Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Денис Алдохин / фото Алексей Гайдашов,

По сложившейся традиции белорусские полярники, вернувшись из очередной антарктической экспедиции, собираются в узком кругу в минском Центре океанографии. Здесь хранится множество предметов, рассказывающих о покорении высоких широт белорусами.


Здесь и далее фото из архива Алексея Гайдашова

Один из самых ценных экспонатов океанариума – белорусский флаг, поднятый над Полюсом холода Земли – станцией Восток в Антарктиде. Его Центру океанографии подарил известный белорусский полярный исследователь Алексей Гайдашов, который рассказал 42.TUT.BY о том, чем заняты наши соотечественники на другом конце света в ледяных пустынях Антарктиды.


1,5 месяца дороги



Путь в Антарктику для белорусских полярников начинается в аэропорту Минск, откуда они летят самолетом до Кейптауна. Время выбирается так, чтобы в порту этого города Южно-Африканской Республики находилось российское научно-исследовательское судно "Академик Федоров".



В море участники экспедиции проводят порядка двух недель, пока достигают пункта назначения – бывшей советской полярной базы "Гора Вечерняя", расположенной в Восточной Антарктиде на Земле Эндерби.

Взлетно-посадочная полоса "Гора Вечерняя"

Разгрузка приборов, припасов и высадка на берег осуществляются с помощью вертолетов "КА-32", другой возможности нет. Весь путь занимает порядка 1,5 месяцев. Обратно полярники возвращаются таким же образом.

"Гора Вечерняя", площадка с электроагрегатами белорусской антарктической экспедиции (БАЭ)

Национальной космической программе важна Антарктида



По словам заместителя начальника Республиканского центра полярных исследований Национальной академии наук Беларуси Алексея Гайдашова, в Антарктике ведутся важные как для нашей страны, так и для мирового сообщества исследования в области климатологии, морской биологии, микробиологии, палеогеографии, изучается озоновый слой и степень поступления ультрафиолетовой радиации, а еще полярники следят за состоянием магнитного поля Земли, измеряя его колебания, а также изучаются другие природные, атмосферные и геофизические явления.
Фото: Алексей Гайдашов
Подводный мир Антарктики.
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов

Кроме того, полярники выполняют работу в интересах национальной белорусской космической программы.

– Мы проводим так называемое подспутниковое наблюдение: в момент, когда над нами пролетает белорусский спутник, мы синхронно проводим измерения различных параметров, а спутник в свою очередь делает несколько снимков. Потом данные, которые получил БКА, и наши измерения сравниваются, выявляется дельта. Полученные данные используются для корректировки работы бортовой аппаратуры космического аппарата. Аналогичные работы мы проводим для российского спутника "Канопус".

Подспутниковые измерения

Инженер-эколог за работой

Главная опасность – одиночество



Работа в Антарктике сопряжена с многочисленными трудностями и опасностями. Большинство работ, как и при начале активного освоения Антарктики в 50-х годах прошлого века, выполняется вручную.

Отбор проб снежного покрова на леднике Хейса

Полярникам приходится самим бурить лед, передвигать тяжелые бочки с горючим и выполнять множество других, требующих большого физического напряжения, операций.



Кроме того, исследовательские работы требуют постоянного движения, причем рельеф у Антарктиды этому нисколько не способствует – лед, камни, скалы, большие уклоны. А еще это очень опасно, во время движения ледника на привычных маршрутах образуются трещины.



Причем поменяться все может за одну ночь – еще вчера путь был безопасен, а уже утром полярников поджидают коварные трещины. На месте разломов часто образуются так называемые мостики: пространство между краями трещины замерзает, и его припорашивает снегом.



На первый взгляд кажется, что перед тобой ровная и прочная поверхность, но толщины льда такого "мостика" – 0,5-1 см явно не хватает, чтобы выдержать человека, не говоря уже о тяжелой технике.

На переходе с Молодежной в полевой лагерь БАЭ "Гора Вечерняя"

Все это постоянно держит человека в напряжении, а еще сверху накладывается длительное нахождение в замкнутом пространстве и малочисленном коллективе. Все это психологически выдержать очень тяжело. Поэтому отсев полярников очень большой. Второй раз на работу в полярные широты возвращаются только 30-40% из тех, кто впервые поехал в экспедицию.

Подготовка снегохода к грузовому переходу

Лимоны и чеснок – на вес золота



Первые годы, по словам Алексея Гайдашова, приходилось питаться в основном крупами, макаронами, тушенкой и галетами. Но после того как в Министерстве здравоохранения была разработана инструкция по питанию полярников, ситуация со снабжением провизией значительно улучшилась. В рационе появились свежезамороженные мясные полуфабрикаты, овощи, фрукты, соки и другие необходимые продукты.



В рацион полярников обязательно входят морковь, свекла, яблоки, соки, апельсины, минеральная вода. Пить кристально чистую местную воду – значит вредить организму. Она не содержит никаких микроэлементов, т.е. является дистиллированной, и долгое ее употребление может только навредить.



Больше всего полярниками ценятся чеснок и лимоны. Первый помогает против различных инфекций, спасает от кровоточивости десен и многих других напастей, укрепляет организм. Лимоны – отличный источник витамина С, которого так не хватает в продолжительных экспедициях.



В последней экспедиции была успешно испытана светодиодная установка, разработанная в НАН Беларуси, позволяющая выращивать на гидропонике свежую зелень. В этой установке полярникам удалось вырастить свежий укроп, петрушку, различные салаты. В следующей экспедиции таких установок будет уже несколько.

Советское наследие


ЦУБ - нынешнее место обитания БАЭ на г. Вечерняя

Чтобы подолгу находиться в Антарктиде, необходим постоянный лагерь, и здесь на помощь полярникам пришли соседи-россияне, предоставившие в безвозмездное пользование сохранившуюся еще с советских времен базу "Гора Вечерняя". Она представляет собой пять цельнометаллических унифицированных блоков (ЦУБы), соединенных между собой.

Инженер-механик около снегоболотохода "БОБР"


Первое время, пока обустроились, было непросто: за долгое время защитное покрытие – утеплитель и минеральная вата – осыпались от старости, поэтому в помещениях было прохладно. На улице погода колебалась от +2 до -35 градусов Цельсия. Когда мы провели ремонт помещений собственными силами, ситуация несколько улучшилась: температура в жилых помещениях порой достигала 16-18 градусов. Но как только ветер поднимается выше 10 м/с., она опускается до 10-12 градусов. Долгое время жить в таких условиях не очень приятно. Первые несколько экспедиций мылись из чайников и кастрюль, потом оборудовали душ, поставили бойлер, провели внутренний водопровод. Теперь есть где помыться, да и посуду мыть стало проще.
Фото: Алексей Гай
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алексей Гайдашов





Ф
Фото
Фото: Алексей Гайдашов
Фото: Алекче
Фото:
Фото: Алекче
Фото: Алекче
Фото: Алексе
Фото: Алек


Будущее за белорусскими технологиями



В планах Республики Беларусь – построить в 2015-2020 годах собственную станцию в Антарктиде. Первый модуль будет готов в конце мая. Тендер на его изготовление выиграла белорусская фирма "Мидивисана", имеющая в этой области богатый опыт и хорошую репутацию. Также в этом году планируется изготовить еще два модуля.



В планах доставить их в Антарктиду уже осенью 2015 года. Все это, а также перспективные научные исследования, заложены в государственную программу под названием "Мониторинг полярных районов земли и обеспечение деятельности антарктических экспедиций".



Два этапа ее завершены, и сейчас в НАН Беларуси подготовлен проект третьего этапа на 2016-20 годы, который отправлен на согласование в вышестоящие инстанции. После его утверждения полярников ждет много сложной, но интересной и необходимой стране работы.






Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-25%
-23%
-20%
-20%
-50%
-20%
-10%
-40%
-34%