![]() |
Фото: std3.ru |
Всего было выпущено 8275 танков, из них в Англии – 6855, в Канаде –1420. В СССР было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов" (всего 3782), из которых до России дошли 3332 машины. Танк выпускался в одиннадцати модификациях, из которых в Советский Союз поставлялись семь.
![]() |
Фото: dirty.ru |
Бронирование
На момент своего появления "Валентайн" по уровню бронезащиты уступал только толстокожей даме "Матильде". Толщина вертикальных деталей – 65 мм, бортовая – 60 мм. Вязкая хромо-никель-молибденовая броня средней твердости была высокого качества и не давала осколков при поражении ее снарядом. Единственным слабым местом в бронировании танка был верхний кормовой лист, имевший толщину всего 17 мм, но вероятность его поражения в бою была небольшой.![]() |
Фото: wikimedia.org |
Дополнительную прочность придавала особенность сборки: броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что при сборке они взаимно замыкались. Допуски при пригонке деталей не превышали 0,01 дюйма. Друг к другу плиты крепились болтами, заклепками и шпонками, отчего танк имел очень архаичный вид.
![]() |
Фото: nocookie.net |
В начальном периоде войны "Валентайн" был крепким орешком для немецкой противотанковой артиллерии. Так, самая массовая 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 была бессильна против брони английского танка даже при использовании подкалиберных снарядов, которые могли поразить танк только при удачном стечении обстоятельств и при стрельбе практически в упор.
![]() |
Фото: wot-news.com |
Бронебойные снаряды немецкой 7,5 cm PaK 97/38 тоже не пробивали броню "Валентайна", исключением были кумулятивные боеприпасы. Аналогичная ситуация сложилась и с короткоствольной танковой 75-мм пушкой KwK 37, которой вооружались самые тяжелые немецкие танки первого периода войны PzKpfw IV. Кроме кумулятивных пробить броню "Валентайна" могли 50-мм подкалиберные снаряды, но они обеспечивали невысокое заброневое действие.
![]() |
Фото: wot-news.com |
Ситуация коренным образом изменилась в 1942 году, когда на вооружение немецкой армии стали поступать PzKpfw IV с длинноствольным 75-мм орудием KwK 40 и 75-мм противотанковые пушки Pak 40. Снаряды этих орудий могли поражать "Валентайн" с дистанции 1000-1500 метров.
![]() |
Фото: tankfront.ru |
Вооружение
Первоначально на танке устанавливалась 40-мм пушка QF 2 pounder, которая отлично справлялась с легкими немецкими и всеми итальянскими и чешскими танками. Также для нее не составляло труда поразить броню ранних модификаций средних PzKpfw III и PzKpfw IV. Позже на танке появилось более мощное орудие – 57-мм пушка QF 6 pounder, благодаря которой "Валентайн" мог тягаться с поздними PzKpfw IV, лобовая броня которых была доведена до 80 мм.![]() |
Фото: ww2photo.se |
При удачном стечении обстоятельств "Валентайн" представлял опасность и для "Пантеры". Единственный минус – к этим орудиям первоначально не было осколочно-фугасных снарядов, что существенно снижало возможности этого танка по борьбе с противотанковой артиллерией и пехотой противника. Самой мощной была была модификация с 75-мм пушкой, получившая обозначение Valentine Mk XI.
Подвижность
Танк "Валентайн" классифицируется как пехотный, поэтому за скоростью конструкторы не гнались. К тому же машина обладала невысокой удельной мощностью двигателя: порядка 8 л.с. на тонну, вследствие чего средняя скорость составляла порядка 13-17 км/ч. Но при этом танк отличался замечательной маневренностью, за что ценился в советских кавалерийских частях.![]() |
Фото: tankfront.ru |
В ходе боев была обнаружена еще одна проблема танка – уязвимые тележки подвески: при выходе из строя хотя бы одного катка танк дальше двигаться уже не мог.
![]() |
Фото: i57.fastpic.ru |
Зимой танк отчаянно отказывался заводиться на советском дизтопливе, поэтому его приходилось разбавлять тракторным керосином. Кроме того, из-за холода приходилось даже отключать один из вентиляторов, сняв приводной ремень, чтобы "Валентайн" мог завестись. Некоторые танкисты просто не глушили боевую машину на ночь, отчего невысокий моторесурс двигателя – 150-200 часов – расходовался еще быстрее.
![]() |
Фото: .o5m6.de |
Но самое интересное происходило, если танк не заводился вовсе, на этот случай была специальная инструкция:
"Если после 4–5 попыток двигатель английского танка завести не удалось, надо, при наличии приспособления для запуска с помощью эфира, зарядить пистолет ампулой, нажать на рычаг прокола капсюля и стартером завести двигатель. После заводки двигателя не давать ему работать на оборотах выше 800 в минуту до момента, пока температура масла не достигнет 26°С (80°F), а давление масла не поднимется до 60–80 ф/дм2.
По достижении данных показаний число оборотов должно быть увеличено до 1000 в минуту, а через 2–3 минуты работа может производиться на высшем числе оборотов.
Движение танка можно начать только после полного прогрева двигателя и обязательно с первой передачи во избежание повреждений (при застывшей смазке) коробки перемены передач, дифференциала и бортовых передач".
![]() |
Фото: worldwartwozone.com |
Представьте, сколько мороки было у механиков-водителей! Поэтому неудивительно, что техника ломалась часто. Тот же Т-34 ехал всегда на той передаче, которую удавалось воткнуть совместными усилиями механика-водителя и стрелка-радиста. Обычно это была вторая.
Условия работы экипажа
В танке было откровенно тесно, но ради справедливости добавим, что в Т-34 было еще хуже. Первые "Валентайны" оснащались двухместной башней, в ней размещались наводчик и командир, который выполнял еще функцию заряжающего, радиста и пулеметчика. Появившаяся позже трехместная башня была такой же тесной, к тому же конструкторам пришлось уменьшить ее броню до 50 мм. Однако после установки 57-мм орудия пришлось вернуть двухместный вариант – пушка в башню помещалась с трудом.![]() |
Фото: wikimedia.org |
Механику-водителю было не лучше: он располагался по центру танка, и в его распоряжении имелось два люка, но они находились на крыше по сторонам от его рабочего места. Поэтому в движении высунуться и ехать по-походному механик-водитель не мог, и единственным средством наблюдения для него был маленький люк. Поэтому приходилось больше надеяться на командира, который указывал дорогу.
![]() |
Фото: wikimedia.org |
![]() |
Фото: tankfront.ru |
В качестве достоинств нужно отметить отличную связь и наличие работающих радиостанций на каждой машине, что позволяло танкистам координировать свои действия в бою, а также дымовых гранатометов, которых не было на советских танках. Они могли скрыть "Валентайн" от огня противотанковой артиллерии и помочь безопасно отступить.
А еще в танке были очень удобные сиденья из кожзама, который, если экипаж отлучался, пехотинцы моментально срезали себе на сапоги.
Немаловажным было и наличие броневой противопожарной перегородки между моторным и боевым отделениями, и то, что баки тоже были перенесены в МТО. Риск для экипажа погибнуть от возгорания существенно снижался.
![]() |
Фото: livejournal.com |
В целом танк хорошо зарекомендовал себя на Восточном фронте, где использовался на всем протяжении войны. Экипажи любили "Валентайн" за относительную пожаробезопасность, вязкую броню, хорошую связь и надежный дизельный двигатель GMS.
Читайте также: Поле боя. "Миг-17": когда пушки сильнее ракет>>