Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Денис Алдохин, /

С каждым годом беспилотные летательные аппараты (БЛА) становятся все более популярными, на рынке предлагаются десятки и сотни моделей разных назначений и стоимости. Белорусские БЛА появились на этом рынке сравнительно недавно и уже успели себя хорошо зарекомендовать.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Значительное число зарубежных контрактов и миллионы долларов – таков результат практически трехлетней деятельности наших ученых. 42.TUT.BY узнал о перспективах белорусского беспилотного авиастроения.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Сегодня БЛА выпускает целый ряд белорусских учреждений и предприятий, среди них – Физико-технический институт НАН Беларуси, в ассортименте которого есть не только легкие и средние беспилотники, но и беспилотные дирижабли.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Беспилотный дирижабль БАК ЭМ наполнен гелием и способен при условии нахождения в воздухе в штиль и скорости ветра до 7-8 м/с работать от 6 до 11 часов, – рассказал начальник научно-производственного центра "БАК и технологии", кандидат технических наук, доцент Юрий Яцына.

БАК ЭМ обладает целым рядом преимуществ: скорость полета от 0 до 40 км/ч, при такой низкой скорости полета значительно облегчается задача наблюдения за местностью с густой растительностью, сквозь кроны деревьев и кустарники. Можно рассмотреть объекты в мельчайших деталях и сформировать четкую картинку, плюс низкое потребление энергии, благодаря которому он может дольше выполнять поставленные перед ним задачи. Россияне в 2014 году уже купили один такой БАК ЭМ и готовы приобрести еще.


Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Основные заказчики БПЛА Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В прошлом году было продано беспилотников на 650 тысяч долларов, а в этом году согласованных контрактов у Института на 4 млн долларов.
На сборку самого малого беспилотного аппарата, такого, как БЛА "Бусел", весящего 6 кг, уходит порядка двух недель при условии наличия всех комплектующих.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Собирать БЛА нужно очень тщательно, – отмечает Юрий Яцына. – Например, каждый наш аппарат при его проектировании проверяется в виртуальной аэродинамической трубе, а после изготовления планеров измерения их элементов проходят с точностью до 4 микрон и сравниваются с эталоном.

Еще одно большое преимущество – богатый опыт, накопленный нашим институтом в производстве различных материалов, обладающих уникальными свойствами. Поэтому наши БЛА очень легкие, но при этом прочные. Мы вкладываем наши знания в разработки, а на выходе получаем высокотехнологическую продукцию, обладающую уникальными возможностями и характеристиками.


Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Если в 2012 году только около 45% "начинки" беспилотников были белорусского происхождения, то сейчас уже от 65% до 74% в комплексе - белорусское.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Впрочем, не вся начинка белорусских БЛА – отечественная, и это порождает ряд проблем. Например, Физико-технический институт зависит от поставки оптики, которая покупается в Германии, Японии, США, а также двигателей и компьютерного оборудования.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

А еще это может создать сложности при выходе на рынок с беспилотниками, способными выполнять военные задачи.

Как только наши беспилотники смогут эффективно выполнять боевые задачи, поток иностранных комплектующих может прекратиться, поэтому Институту необходимо осваивать собственное производство двигателей и других систем, – отметил собеседник.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

По словам Юрия Яцыны, беспилотники – это продукция двойного назначения. Например, БЛА "Буревестник" способен выполнять большой перечень задач на крейсерской скорости в 80-120 км/ч и максимальной скорости до 250 км/ч. Он работает на высоте от 200 до 5000 м, а продолжительность полета составляет около 10 часов.

"Буревестник" может выполнять задачи на удалении порядка 290 км от пункта управления, при этом задержка сигнала практически не ощущается – управление и передача на землю необходимой видеоинформации ведется в режиме реального времени. БЛА "Буревестник" дополнительно к имеющемуся может взять на борт еще порядка 70 кг полезного груза, какого – это уже определяет заказчик.

Надеемся, наши ученые получат еще не один многомиллионный контракт. Будущее у белорусских беспилотников однозначно есть.

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-33%
-30%
-25%
-15%
-20%
-30%
-10%
-10%