• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Суд за надпись «3%» и пять лет колонии за «изготовление ежей». Что происходило в Беларуси 3 марта
  2. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  3. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  4. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  5. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  6. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  7. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  8. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  9. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  10. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  11. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  12. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  13. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  14. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  15. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  16. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  17. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  18. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  19. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  20. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  21. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  22. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  23. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  24. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  25. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  26. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  27. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  28. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  29. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  30. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию


Борис Кудревич,

115 лет назад русский ученый Александр Попов передал по радио сигнал о бедствии в море. До этого кораблям, терпящим крушение, оставалось использовать лишь простейшие средства связи, такие, как семафоры, сигнальные огни и колокола. 42.TUT.BY узнал, как в конце XIX – начале XX века моряки спасались при крушении.

Спасательные шлюпки

Фото: evolutsia.com
Фото: evolutsia.com

Практически с начала эпохи мореплавания находящиеся на кораблях люди были вынуждены постигать науку о спасении на своем опыте. Зачастую моряки, оказавшиеся в воде, могли рассчитывать либо на свое умение плавать, либо на подручные средства наподобие шлюпок или обломков судна.

В 1789 году недалеко от места впадения реки Тайн (Англия) в море во время бури был вынесен на мель корабль. Несмотря на то, что судно находилось в поле зрения людей, находившихся на берегу, никто не рискнул выйти в шторм на лодке и спасти команду. В результате все восемь членов экипажа погибли, а в морском ведомстве начали всерьез задумываться о создании специальных спасательных плавсредств.

Всего через год после трагедии Генри Гритхэд, уроженец Южного Шилдза, испытал первую спасательную шлюпку берегового базирования. 9-метровое судно получило имя "Ориджинал" и комплектовалось десятью веслами, благодаря чему шлюпкой можно было управлять и во время бури.

К 1839 году побережье Англии насчитывало более 30 станций, оснащенных спасательными шлюпками, благодаря которым была спасена не одна сотня людей.

Надувные лодки



С изобретением резины люди получили возможность создавать легкие и относительно компактные лодки, занимающие меньше места, чем массивные деревянные судна. В 1839 году была спроектирована первая надувная лодка для десяти гребцов, а уже через четыре года создали первую одноместную спасательную лодку, чья масса была всего 5 килограммов.

С началом 50-х годов XIX века на кораблях появились спасательные надувные плоты и лодки, позволявшие в короткий промежуток времени провести эвакуацию членов команды и пассажиров судна.

Спасательные круги и капковые бушлаты



Привычные спасательные круги или жилеты начали появляться на кораблях только в начале XX века. До этого морякам приходилось обходиться вещами, выполненными из пробкового дерева. Доходило до того, что подстежка бушлатов военных моряков некоторых стран была выполнена из капока - не смачиваемых водой волокон плодов хлопкового дерева, благодаря чему они могли некоторое время продержаться на воде до прихода помощи.

Камера Мак-Кенна



В начале прошлого века военные столкнулись с проблемой спасения моряков с затонувших подводных лодок. Зачастую водолазы не могли быстро проводить спасательные работы и экипажи погибали.

В итоге инженеры пришли к идее спасательной камеры. Первые модели спасательного устройства представляли собой водолазный колокол, снабженный дополнительным люком, стыкующимся с аварийным выходом подводной лодки.
Одним из примеров такого спасательного устройства стала камера Мак-Кенна, весившая около 9 тонн и напоминающая по форме перевернутую грушу. Низ камеры оснащался резиновой прокладкой для водонепроницаемого соединения с подводной лодкой. Спуск к затонувшей подлодке обеспечивался посредством обычного троса.

Одним из первых успешных случаев применения камеры стала операция по эвакуации моряков с американской подводной лодки USS Sailfish в мае 1939 года. В ходе операции были спасены 33 члена экипажа.

Диск Плимсоля

Фото: venividi.ru
Фото: venividi.ru

Иногда, чтобы спасти жизни моряков, достаточна лишь краска и обычная кисть. До XIX века многие из кораблей тонули не в результате полученных пробоин или из-за суровых погодных условий, а вследствие банальных перегрузок судна.

Зачастую судовладельцы в погоне за прибылями не обращали внимания на критическую перегрузку корабля, в результате чего теряли судно из-за заливания его высокими волнами.

Решить этот вопрос и ввести грузовую маркировку, благодаря которой кораблям запрещалось выходить в море из-за низкой осадки, смог Самуэль Плимсоль, добившийся от британского парламента нанесения обязательной маркировки на все суда английского торгового флота.

Символом, отмечающим оснастку судна, стал круг, пересеченный горизонтальной линией, и напоминающая гребенку фигура.

Сигнал SOS



С распространением радио, или, как его называли раньше, "беспроводного телеграфа", моряки получили возможность быстро оповестить близлежащие суда о том, что их корабль терпит бедствие. Изначально радисты передавали один из нескольких сигналов, CQD или NC, однако позже все страны пришли к единому оповещению "три точки – тире – три точки", получившему название SOS.

Считается, что первым этот сигнал подал американский пароход "Арапаоэ" 11 августа 1909 года. Судно потеряло ход и дрейфовало, но сумело отправить SOS на одну из станций Объединенной компании беспроволочного телеграфа, которая позже передала его в офис компании владельца парохода.

Сейчас этот сигнал применяется гораздо реже, так как с 1 февраля 1999 года Международная морская организация ввела глобальную морскую систему связи при бедствии (GMDSS), автоматически подающую аварийный сигнал по спутниковой связи. Благодаря этому нововведению сообщение SOS сейчас практически не используется, однако почти за век существования этот сигнал спас не одну тысячу жизней моряков.

-20%
-15%
-10%
-25%
-40%
-20%
-15%
-50%
-30%
-18%
0072641