Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Дмитрий Смирнов, / Фото: Евгений Ерчак

Лифт – один из самых популярных видов транспорта в городах – незаметный, но часто незаменимый. Многие пользуются им по несколько раз в день, даже не задумываясь о том, как обеспечивается бесперебойная работа кабин и что делается для безопасности пассажиров.

Фото: Евгений Ерчак

Что будет, если трос оборвется, что делать, если вы застряли, и что изменилось в лифтах с советских времен 42.TUT.BY рассказал заместитель главного инженера ОАО "Беллифт" Олег Дубовец.

Фото: Евгений Ерчак

ОАО "Беллифт" работает уже более 40 лет и является одним из крупнейших предприятий Беларуси в области ремонта, монтажа и технического обслуживания лифтового оборудования. Компания обслуживает более 8500 лифтов в Минске и Минской области.

Лифты в "Беллифте"

Первой точкой нашего визита должна была стать центральная диспетчерская служба, расположенная в здании "Беллифта". К которой нужно было подняться на лифте. Мы почему-то были уверены, что в этой организации установлены самые новые и функциональные подъемные механизмы, но все оказалось совсем не так – нас встретили два лифта, выпущенные еще при Советах.

- А зачем их менять? Работают же отлично. Поменяли лишь купе кабины, двери шахты на этажных площадках, чтобы красиво смотрелись, да и частотный преобразователь в одном из них установили лет пять назад.

Олег Сергеевич предложил нам прочувствовать разницу лифта с преобразователем и без. Мы не стали отказываться.

- В установке этого преобразователя участвовал я сам, - говорит Олег Сергеевич. - Разница ощущается и физически, и материально. Лифт с преобразователем мягко тормозит и разгоняется, кроме того, мы получаем значительную экономию электроэнергии и меньший износ оборудования лифта. В настоящее время практически все выпускаемые лифты комплектуются частотными преобразователями.

Механики получают заявки на смартфон

Фото: Евгений Ерчак

Центральная диспетчерская служба находится в просторном светлом помещении.

- Сюда поступает информация о работе лифтов, подключенных к системе диспетчерского контроля. Здесь же находится и аварийная служба, которая обрабатывает заявки и разбирается с застрявшими лифтами в ночное время, - рассказывает Олег Дубовец.

Кроме того, в круглосуточном режиме в центральной диспетчерской службе работают операторы. В настоящее время здесь 3 операторских места, к каждому из них подключено определенное количество лифтов – около 220.

В "Беллифте" оснастили видеонаблюдением все служебные помещения, в которых располагаются бригады по ремонту и техническому обслуживанию лифтов. С ними есть визуальная и аудиосвязь – оператор видит, когда механик берет ключи от машинных помещений и может, например, дать ему какие-либо указания через громкую связь.

Интересно, что механики получают информацию о заявке прямо на смартфон, где у них установлено специальное программное обеспечение (пока тестовая эксплуатация). Это позволяет им оперативно увидеть, где случилась поломка и узнать о ее характере. Механик должен тотчас же подтвердить заявку и отправиться на ее выполнение. После выполнения он через эту же программу сообщает об отработке заявки.

Оператор видит состояние каждого из лифтов на данный момент. Красным отмечены отключенные лифты – это могут быть, например, установленные, но не введенные в эксплуатацию лифты в новых домах, неисправные лифты и лифты, остановленные для проверки.

Фото: Евгений Ерчак

- Операторы видят в онлайн-режиме всю информацию о лифтах – он едет, открыты двери лифта, шахты или машинного отделения, сработала ли пожарная опасность и даже нажатие кнопки "Стоп". Все аудиоданные по вызову фиксируются – во избежание конфликтных ситуаций с жильцами.

Основная задача операторов – координация действий бригад. Они видят и сигнализируют, когда нужно ускориться – например, если застрял пожилой человек или маленький ребенок.

- Центральный пульт открылся лишь месяц назад, и он объединяет несколько обычных диспетчерских пультов (пока 3, по количеству операторов. – Прим. ред.). Раньше диспетчерские пульты располагались в районах города и объединяли (по проводной связи) несколько десятков домов. Для них приходилось арендовать помещения, платить зарплату постоянно дежурившим диспетчерам, кроме того, качество связи было очень плохим. Кроме того, центральный пункт позволяет более оперативно реагировать на поступающие заявки.

Фото: Евгений Ерчак

- Сейчас на ЦДС мы вывели лифты микрорайона Лошица, часть лифтов микрорайона Каменная горка и осуществляем контроль за этими лифтами из одного помещения. К 2018 году мы планируем объединить все диспетчерские пульты управления лифтами, которые сейчас разбросаны по микрорайонам города, сведя все управление сюда.

Провода, GSM, Ethernet

Изначально связь диспетчера с лифтами была организована при помощи проводной связи, что существенно ограничивает возможности оператора – он не видит характер поломки и, как правило, не очень хорошо слышит застрявшего в лифте человека.

Примерно 7-8 лет назад на смену проводам пришли GSM-модули – по сути, общение оператора и лифта происходило при помощи сотового модуля с SIM-картой в машинном отделении. Но этот способ также имел множество недостатков – в частности, он был дорогим. Кроме того, качество GSM-связи в некоторых районах оставляло желать лучшего.
 
На данный момент по GSM организована связь с лифтами, провести оптику к которым сложно или экономически неэффективно.

И, наконец, самым передовым способом связи диспетчера с лифтами является Ethernet-соединение. Связь по оптоволокну недорогая, качественная и позволяет отследить абсолютно все необходимые параметры. В настоящее время к Ethernet подключены около 10% обслуживаемых "Беллифтом" пассажирских лифтов (примерно 750 штук).

Опыт "Беллифта" по оснащению лифтов Ethernet-связью перенимается и другими сервисными организациями. В частности, речь идет об ОАО "Лифтсервис", которое также обслуживает лифты в городе Минске.

17 студентов в лифте в Новогоднюю ночь

Нормативное время, которое дается в Минске службам для освобождения застрявших в лифте людей – 45 минут. Как рассказал Олег Дубовец, в самых крайних случаях людей освобождали через полтора часа – но это исключение из правил, которое могло быть обусловлено очень плохими погодными условиями или большим количеством одновременных вызовов в вечернее/ночное время (например, связанное с массовым отключением электропитания), когда аварийная бригада просто не в состоянии разорваться между несколькими лифтами в разных концах обслуживаемого участка.

- В 99%  случаев людей освобождают и за более короткий срок, - отметил Олег Сергеевич. - Однако застрявшим, конечно же, кажется, что их освобождение длится часами.

Фото: Евгений Ерчак


Интересно, но новогодняя ночь не является каким-то особенным промежутком времени. В "Беллифте" не ведут статистики по количеству людей, которые встретили бой курантов в кабине, застрявшей между этажами. Как правило, люди могут застрять уже после встречи Нового года, когда вываливают толпой на улицу, "подогретые" спиртными напитками.

- На память приходит один случай, когда отмечавшие Новый год студенты решили после боя курантов выйти на улицу и набились в лифт всей компанией – 17 человек. Естественно лифт застрял, а когда студентов вытащили, они поздравили с Новым годом своих освободителей и пошли отмечать дальше.

Мы поинтересовались у инженера, что делать застрявшему, если по какой-то причине кнопка связи с диспетчером не работает.

- В лифте предусмотрено аварийное освещение, так что застрявший увидит телефон оператора диспетчерской службы и сможет позвонить туда при помощи сотового телефона, который сейчас есть практически у каждого. Во многих лифтах свет будет работать, даже если электричество отключится во всем доме.

Кроме того, лифты, оснащенные современными системами связи, сами сообщают диспетчеру об остановке, и тот может включить прослушивание кабины даже без нажатия кнопки.

Ну а если так вышло, что и кнопка не работает, и связаться с диспетчером не выходит, нужно действовать по старинке – звать на помощь и стучать в дверь, чтобы вас услышали проходящие мимо люди. Которые и вызовут аварийную бригаду. Самое главное - не пытаться вылезти из лифта самому – это чревато куда худшими последствиями, чем просидеть лишний час.

Недовольная бабушка и поездка верхом на лифте

Выезд к лифтам затянулся минут на 20 – Олегу Сергеевичу позвонила бабушка, недовольная работой фотореверса лифта в своем подъезде.

Фото: Евгений Ерчак

Реверс – система безопасности, которая автоматически отменяет закрытие дверей, если им что-то мешает. Это позволяет избежать травмирования при посадке/высадке. Пожилой человек отчаянно не понимал, зачем нужен фотореверс, который задерживает поездку на лишние 5 секунд. Аргумент "в соседнем подъезде все работает нормально" был разбит лишь через 20 минут, после того как бабушке был обещан скорый выезд мастера для контроля ситуации.

- Часто люди ругаются на подобные вещи, даже не понимая, что это сделано для их же безопасности, - констатировал заместитель главного инженера.

Но пора двигаться дальше. Следующим пунктом репортажа стал минский микрорайон Восток, а точнее, два 16-этажных столбика на проспекте Независимости. Они были выбраны специально, чтобы показать нам новую и старую типовые лифтовые системы и особенности их работы.

Фото: Евгений Ерчак

Мы заходим в светлый новый грузопассажирский лифт, сделанный на могилевском заводе, и Олег Сергеевич продолжает рассказ.

- Здесь внизу находится система датчиков для контроля степени загрузки кабины. Если груз весит менее 15 кг или более, чем 110% грузоподъемности (в данном случае 630 кг. – Прим. ред.), лифт просто не поедет. Это сделано ради безопасности пассажиров – чтобы случайно не уехал маленький ребенок без родителей и собака или, наоборот, слишком большая компания. Кроме того, если лифт заполнен более чем на 90%, он не будет останавливаться, несмотря на попутные вызовы.

В новых лифтах обмануть систему, например, повиснув на поручне или сделав упор ногами в стенки, не получится. Лифт отслеживает изменение массы от номинальной (пустой кабины), а не только давление на пол.

Далее началась самая страшная часть репортажа – механик перевел лифт на ручное управление (режим ревизии), спустил его на 15-й этаж и мы, на 16-м, шагнули на крышу лифта.

Фото: Евгений Ерчак

Обилие проводов, тросов, перегородок и эмоций. Когда вся бригада погрузилась на крышу, а пожилой механик, очень напоминающий какого-то советского актера, с улыбкой повез нас вниз, беседа продолжилась.

А что, если трос оборвется, или Разрушение мифов в шахте лифта

- Специальный режим ревизии предназначен для того, чтобы позволить механику совершить осмотр шахты и проверить все узлы. Такая проверка обязательно проводится раз в месяц, - рассказывает Олег Дубовец.

На крыше лифта находится пульт управления. Скорость в режиме ревизии заметно ниже обычной – это сделано ради безопасности обслуживающего персонала. Впрочем, несчастный случай здесь вполне реален – бортики по краям кабины символичные, и шагнуть в шахту очень просто.

- Ежемесячно проверяется состояние дверей на этажах, проводится визуальный осмотр направляющих, по которым скользит лифт, - их искривление и наличие смазки, а также различные зазоры. Кроме того, каждый лифт раз в год должен получить разрешение на эксплуатацию, подтверждающее его безопасность.

И это не считая того, механики постоянно проводят визуальный осмотр лифта – в старых лифтах ежедневно, в новых моделях – раз в неделю. Проверяется, работает ли лифт, есть ли освещение, работает ли реверс и связь с диспетчером.

Фото: Евгений Ерчак

Лифт скользит вниз. В районе 8-го этажа мимо нас вверх уходит противовес – его вес примерно равен весу пустой кабины. А Олег Сергеевич начинает разрушение мифов.

- Оборваться и упасть лифт физически не может. Разве что только в кино. К примеру, здесь мы видим 6 тросов, а лифт сможет удержаться даже на одном при полной загрузке. Кроме того, как только система фиксирует ослабление натяжения хотя бы одного из тросов, она моментально останавливает и блокирует лифт до вмешательства обслуживающего персонала.

Фото: Евгений Ерчак

Еще одним элементом безопасности является ограничитель скорости. Это целая система из каната, шкива и других элементов. Простая, но очень эффективная, она позволяет остановить лифт при увеличении скорости кабины более чем на 15% от номинальной.

Описывать принцип ее работы полностью мы не будем, лишь скажем, что на последнем этапе срабатывает система ловителей, которые жестко тормозят кабину, намертво фиксируя ее на направляющих. Порой снять ее с них бывает очень сложно, говорит Олег Сергеевич.

- Даже если представить "идеальный шторм" и одновременно обрубить все несущие канаты, вы все равно пролетите вниз всего пару метров, а затем кабина будет остановлена и удержана на направляющих. Единственным неудобством будет жесткая остановка.

Фото: Евгений Ерчак

Автор репортажа в детстве неоднократно слышал страшилки о том, как кто-то вызвал лифт, двери открылись, но кабины там не было, и человек, не посмотрев, упал вниз.

- Это вообще не имеет ничего общего с реальностью. Причем как в новых, так и старых лифтах, - утверждает Олег Сергеевич. – Дело в том, что двери шахты никак не связаны с вызывными кнопками – их открывает привод дверей кабины. Причем для открытия дверей кабины и дверей шахты лифт должен стоять ровно напротив этажной площадки. Других вариантов нет. Так что это точно страшилка.

В одном из голливудских фильмов лифт застревает между этажами и во время спасения пассажиров (они прыгают в небольшое отверстие на нижний из этажей) вдруг начинает двигаться, устраивая кровавое месиво из человека.

- У нас вы таких ужасов не увидите, - смеется инженер. – В подобных ситуациях всегда работают два электромеханика. Один из них находится вверху, в машинном помещении, второй – возле кабины. Лифт растормаживают, вручную перемещают на уровень ближайшего из этажей и лишь затем открывают двери и выпускают людей.

С мифами разобрались. А теперь о более реальных ситуациях. Например, что если в доме начался пожар или отключилось электричество.

- В случае, если сработают датчики пожара, лифт принудительно поедет на первый этаж, откроет двери и поехать на нем в это время будет невозможно. Кабина будет находиться в таком положении, пока "пожарный" режим не отключат механики.

Если же отключилось электричество, то лифт остановится  и будет находиться в таком положении, удерживаемый тормозным устройством, даже если подача питания будет отсутствовать несколько дней или месяцев.

Но гораздо чаще аварийная остановка лифта возникает из-за обычного баловства детей и подростков.

- Прыгают, веселятся, садят лифт на "ловители", а нам потом доставай их. Никакой ответственности за это не предусмотрено. Разве что дать по шее можно, - смеется механик.

Подводя итог путешествию, мы поинтересовались у Олега Сергеевича о том, какое было самое страшное происшествие на его памяти, связанное с лифтами.

- За 14 лет моей работы в этой системе не было никаких смертельных происшествий с участием пассажиров, как не было и тяжелых травм. Надеюсь, и не будет в дальнейшем! Самым неприятным инцидентом был, пожалуй, случай, когда мужчина гулял с собакой на поводке, она забежала в лифт, тот закрылся и уехал по вызову вверх. Тогда мужчине сорвало кожу с пальцев, которые держали поводок, собака при этом не пострадала.

В новых домах за лифтами необходимо следить не менее тщательно, чем в старых. Дело в том, что в новом здании происходит усадка, тросы немного, но растягиваются, что заставляет периодически их проверять и регулировать. В некоторых случаях приходится немного корректировать и направляющие.

Интересный момент. Советские правила безопасности подразумевали постоянное освещение шахты лифта, но сейчас такой необходимости нет. Поэтому если у вас в подъезде в шахте включено освещение, значит, там работает механик. Либо он просто ушел, забыв выключить свет.

Сквозь мусор и бомжей – к машинам

Следующим пунктом нашего визита стало машинное отделение, добираться до которого – удовольствие сомнительное.

Фото: Евгений Ерчак

- Вот посмотрите, в каких условиях приходится работать, - сетует инженер. – А ведь многие работники – женщины. Чтобы дойти до машинного отделения, им часто приходится преодолевать завалы мусора, а то и спящих бомжей, которые порой настроены крайне агрессивно. Все это может происходить и в вечернее время, а освещение часто не работает.

Машинное помещение, наоборот, встретило нас чистотой и порядком. Моторы оказались не такими большими, как мы представляли их себе, а особо шумными их назвать тоже нельзя – мы смогли спокойно разговаривать, не повышая голос.

Фото: Евгений Ерчак

- Это сердце лифта, – продолжает экскурсию Олег Сергеевич. - Здесь находятся все механизмы, приводящие лифт в движение, станция управления. Здесь же можно увидеть и ключевой узел ограничителя скорости. На нем расположен упор для проверки системы, нажмете - и лифт "сядет" на ловители. Кроме того, можно перекинуть трос на шкив меньшего радиуса на ограничителе – таким образом имитируется прирост скорости движения, что опять же должно привести к сработке механизма.

Фото: Евгений Ерчак

Вверху машинного помещения проходит балка, которая используется для снятия механизмов в случае их поломки. В полу расположен люк – он ведет на лифтовую площадку последнего этажа – в него спускается неисправное оборудование, которое затем транспортируется вниз.

Шкаф управления – своеобразный мозг лифта. Здесь в том числе производится настройка всех основных параметров – например, время, через которое закрываются двери, или какой лифт должен приехать к пассажиру и в каком случае (если их два). Кроме того, здесь снимаются все коды ошибок, чтобы механик смог быстро увидеть, в каком узле лифта неполадка.

Фото: Евгений Ерчак

Фото: Евгений Ерчак

35 лет работы – не предел

Для контраста мы идем в соседний дом, где установлены лифты, работающие уже более 35 лет.

До боли знакомые кабины "под дерево", оборванные памятки по безопасности и удивительно чистый подход к машинному помещению – дом кооперативный, и жильцам не наплевать на порядок в подъезде.

- Смотрите, ежемесячное техобслуживание лифта было пару дней назад, соответственно, памятку повесили тогда же, но она уже ободрана. Чем она мешает жильцам, ума не приложу, ведь здесь, помимо всего прочего, указаны все телефоны аварийных служб, которые могут пригодиться, если вы застряли, - жалуется Олег Сергеевич.

Фото: Евгений Ерчак

На крышу лифта мы еще раз лезть не стали, а пошли прямиком в машинное отделение. Разница ощущается, как только открываешь дверь – жар, отчетливый запах смазки, клацанье реле, шум огромных моторов.

Шкаф с оборудованием был гораздо больше, чем у новых лифтов. "Зато надежный, как "Т-34!", - говорит механик о лифте. По его словам, проблем с ним меньше, чем с новыми.

Фото: Евгений Ерчак

Нормативный срок эксплуатации лифта - 25 лет, но около трети обслуживаемых организацией лифтов уже перешли этот порог. А около 1000 лифтов вообще старше 30 лет – они работают нормально, безопасно - регулярные проверки и обслуживание делают свое дело.

- Но время не обманешь - устает и металл, все-таки необходимо планомерное обновление парка лифтов, - считает Дубовец.

"Иногда с ножами выскакивают"

Спасение вовсе не всегда вызывает положительную реакцию у пассажиров.

- Иногда и с ножами выскакивают, был с топором один. Не все люди адекватные, милицию иногда даже приходится вызывать, - рассказал инженер. – Но в целом реагируют нормально. Пьяных, кстати, часто вытаскиваем – так они песни поют, флиртуют, в любви женщинам-механикам признаются.

- Был один забавный случай довольно давно,
- включается в разговор механик. – Ехал ночью пьяный в лифте и застрял. Так он сразу не стал вызывать диспетчера, а поспал, проснулся и только потом занялся вопросом своего освобождения.

Подытожим. Безопасность в лифтах всегда была (и остается) на первом месте. И старые, 30-летние, и новые лифты одинаково безопасны для пассажиров при регулярном обслуживании. А этот вопрос у нас контролируется очень жестко обслуживающими организациями, заказчиками и даже самими жильцами. Так что ездите смело и не волнуйтесь, даже если вдруг застрянете – долго ждать помощи не придется.

Редакция TUT.BY благодарит ОАО "Беллифт" и лично Олега Дубовца за помощь в организации репортажа.