Денис Алдохин,

Идея оказания военной помощи странам в целях собственной безопасности посетила министерство финансов США еще в 1940 году. Спустя год законопроект о ленд-лизе был внесен в Конгресс США, после чего его 11 марта подписал президент Рузвельт.

Ленд-лиз (англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) — государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье.
Поставки техники в СССР начались еще 6 сентября 1941 года, но в полную силу ленд-лиз заработал только с 7 ноября 1942 года, когда американский президент признал оборону Советского Союза жизненно важной для безопасности США.

Кроме того, одной из первых после нападения Германии Союзу стала оказывать помощь Великобритания. Советский посол в Англии И.Майский договорился о срочном предоставлении британских танков, поставки которых начались уже с осени 1941 г.

А ровно 70 лет назад, 11 мая 1945 года, президент США Гарри Трумэн внезапно распорядился прекратить поставки боевой техники СССР.

42.TUT.BY выбрал пять лучших танков, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

М3 "Ли"

Фото: mashtab-ekb.ru

Этот танк солдаты Красной Армии окрестили "братской могилой на шестерых". М3 "Ли" обладал внушительными размерами – более трех метров в высоту и довольно слабым бронированием – лобовая плита была толщиной всего 50,8 мм. Защита бортов и кормы была еще меньше - всего 38 мм, защита днища –12,7 мм. В Советский Союз было отправлено порядка 1385 танков, из которых до конечного пункта назначения добралось около 976. Советским танкистам машина не понравилась, уж очень архаичной была ее конструкция. Не имея опыта в постройке и применении танков, а также достаточно развитой танкостроительной промышленности, американцы построили М3 "Ли" как могли.

Фото: waralbum.ru

Например, не имея подходящей башни для 75-мм пушки, они разместили ее в спонсоне, что существенно ограничивало угол обстрела орудия. Сверху на корпус поставили башенку с 37-мм орудием, на которую взгромоздили еще и командирскую башенку с пулеметом. В итоге огромный трехметровый М3 "Ли" оказывался легкой целью для противотанковой артиллерии на поле боя.

Фото: wwiivehicles.com

В случае повреждения гусеницы танк не мог поворачиваться и использовать свое основное 75-мм орудие, а 37-мм пушка уже к 1942 году не справлялась с броней немецких средних танков. Кроме того, советские танкисты жаловались на плохую проходимость, большую вязкость в песках, требовательность к качественному обслуживанию и топливу. Также танк был довольно прожорлив: 796 литров топлива в баках хватало на 192 км пути.

Фото: litnik.in.ua

В рядах Красной Армии М3 "Ли" приняли участие в сражениях на Северном Кавказе в 1942-43 годах, в тяжелых боях под Вязьмой и Ржевом, а также на Курской дуге.

"Матильда"

Фото: warspot-asset.s3.amazonaws.com

Этот танк обладал внушительной 78-мм броней, которую могла взять в первый период войны лишь немецкая 88-мм зенитная пушка. Остальные танковые и противотанковые орудия были бессильны перед "Матильдой".

В своих рапортах советские танкисты отмечали, что английские танки получали по 17-19 попаданий из 50-мм противотанковых пушек, но пробитий брони зафиксировано не было. Впрочем, вражеские снаряды могли заклинить башню, маску орудия или вывести из строя пулемет. В СССР было отправлено 1084 таких боевых машины, но до места назначения добралось только 918 танков.

На освоение иностранной машины танкистам давалось 15 дней, поэтому неудивительно, что техническая надежность "Матильды" в руках неопытного экипажа была низкой.

Фото: waralbum.ru

В условиях Восточного фронта выявилась еще одна специфическая особенность "Матильд" – они не были приспособлены к условиям эксплуатации в зимних условиях. Поэтому нередко скатывались в кювет с обледенелых дорог, в сильные морозы, даже при работающем двигателе, намертво замерзали трубопроводы жидкостной системы охлаждения.

Грязь, забивавшаяся между фальшбортами и гусеницами, замерзала, лишая танк хода. Из-за этого экипажам приходилось останавливаться и каждые 4-5 километров очищать ходовую с помощью лома и лопаты, что любви к "Матильде" не прибавляло. За это английскую машину частенько награждали обидными прозвищами типа "каракатица" и "шарманка".

Фото: .imageshack.us

Кроме того, в боекомплекте танка, вооруженного 40-мм пушкой QF 2-pounder, не было осколочно-фугасных снарядов, что затрудняло борьбу с противотанковой артиллерией и пехотой врага. Проблема была настолько серьезной, что в СССР был разработан проект замены 40-мм пушки на отечественную калибра 76-мм. Окончательно проблема была решена, когда в Союз стали прибывать танки "Матильда CS", вооруженные 76,2-мм гаубицей.

"Черчилль"

Фото: warspot-asset.s3.amazonaws.com

Эти медленные, но хорошо бронированные танки поставлялись в СССР в 1942–1943 годах. Всего Красная Армия получила 301 "Черчилль" модификаций Mk.III и Mk.IV. Лучше всех была вооружена модификация Mk.IV – 57-мм пушкой, которая пробивала броню обоих бортов немецкого танка Pz III суммарной толщиной в 60 мм с дистанции 950 м.

В то же время у танков выявился специфический недостаток – при движении по косогору с небольшим креном происходил сброс гусениц. Также на обледенелой поверхности движение танка было затруднено – английские гусеницы не были оснащены грунтозацепами.

Фото: 4put.ru

Тяжелые танки были очень важны для обороны, поэтому к октябрю 1942 года все ТТ были сведены в отдельные тяжелые танковые полки прорыва (ОТТПП), и по приказу Сталина их экипажи комплектовались только офицерами.

Во время боевого применения выяснилась одна интересная особенность "Черчиллей": минные поля не приносили этим танкам особого вреда. Безвозвратных потерь от подрыва почти не было, в основной своей массе танки имели незначительные повреждения ходовой части и быстро восстанавливались.

Фото: razlib.ru

Сумели отличиться английские тяжеловесы и во время боев на Курской дуге. Так, в сражении под Прохоровкой "Черчилль" 15-го танкового полка прорыва под командованием лейтенанта Смирнова успешно таранил фашистский "Тигр", при этом экипаж не получил ранений.

Фото: waralbum.ru

В боях за Киев "Черчилль", которым командовал лейтенант Логинов, сумел подбить "Тигр", впоследствии офицер был награжден "Золотой Звездой".

"Валентайн"

Фото: academic.ru

Этот средний танк пользовался большой популярностью в Красной Армии. Танкисты любили "Валентайн" за простоту конструкции, надежность двигателя и трансмиссии. Единственное, что не нравилось – слабое вооружение первых версий – 40-мм пушка, которую в ряде случаев советские специалисты меняли 76,2-мм орудием, хорошо зарекомендовавшим себя на танках Т-34.

Фото: academic.ru

Большим преимуществом "Валентайнов" было наличие радиостанций на каждом танке, что облегчало координацию действий в бою и повышало общую эффективность действий танкового подразделения, более подробно об этом танке мы уже писали.

Фото: academic.ru

Самой массовой модификацией танка в Красной Армии стал "Валентайн IV" и его канадский аналог "Валентайн VII", в заключительный период войны использовались модели "Валентайн IX и Х".

Фото: academic.ru

Танк был неплохо защищен, толщина лобовой брони составляла 65 мм, а бортовой – 60 мм. У советских танков лучше бронирован был только КВ.

"Шерман"

Фото: wio.ru

В Советский Союз поставлялись в основном танки "Шерман" модификации М4А2. Танки с дизельным двигателем были выбраны неслучайно: в СССР не производился бензин высокого качества в необходимых для танковых войск количествах. А на том, что имелся, моторы американских танков М3 "Ли" и "Стюарт" быстро выходили из строя. Иметь такие же проблемы с "Шерманами" советским военным не хотелось.

Фото: cdn-frm-eu.wargaming.net

В целом "Шерман" заслужил положительную оценку. В частности, отмечалось, что М4А2 обладает хорошей маневренностью и удобен для преследования противника, а его 75-мм орудие и пулемет безотказны в работе. Бронебойные снаряды позволяли поражать все типы немецких танков в лоб до появления "Тигров" и "Пантер". Позже эта проблема была решена с установкой 76-мм орудия М1 с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда.

Фото: coollib.com

А еще у танков была великолепная радиосвязь. Воевавший на "Шермане" танкист Д. Лоза вспоминал: "Надо сказать, что качество радиостанций на танках "Шерман" вызывало зависть у танкистов, воевавших на наших танках, да и не только у них, но и воинов других родов войск. Мы даже позволяли себе делать подарки радиостанциями, которые воспринимались как "царские", в первую очередь, нашим артиллеристам".

Фото: litmir.info

В качестве недостатков отмечалась большая высота танка, а также недостаточное бронирование. Так, при обстреле "Шерманов" штурмовиками Ю-87 из 20-мм пушек пробивалась боковая броня башни корпуса, отчего экипажи несли сильные потери.

В то же время по сравнению с Т-34 американские танки были более выносливы, лучше переносили длительные марши, так как не требовали частой регулировки двигателей.

Фото: coollib.com

А еще М4А2 был единственным танком, который подходил для борьбы с немецкими пехотинцами, вооруженными "фаустпатронами".

Делалось это следующим образом: на танк садились четыре-пять автоматчиков, которые поясными ремнями привязывались к скобам на башне. Во время движения красноармейцы вели огонь по любым укрытиям, за которыми могли скрываться "фаустники". Такой прием назывался "метлой", и применять его на Т-34 было невозможно: из-за сильной раскачки на советском танке было не удержаться даже при помощи ремней.

Фото: etoretro.ru

Особенно полюбился советским танкистам М4А2, вооруженный 76-мм пушкой, машина получила множество дружеских прозвищ, таких, как "Эмча", "бронтозавр", "майский жук".

-18%
-10%
-20%
-20%
-50%
-20%
-50%
-50%