить обучение с нуля, то за все 5 модулей курса по анимации нужно будет отдать порядка 3000 долларов. Но здесь нужно понимать, что те, кто хочет стать профессиональными аниматорами, уже имеют какие-то навыки, позволяющие им, например, пропустить первый модуль и, соответственно сократить расходы. В курсе 3D-моделирования 4 модуля, соответственно обучение будет стоить 2400 долларов.

Что касается зарплаты, то аниматор изначально может получать около 800 долларов. 3D-дизайнер изначально зарабатывает меньше – порядка 500 долларов. Дальше все зависит от желания специалиста развиваться и совершенствоваться – "средняя" зарплата в Беларуси у таких людей находится на уровне 1500 долларов. Опытные специалисты-аниматоры за рубежом получают 4-8 тысяч долларов.



Ребята утверждают, что такой центр в Беларуси один – здесь не просто обучают работе в каких-то специальным программах, а готовят полноценных специалистов, которые сразу по окончании курса смогут пойти работать аниматором, разработчиком игр или на киностудию.

Эксперты учат именно тому, что происходит сейчас на рынке, как работает индустрия, и делятся личным практическим опытом. Кроме того, они сами помогают трудоустраиваться лучшим студентам, используя собственные контакты. У учеников также есть возможность провести стажировку в студиях и затем остаться в них уже штатным сотрудником.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-30%
-15%
-15%
-20%
-50%
-30%
-50%
-50%