В каких случаях сайт может быть заблокирован
Положение предусматривает ограничение доступа к сайтам:- которым в течение года вынесено два и более письменных предупреждения Министерства информации;
- содержащим материалы, направленные на оборот наркотиков, а также иную информацию, запрещенную или ограниченную к распространению в Республике Беларусь (пока этот момент не детализирован).
- владельцы которых не выполнили законное требование госорганов об устранении нарушений законодательства Беларуси о СМИ.
Кто будет блокировать сайты
Поставщики интернет-услуг должны безвозмездно и в обязательном порядке заблокировать доступ к сайтам, которым в течение года вынесено два и более письменных предупреждения Министерства информации, на территории Республики Беларусь. Доступ к ним будет ограничен как для физлиц, так и для организаций и ИП.Исключение будет лишь для профильных ведомств (Мининформ, Минсвязи, контролирующие и правоохранительные органы).
Список сайтов, подлежащих блокировке, будет вести Государственная инспекция (БелГИЭ), он будет составляться на основании решений, принимаемых Министерством информации. Доступ к нему будут иметь провайдеры (должны проверять список ежедневно), Мининформ, Минсвязи, контролирующие и правоохранительные органы, а также другие ведомства по согласованию с Минсвязи.
Как сайт может попасть в черный список
1. Государственные ведомства в рамках своей компетенции определяют, какие сайты нарушили законодательство и должны быть заблокированы. И затем направляют информацию, содержащую название и адрес ресурса, а также нарушенные нормы (со ссылкой на соответствующие законодательные акты) в Мининформ.Положение предусматривает, что инициировать блокировку ресурса может любой гражданин Беларуси - для этого он делает соответствующий запрос в профильное ведомство. Госорган проверяет обращение, и на его основании вправе обратиться в Мининформ для блокировки ресурса.
2. Если Мининформ принимает решение о блокировке ресурса, то в течение трех рабочих дней уведомляет об этом (копией решения) владельца сайта (если он принадлежит белорусской компании или гражданину страны) и Государственную инспекцию.
3. Государственная инспекция включает сайт в список, и затем поставщики интернет-услуг обязаны закрыть к нему доступ в течение суток.
Важным моментом является то, что согласно Положению в список заблокированных ресурсов могут попасть так называемые анонимайзеры, прокси-сервера (в том числе "анонимные сети типа Tor"), которые могут быть использованы для обхода блокировки.
Как можно разблокировать сайт
После получения уведомления о блокировке владелец сайта вправе опротестовать решение, направив соответствующее заявление в Мининформ.Ведомство в течение месяца рассматривает обращение, выясняя, устранены ли выявленные ранее нарушения. Решение о разблокировке принимается по согласованию с ведомством, инициировавшим блокировку ресурса.
Если решение о разблокировке положительное, то в течение трех рабочих дней после принятия оно направляется в Государственную инспекцию, которая исключает сайт из черного списка. После чего доступ к ресурсу восстанавливается поставщиком интернет-услуг.
Постановление ОАЦ прокомментировал основатель TUT.BY Юрий Зиссер.
![]() |
Юрий Зиссер |
Считаю, что ничего кардинально не меняется - это всего лишь подстраховка на всякий случай. 90% процедур по блокировке уже было регламентировано ранее иными нормативными актами. Что касается анонимайзеров и сети Tor, то в документе не прописано, что они будут заблокированы в обязательном порядке.
В любом случае, глупо в 21 веке вводить ограничения в интернете. На внешнем имидже страны положительно это точно не скажется.
Людмила Чекина, юрист, генеральный директор УП "Надежные программы", рассказала, что в опубликованном положении обращают на себя внимание несколько важных моментов:
![]() |
Людмила Чекина |
Во-первых, доступ может быть ограничен как к информационному ресурсу целиком, так и к его составной части.При этом, поскольку положением не установлено иное, можно сделать вывод, что решение блокировать ли весь информационный ресурс или ограничить доступ только к его части (например, к интернет-странице, если запрещенная информация размещена только на ней) будет принимать Министерство информации по своему усмотрению и никакие нормы его в этом не ограничивают.
Во-вторых, БелГИЭ предоставляется возможность ограничивать доступ к любым анонимайзерам, хотя деятельность по разработке и предоставлению в открытом доступе таких программ законодательством не запрещена.
И, наконец, обращает на себя внимание, что положением даже не рассматривается случай, когда владелец информационного ресурса обжалует предписание об ограничении доступа к его сайту потому, что считает его незаконным (а ведь такие случаи могут быть). Говорится только об обращении в Мининформ после устранения недостатков, которые послужили основанием для ограничения доступа. И самое интересное, что Министерству информации дается целый месяц на осуществление этой несложной процедуры (посмотреть и убедиться, что конкретное нарушение законодательства, указанное в предписании, устранено). Что еще раз говорит о том, что принимаемые в последнее время меры направлены не на борьбу с конкретными нарушениями законодательства в сети, а на запугивание владельцев интернет-ресурсов с целью держать их под контролем.