• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Советские танки всегда отличались простотой и ремонтопригодностью. Неудивительно, что техника, которая не раз была ранена в бою, все еще находится в строю. В этом году ретробронегруппа была увеличена на три экземпляра, техника встала в строй благодаря кропотливой работе армейских ремонтников. В объективе 42.TUT.BY и "ВоенТВ" - ретроколонна белорусской армии.


Танку БТ-7 выпала честь возглавить парад. Эта машина 1932 года выпуска была поднята из болота и отреставрирована. Капризный бензиновый двигатель, который к тому же отличался немалым аппетитом, был заменен на дизельный. В скорости машина нисколько не потеряла, а вот расход существенно уменьшился – порядка 20 литров на 100 км. Большинство таких машин было потеряно в начале войны – тонкая броня не оставляла им шанса выжить на поле боя, а горели БТ, как свечки. Главным достоинством танка была его высокая скорость, при движении на колесах – 72 км/ч, на гусеницах – 52 км/ч. На БТ-7 совершил подвиг Герой Советского Союза Григорий Найдин, который 25 июня 1941 года у местечка Рудишкяй (Литва) смог разгромить колонну бронетехники врага, уничтожив 15 танков и 10 орудий противника.


Танки Т-34-76 вынесли на себе основную тяжесть войны. Без преувеличения – это танк-солдат, который принял участие в самых крупных битвах. К 1943 году вооружения этого танка, 76-мм пушки Ф-34, было уже недостаточно. В боях на Курской дуге советским танкистам приходилось применять самоубийственную тактику в борьбе с "Тиграми" и "Пантерами". Т-34-76 на большой скорости сближались с немецкими панцерами и били их в борт. Управлять танком было непросто, например, коробка передач была настолько плоха, что чтобы переключить рычаг мехводу требовалась помощь, и чаще всего в бой шли только на одной передаче – второй.


"Червонный" Т-34-85 как никакой другой танк достоин чести проехать по улицам Минска. На этом танке экипаж Дмитрия Фроликова первым ворвался на улицы Минска 3 июля 1944 года. "Червонный" уничтожил два зенитных орудия противника, тяжелобронированную самоходку "Фердинанд" и противотанковую пушку. К сожалению, как и многие воины, Дмитрий Фроликов не дожил до Победы, а пал смертью храбрых в бою 2 февраля 1945 года. Но память об отважном танкисте осталась – в его честь названа улица в Минске.


Броня "Червонного" сохранила следы боев. На фото отметки от попаданий гранат "Фаустпатрона", которые танкисты называли "поцелуй ведьмы". После поражения фаустпатроном экипаж, как правило, погибал, кроме того, мог сдетонировать боекомплект. Если последнего не происходило, то танк быстро латали в мастерской и снова отправляли в бой.


Несмотря на то, что серийное производство Т-44 было начато в 1944 году и за время войны было выпущено 655 танков этого типа, в боевых действиях 44-ка участия не принимала. Танк был строго засекречен и имел инновационную конструкцию. Многие решения, примененные в компоновке Т-44, стали определяющими для большинства советских основных боевых танков послевоенного периодов. 44-ка участвовала только в одном вооруженном конфликте – операции "Вихрь". Данный экземпляр получил свою вторую жизнь благодаря добровольцам, которые спасли его от переработки на металлом в Новополоцке. Затем машина была передана благотворительному фонду "Память Афгана".


Танки ИС-3 не успели принять участие в боевых действиях Второй мировой войны, но зато прошли по Берлинским улицам во время парада 7 сентября 1945 года. Грозные машины произвели сильное впечатление на союзников – ничего подобного у них не было. Например, англичане, в спешном порядке взялись за разработку тяжелого танка FV 214 "Конкэрор".


Советская противотанковая самоходная установка СУ-100 была грозным противником для немецких танков на поле боя. Снаряд ее орудия пробивал средние танки Pz III и Pz IV навылет, а лобовую броню "Пантеры" и "Тигра" пробивал с дистанции 1,5 км. Лобовая проекция тяжелой самоходки "Фердинанд" оказалась неприступной, а бортовая пробивалась с 2000 метров. После войны СУ-100 приняла участие во многих конфликтах, где ее ценили за высокую огневую мощь, простоту обслуживания и управления.


76-мм пушка ЗИС-3, без сомнения, является настоящим шедевром. Простое, технологичное и эффективное, это орудие, без преувеличения, помогло выиграть войну. Немецкие специалисты после ознакомления с трофейной ЗИС-3 вынесли следующий вердикт: "Самая гениальная конструкция в истории ствольной артиллерии…". Красноармейцы ценили это орудие за его эффективность, особенно в уличных боях, когда относительно легкую пушку можно было выкатить на прямую наводку и подавить огневую точку противника. Кстати, маршал Кулик, первым увидевший это орудие на испытаниях, категорически запретил производство ЗИС-3. Создатель пушки Василий Грабин развернул производство этого орудия самостоятельно. К моменту официального принятия на вооружение 12 февраля 1942 года тысячи этих орудий воевали на фронте. Более того, талантливый инженер разработал методику конвейерной сборки ЗИС-3, чем спас армию, испытывающую серьезный недостаток артиллерии. На снимке: орудие транспортируется автомобилем Газ-АА.


На снимке автомобиль ГАЗ-67 см с 45-мм противотанковой пушкой, а также знаменитая "Катюша" БМ-13. ГАЗ-67 широко использовался в качестве штабного, разведывательного автомобиля и как артиллерийский тягач. Автомобиль был прост в производстве, ремонте, был нетребователен к низкому качеству горюче-смазочных материалов. 45-ки получили в войсках название "Прощай, родина". Зачастую для расчетов этих орудий первый бой становился последним: им предстояло либо выстоять, либо погибнуть. БМ-13 "Катюша", несмотря на безобидное название, были страшным оружием. Одна установка за минуту выпускала столько снарядов, сколько обычная пушка минут за пятнадцать. Кроме того, при массированном применении "Катюш" к обычному урону добавлялся эффект интерференции ударных волн.


37-мм зенитная пушка 61-К оказалась довольно удачным орудием и использовалась на протяжении всей Великой Отечественной войны, а после окончания еще долгое время состояла на вооружении армий разных стран. Эти орудия в качестве трофейных использовались в Вермахте, после войны копировались в Китае и выпускались в Польше. Известный специалист в области артиллерийского вооружения А. Широкорад отметил, что точное число сбитых 61-К самолётов посчитать невозможно, но неоспоримо, что именно из этих автоматов сбито наибольшее число самолётов в мире за весь XX век.


Т-55 благодаря удачной конструкции стал самым массовым танком в мире, только в СССР было выпущено порядка 20 тыс. этих машин. Танки Т-55 приняли участие в большинстве военных конфликтов послевоенного периода, им не раз приходилось сталкиваться с машинами, принадлежащими западной танковой школе, в том числе и более современных, чем 55-ка, модификаций. Но даже в таких условиях при должной обученности экипажа Т-55 мог дать достойный отпор или даже выйти победителем из танковой дуэли. Сегодня Т-55 находится на вооружении более чем 50 государств, где ценится за простоту и выдающуюся надежность.


Также в состав колонны включен плавающий танк ПТ-76. В момент своего появления этот танк был одной из самых удачных машин-амфибий. Главному конструктору Жозефу Котину удалось совместить в нём хорошую сухопутную и водную мобильность, а также высокую огневую мощь. Например, во время испытаний ПТ-76 без труда преодолел такую серьезную преграду, как Керченский пролив.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-30%
-35%
-10%
-10%
-50%
-10%
0065385