Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Борис Кудревич,

115 лет назад русский ученый Александр Попов передал по радио сигнал о бедствии в море. До этого кораблям, терпящим крушение, оставалось использовать лишь простейшие средства связи, такие, как семафоры, сигнальные огни и колокола. 42.TUT.BY узнал, как в конце XIX – начале XX века моряки спасались при крушении.

Спасательные шлюпки

Фото: evolutsia.com
Фото: evolutsia.com

Практически с начала эпохи мореплавания находящиеся на кораблях люди были вынуждены постигать науку о спасении на своем опыте. Зачастую моряки, оказавшиеся в воде, могли рассчитывать либо на свое умение плавать, либо на подручные средства наподобие шлюпок или обломков судна.

В 1789 году недалеко от места впадения реки Тайн (Англия) в море во время бури был вынесен на мель корабль. Несмотря на то, что судно находилось в поле зрения людей, находившихся на берегу, никто не рискнул выйти в шторм на лодке и спасти команду. В результате все восемь членов экипажа погибли, а в морском ведомстве начали всерьез задумываться о создании специальных спасательных плавсредств.

Всего через год после трагедии Генри Гритхэд, уроженец Южного Шилдза, испытал первую спасательную шлюпку берегового базирования. 9-метровое судно получило имя "Ориджинал" и комплектовалось десятью веслами, благодаря чему шлюпкой можно было управлять и во время бури.

К 1839 году побережье Англии насчитывало более 30 станций, оснащенных спасательными шлюпками, благодаря которым была спасена не одна сотня людей.

Надувные лодки



С изобретением резины люди получили возможность создавать легкие и относительно компактные лодки, занимающие меньше места, чем массивные деревянные судна. В 1839 году была спроектирована первая надувная лодка для десяти гребцов, а уже через четыре года создали первую одноместную спасательную лодку, чья масса была всего 5 килограммов.

С началом 50-х годов XIX века на кораблях появились спасательные надувные плоты и лодки, позволявшие в короткий промежуток времени провести эвакуацию членов команды и пассажиров судна.

Спасательные круги и капковые бушлаты



Привычные спасательные круги или жилеты начали появляться на кораблях только в начале XX века. До этого морякам приходилось обходиться вещами, выполненными из пробкового дерева. Доходило до того, что подстежка бушлатов военных моряков некоторых стран была выполнена из капока - не смачиваемых водой волокон плодов хлопкового дерева, благодаря чему они могли некоторое время продержаться на воде до прихода помощи.

Камера Мак-Кенна



В начале прошлого века военные столкнулись с проблемой спасения моряков с затонувших подводных лодок. Зачастую водолазы не могли быстро проводить спасательные работы и экипажи погибали.

В итоге инженеры пришли к идее спасательной камеры. Первые модели спасательного устройства представляли собой водолазный колокол, снабженный дополнительным люком, стыкующимся с аварийным выходом подводной лодки.
Одним из примеров такого спасательного устройства стала камера Мак-Кенна, весившая около 9 тонн и напоминающая по форме перевернутую грушу. Низ камеры оснащался резиновой прокладкой для водонепроницаемого соединения с подводной лодкой. Спуск к затонувшей подлодке обеспечивался посредством обычного троса.

Одним из первых успешных случаев применения камеры стала операция по эвакуации моряков с американской подводной лодки USS Sailfish в мае 1939 года. В ходе операции были спасены 33 члена экипажа.

Диск Плимсоля

Фото: venividi.ru
Фото: venividi.ru

Иногда, чтобы спасти жизни моряков, достаточна лишь краска и обычная кисть. До XIX века многие из кораблей тонули не в результате полученных пробоин или из-за суровых погодных условий, а вследствие банальных перегрузок судна.

Зачастую судовладельцы в погоне за прибылями не обращали внимания на критическую перегрузку корабля, в результате чего теряли судно из-за заливания его высокими волнами.

Решить этот вопрос и ввести грузовую маркировку, благодаря которой кораблям запрещалось выходить в море из-за низкой осадки, смог Самуэль Плимсоль, добившийся от британского парламента нанесения обязательной маркировки на все суда английского торгового флота.

Символом, отмечающим оснастку судна, стал круг, пересеченный горизонтальной линией, и напоминающая гребенку фигура.

Сигнал SOS



С распространением радио, или, как его называли раньше, "беспроводного телеграфа", моряки получили возможность быстро оповестить близлежащие суда о том, что их корабль терпит бедствие. Изначально радисты передавали один из нескольких сигналов, CQD или NC, однако позже все страны пришли к единому оповещению "три точки – тире – три точки", получившему название SOS.

Считается, что первым этот сигнал подал американский пароход "Арапаоэ" 11 августа 1909 года. Судно потеряло ход и дрейфовало, но сумело отправить SOS на одну из станций Объединенной компании беспроволочного телеграфа, которая позже передала его в офис компании владельца парохода.

Сейчас этот сигнал применяется гораздо реже, так как с 1 февраля 1999 года Международная морская организация ввела глобальную морскую систему связи при бедствии (GMDSS), автоматически подающую аварийный сигнал по спутниковой связи. Благодаря этому нововведению сообщение SOS сейчас практически не используется, однако почти за век существования этот сигнал спас не одну тысячу жизней моряков.

Нужные услуги в нужный момент