Денис Алдохин,

Ровно 55 лет назад, 6 февраля 1960 года, советский "МиГ-17" стал первым серийным самолётом, превысившим скорость звука в горизонтальном полёте. А еще это был простой и эффективный истребитель, который благодаря своим высоким боевым качествам стал одним из самых распространенных истребителей в мире.

Фото: airwar.ru

На момент своего появления "МиГ-17" не обладал выдающимися скоростными характеристиками – максимальная скорость самолета на высоте 3000 метров достигала 1145 км/ч, что, впрочем, позволяло ему на равных тягаться с такими противниками, как Dassault MD-454 Mystère IV, Dassault MD-450 Ouragan или McDonnell F-3 Demon.

На этом северовьетнамском "МиГ-17" летало несколько пилотов, которые одержали 9 воздушных побед, в том числе сбили F-4 "Фантом" 12 мая 1967 года.

Но так получилось, что во время арабо-израильских войн и войны во Вьетнаме он столкнулся с куда более скоростными противниками - Republic F-105 Thunderchief (2208 км/ч) и McDonnell Douglas F-4 Phantom II (2585 км/ч).

И не всегда победа была на стороне современных самолетов, вооруженных помимо пушек еще и ракетами класса "воздух - воздух". При должном уровне мастерства пилоты 17-х, вооруженных всего лишь двумя пушками 23-мм и одной 37-мм пушкой (позже две 23-мм), добивались побед над сверхзвуковым противником.

 Две пушки HP-23 на "МиГ-17"

Первую такую победу "МиГ-17" одержали в небе над Вьетнамом 4 апреля 1965 года. Тогда четыре "МиГ-17Ф" недалеко от города Тханьхоа перехватили восемь Republic F-105 Thunderchief ВВС США и пушечным огнем сбили четыре американских самолета.

Revell 1/48 Republic F-105D Thunderchief

Эта победа стала настолько значимой для вьетнамских летчиков, что 4 апреля отмечается как День авиации. О том, как удавалось дозвуковым "МиГам" бороться с F-105, написал авторитетный журнал Military Ordnance. В статье отмечалось, что менее скоростные, но более маневренные "МиГ-17" добивались успеха в случае, когда внезапно атаковали загруженные бомбами F-105, которые с заполненными узлами подвески развивали крейсерскую скорость всего в 800 км/ч. Умело маскируясь на местности, "МиГ-17" внезапно сближались и открывали огонь из пушек в упор.

Северовьетнамский "МиГ-17" ведет бой с американским F-105

Другая победа была одержана в небе над городом Ву-Бан, когда звено "МиГ-17Ф" атаковало тройку F-4B. Один из Phantom II включил форсаж и ретировался, два других решили вступить в схватку, рассчитывая на свое техническое преимущество. Но в ближнем бою на виражах "МиГи" имели преимущество, чем вьетнамские летчики не преминули воспользоваться. После разворота на 180 градусов ведущий вьетнамского звена открыл огонь по одному из F-4B с дистанции 1200 м, затем сблизился до 700 м и дал еще одну очередь.

McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Второй F-4B, стремясь помочь напарнику, попытался достать "МиГ" с дистанции 400-500 метров, но тщетно – ракетам AIM-9B "Сайдуиндер" требовалась большая дистанция для запуска, к тому же остальные "МиГи" открыли плотный заградительный огонь. В итоге, воспользовавшись преимуществом в скорости, F-4B удалось уйти, правда, один из самолетов не дотянул до аэродрома из-за повреждений и рухнул на территории Лаоса.

Сбитый F-4B в музее города Ханой

Уничтожить несколько McDonnell Douglas F-4B Phantom II удалось позже – 17 июня над городом Нинь-Бинь, когда четыре "МиГ-17Ф" атаковали F-4B с задней полусферы с дистанции 100-600 м. В итоге два американских самолета были сбиты, остальные ретировались. Впрочем, вьетнамцы тоже понесли потери, правда, не от огня противника: у двух самолетов кончилось топливо, и летчикам пришлось катапультироваться.

Вьетнамский ас Нгуен Ван Бай, летал на "МиГ-17". Семь воздушных побед, подтверждены уничтожения 2 F-8, 1 F-4, 1 F-105 и 1 A-4.

Воевавшие во Вьетнаме американские летчики говорили, что больше опасались "МиГ-17Ф" с пушечным вооружением, чем более совершенных "МиГ-21ПФМ" с ракетным вооружением.

Во время арабо-израильских войн "МиГ-17" одержали немало побед над более технически совершенными противниками, но и сами понесли потери. Примечательно, что первым Героем Сирии стал именно летчик "МиГ-17", сбивший французский Dassault Mirage.

Фото: drmaximos.com

Так, во время воздушного боя над Офирой два израильских F-4 Phantom II атаковали звено египетских летчиков, состоящее из 28 "МиГ-17" и "Миг-21". Итог короткого и ожесточенного шестиминутного боя – полный разгром египетского звена: семь "МиГов" были сбиты, пилоты остальных предпочли ретироваться.

J-5 (F-5) - китайская копия "МиГ-17"

Lim-5 - польская копия "МиГ-17"

Чехословацкий S-104 - еще одна копия "МиГ-17"

В целом у советских конструкторов получился удачный истребитель, который серийно выпускался в трех странах и порядка 30 лет подряд участвовал в почти 20 войнах и вооруженных конфликтах, зарекомендовав себя грозным противником при условии высокого мастерства пилота.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-10%
-80%
-50%
-25%
-20%
-20%
-45%
-18%
-50%
-99%