Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Гаджеты


Дмитрий Смирнов,

В Тайване, да и вообще в Азии, я оказался впервые, столкнувшись с другой культурой, другим климатом и совершенно другой едой. О том, чем встречает путешественников далекий остров, что можно любить, а что ненавидеть в столице Тайбэе, читайте в репортаже 42.TUT.BY.

Две пересадки, сутки на перелеты и никаких смартфонов

В Тайбэй автор попал неслучайно – российское подразделение компании ASUS организовало поездку IT-журналистов на крупнейшую в мире компьютерную выставку Computex (читайте репортажи здесь, здесь и здесь). Но для меня это был еще и отличный повод впервые увидеть далекую азиатскую страну.

Путь из Минска в Тайбэй лежал через две пересадки – сначала в Москве, а потом в Пекине. В общей сложности дорога заняла 24 часа.

Фото: TUT.BY
Красная линия - полет в Тайбэй. Синяя - обратно.

Аэропорт Шереметьево встретил настоящим авиапохмельем – огромным количеством невыспавшихся или, наоборот, заспанных пассажиров, которые провели здесь ночь из-за отмены рейсов – в Москве накануне бушевала очень сильная гроза. В одном из залов для них даже была организована импровизированная спальня с надувными матрасами.

Фото: TUT.BY

К счастью, природа успокоилась, и мы улетели в столицу Китая без опозданий.

Вот как готовит пассажиров к полету Air China (все, что удалось снять, пока не заставили выключить смартфон):

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

На следующую пересадку в Пекине у нас было всего полтора часа, за это время я успел лишиться одного из пауэрбенков (портативной батареи). На ней не была указана емкость и суровая китайская пограничница заставила оставить ее в аэропорту.

Обратно возвращаться было проще – пересаживаться пришлось только в московском Домодедово. К сожалению, за 11 часов полета до Москвы поспать не удалось из-за очень общительных китайцев. Как только гасли лампы "пристегните ремни", в салоне происходило примерно следующее:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

За 5 полетов я сменил 4 авиакомпании, наглядно ощутив разницу. К примеру, в Трансаэро и Белавиа спокойно отнесутся к тому, что вы пользуетесь смартфоном, переключенным в авиарежим. А вот в Air China этот номер не пройдет – мобильными гаджетами пользоваться вообще нельзя, но зато совершенно без вопросов можно смотреть фильм на ноутбуке или планшете.

Еще один момент – в Air China подушки выдаются всем пассажирам, а в Трансаэро – только детям (и это при 11-часовом перелете).
Фото: TUT.BY
Победный паек "Аэрофлота".
Фото: TUT.BY
Air China запрещает пользоваться смартфонами, поэтому китайцы читают газеты.
Фото: TUT.BY
Встроенная развлекательная система предлагает послушать китайских теноров.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Пекинский аэропорт ранним утром. Он считается крупнейшим в мире, его построили специально к Олимпиаде 2008 года.
Фото: TUT.BY
В аэропорту Тайбэя многолюдно. Но такую очередь проходишь за 20-30 минут.

Круглосуточная баня, нещадное солнце и постоянные землетрясения

Вам не нравится белорусский климат? Поезжайте в Тайвань.

Как только выходишь из самолета в Тайбэе, оказываешься в настоящей "бане" – плюс 31 по цельсию и 100%-ая влажность. Даже если просто идти по улице, с вас уже через минут 5 ручьем польется пот.

Температура в июне здесь колеблется возле отметки в 33 градуса. Ночью ненамного легче – все та же максимальная влажность и высокая температура (минус несколько градусов от дневной).

Тайваньцы, безусловно, переносят такую погоду лучше европейцев, но это не значит, что их все устраивает – коробки домов и офисов обвешаны кондиционерами, словно новогодние елки игрушками. За несколько дней я не встретил ни одного некондиционируемого помещения – будь это банк, отель или магазинчик на рынке. Воздух кондиционируется в такси, метро и автобусах. В таких условиях сложно не подхватить насморк или не застудить шею.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BYФото: TUT.BY

"Да, они всегда выкручивают кондеи по максимуму, а потом ходят и чихают", – рассказал мне Леша – белорус, год назад переехавший с женой Юлей в Тайвань. По его словам, зимой здесь комфортнее – температура находится на уровне 18 градусов. "Тайваньцы очень забавные – они даже зимой ходят в сланцах. В сланцах и пуховиках".

Такая влажность провоцирует появление плесени – она здесь повсюду. А еще, печенье здесь продается исключительно в пакетиках – иначе оно "поплывет" уже через несколько часов.

Фото: TUT.BY

Вторым неприятным моментом является палящее солнце. Даже в пасмурную погоду (а она здесь не редкость) на улице можно встретить людей с зонтиками, в солнечную их количество возрастает.

"Здесь очень легко можно обгореть или схватить солнечный удар", – рассказал мне один из журналистов, уже не первый год посещающий Computex. И это действительно чувствуется. В последний день я пожалел, что не взял свою кепку – за час, проведенный на солнце в полдень, мне пришлось еще несколько часов расплачиваться головной болью и тошнотой.

Фото: TUT.BY

И чтобы завершить картину, нужно вспомнить, что Тайвань находится в сейсмоопасной зоне.

"Бывает, ощутимо трясет по несколько раз в день, но все к этому уже привыкли. Есть даже сайт, на котором можно видеть, когда были землетрясения и их силу", – сообщил Леша. Последнее серьезное землетрясение здесь было довольно давно – в 1999 году, но тогда оно унесло жизни более 2 000 человек.

"Я просто не могу представить, что кто-то будет жечь кнопки в лифте"

Первое впечатление от Тайбэя – муравейник, в котором небоскребы перемешаны с мрачными панельными жилыми домами. Город с широкими дорогами, узкими проходами между домов, зарешеченными окнами, огромным количеством мопедов и торговцев едой.
Фото: TUT.BY
Небольшая улочка.
Фото: TUT.BY
Классический переулок.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Плотность застройки впечатляет. Обратите внимание на расстояние между домами.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Модный таксист
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Схема в переходе – сразу понятно, куда вы выйдете.
Фото: TUT.BY
Основной вид личного транспорта в Тайбэе
Фото: TUT.BY
Велосипедов на улице гораздо меньше, чем мопедов
Фото: TUT.BY

Тем не менее первое впечатление может быть обманчивым. "Я просто не могу представить, что кто-то будет жечь кнопки в лифте или мусорить в подъезде. Здесь всегда чувствуешь себя в безопасности", – рассказала Юля.

И действительно, тайваньцы очень приветливы, улыбаются, всегда готовы помочь, даже если не знают английский язык. Простой пример – зайдя впервые в метро, я растерялся, не зная, как купить жетон или проездной. Проходящая мимо девушка увидела это, подвела меня к устройству для продажи билетов, все рассказала и помогла купить карточку. При этом я никого не просил о помощи.

Еще жители острова очень любят путешествовать – речь о внутренних перемещениях по Тайваню. И их не смущает, что площадь острова невелика (меньше, чем, например, у Минской области). Здесь очень много всевозможных туристических точек и маршрутов, которые с удовольствием посещают тайваньцы в выходные и во время отпусков.

Фото: TUT.BY

Отдельного внимания заслуживают их продуктовые магазины. Здесь есть несколько сетей маленьких магазинчиков (например, Seven Eleven), в которых можно не только купить еду и напитки, но и поесть – внутри расположены мини-кулинарии и столики, оплатить квартиру, распечатать документы и выйти в интернет. Важно, что работают они круглосуточно.

На входе в магазины часто стоит электронный "зазывала", на котором постоянно крутится какой-нибудь текст. Не представляю, как его весь рабочий день терпят продавцы:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Продажа спиртного здесь тоже идет 24 часа в сутки. "При этом я еще ни разу не встречала пьяного тайваньца. Иногда в забегаловке можно встретить компанию из нескольких человек, распивающих одну бутылку пива, которой им вполне достаточно", – рассказала Юля.

Аналогов наших гипермаркетов я здесь не видел – все, что нужно народ, как правило, покупает на рынках.

Жареные гусиные головы, куриные лапки и дома без плит

"За год жизни в Тайване мы ни разу не отравились, хотя иногда ели такое…", - смеется Леша. И это несмотря на кажущуюся антисанитарию. "Я не видел, чтобы здесь что-то разогревали – вчерашних котлет тут нет, только приготовленное здесь и сейчас".

Кроме того, здесь очень много блюд, которые проходят термическую обработку. Больше всего меня поразили ужаренные до темно-коричневого цвета гусиные головы с клювами и такие же куриные лапки.

Фото: TUT.BY

А вообще местное питание довольно разнообразное. Помимо различных жареных штучек, здесь огромное количество блюд из морепродуктов – акул, крабов, угрей, морских окуней, лосося, тунца. И это не считая супов, которые порой выглядят очень странно, и большого количества фруктов. Не чужды тайваньцам и сладости, а еще они любят пельмени с разнообразными, местами экзотическими, начинками.

"Питание – это отдельная тема для разговора. Не поверишь – но в некоторых квартирах попросту нет плит, так как готовить дома здесь не очень принято", – рассказала мне Юля. Именно поэтому здесь столько забегаловок, уличных торговцев и ресторанов. "Перед популярными заведениями вечером выстраивается очередь. Это настоящий конвейер – постояли, поели, ушли".

Порции, как правило, здесь большие, а поесть можно недорого, особенно если знать места. "Мы первое время обедали в столовке для местных работяг – все было очень вкусно и недорого. К примеру, гора салата, которой вполне можно наесться, стоила 40 местных долларов (меньше 1,5 американского доллара, – TUT.BY)", – поделился Леша.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

В здешних заведениях широко распространены круглые столы с вращающейся серединой. Большая компания заказывает несколько блюд на всех, стол крутится, и тянуться никуда не нужно.

Не местному человеку, незнакомому с азиатской кухней, лучше есть с закрытыми глазами. "Здесь вся еда выглядит крайне неаппетитно, но ее никто не приукрашивает, так как главное – это вкус", – рассказала Юля.

Показалось, что есть здесь нужно еще и с закрытым носом – специфический запах жареной еды с местными специями буквально сводит с ума, когда проходишь мимо очередного места для приема пищи. Возможно, к этому можно привыкнуть, но меня этот запах, кажется, преследует до сих пор.

Фото: TUT.BY

А еще в ресторане перед едой вам принесут бесплатный стакан зеленого чая, который будут постоянно возобновлять во время трапезы. А при покупке вермишели быстрого приготовления в магазине вам обязательно выдадут бесплатные палочки.

Ночной рынок "Шилинь"

К сожалению, у меня была очень плотная программа на выставке, а потому для посещения местных достопримечательностей практически не было времени. Одной из них стал крупнейший ночной рынок "Шилинь".

Фото: TUT.BY

"Шилинь" находится неподалеку от станции метро, но местные жители приезжают сюда и на собственном транспорте – вокруг нескольких кварталов рынка мопеды паркуются в 3-4 ряда. Просто удивительно, как тайваньцы затем находят свой транспорт.

Как рассказали мне Леша и Юля – ночные рынки – излюбленное место местных жителей. И не потому, что тайваньцы шопоголики – в такие места приходят не только за покупками.

Рынок – это место встреч с друзьями, это место, где можно покушать, где лотки с дешевыми товарами перемежаются с игровыми местами для маджонга, дротиков и других развлечений. Торговка настойчиво предлагает вам попробовать кусочек фрукта на палочке, а уже в следующем павильоне дети и взрослые сосредоточенно вылавливают рыбок и креветок из небольших бассейнов.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

В общем, это настоящий город в городе, просыпающийся с наступлением темноты. Огромные толпы гуляющих, покупающих, кушающих, играющих людей сопровождает музыка, несущаяся со всех сторон, галдеж и тот самый неперебиваемый запах местной еды.

Так что, если вы хотите как следует прочувствовать национальный колорит, "Шилинь" – обязательное место для посещения в Тайбэе.

Пятое по высоте здание в мире с самым быстрым лифтом

И, конечно же, нельзя побывать в столице Тайваня и не попасть в 5-е по высоте здание мира – Тайбэй 101. Его высота со шпилем составляет 509 метров.

Фото: TUT.BY

Название оно получило по количеству этажей – их тут всего 101. Здание нежилое – здесь расположены магазины, рестораны и офисы.

Так вышло, что внутрь я попал лишь в последний день своего тайваньского путешествия, хотя до этого неоднократно проходил мимо – один из павильонов Computex расположен прямо у подножия башни.

Особенно красиво огромное здание смотрится ночью, в том числе благодаря постоянно изменяющейся иллюминации. Вход внутрь закрывает огромный козырек, возле которого постоянно находятся толпы туристов с табличками, флажками и селфи-палками. Их сюда привозят автобусами.

Фото: TUT.BY

Одной из пристроек является торговый центр "не для всех" – здесь, главным образом, собраны дорогие бренды, а в просторных ресторанах вы вряд ли увидите много посетителей – цены кусаются.

Закрытая обзорная площадка находится на 88 этаже здания (высота примерно 380 метров). Туда посетителей отвозят два лифта, попавшие в Книгу рекордов Гиннесса – их максимальная скорость составляет 60 км/ч. Дверь закрывается, лифт погружается в темноту, включается спокойная музыка и вы уноситесь вверх так, что закладывает уши. Светится лишь информационное табло, которое показывает ваше текущее местоположение и скорость.

Но сначала нужно купить билет за 500 тайваньских долларов для взрослого (примерно 16 американских долларов), пройти через несколько магазинчиков с очень дорогими сувенирами (которые все равно разбираются туристами) и пост охраны, где вас заставят показать содержимое сумки и сфотографируют.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Последнее, впрочем, ради фана – потом вы можете купить свою фотографию, наложенную на фото башни примерно за 10 американских долларов. До получаса стояния в очереди – и вы в лифте.

Сама обзорная площадка опоясывает здание, так что отсюда можно увидеть весь Тайбэй. Впрочем, особо дух от этого почему-то не захватывает. Возможно, дело в том, что площадка закрытая.
Фото: TUT.BYФото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Чтобы попасть на открытую площадку, нужно подняться еще на 3 этажа – на высоту 390 метров. К сожалению, здесь обзор еще хуже – из-за ограждений. Зато во всей красе можно рассмотреть шпиль.

Фото: TUT.BY

Еще одной "достопримечательностью" верхней части башни является огромный демпфер – 660-тонный шар-маятник, помещенный между 87 и 91 этажами. Он удерживается множеством толстых тросов и защищает Тайбэй 101 от воздействия землетрясений и ураганов. Проектировщики утверждают, что он выдержит любое землетрясение в этом регионе.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BYФото: TUT.BY

MRT, или очень удобное метро

Помимо личных автомобилей и мопедов жители Тайбэя активно пользуются метрополитеном (MRT). И о нем у меня сложились исключительно позитивные впечатления.

Фото: TUT.BY

Метро неглубокое, и иногда выходит на поверхность. На платформе защитные двери, которые отделяют пассажиров от путей. Здесь 5 линий, у которых нет названия, но есть свой цвет и номер, первая линия полностью автоматическая – здесь нет машинистов. Пройти внутрь можно при помощи жетончика, а можно при помощи проездного – Easycard.

Эта карточка без срока действия, ее можно пополнить на сумму до 300 долларов, и расплачиваться ею в наземном транспорте и даже в продуктовых магазинах. Интересно, что размер оплаты колеблется от дальности поездки – от 20 до 40 тайваньских долларов (0,7-1,4 USD), списание средств происходит при выходе из метрополитена.

Метро кондиционируется, 3G/4G сеть есть как на станциях, так и на перегонах. Сюда впускают с велосипедами. Вагоны не отдельные – между ними можно свободно переходить. Сиденья пластиковые, двух видов – темно-синие для пожилых, беременных и людей с маленькими детьми, голубые – для всех остальных.

Фото: TUT.BY

Но самое главное – это система навигации. Все надписи и бегущие строки дублируются на английском, на переходных станциях вы никогда не запутаетесь куда идти, так как указатели выполнены в цвете соответствующей ветки.

На каждой станции размещены схемы, где показано ваше текущее расположение, направления выходов и то, куда эти выходы идут (небольшая карта прилегающей местности).

Фото: TUT.BY

Ни разу за 4 дня я не заблудился в метро, не пропустил свою станцию и не вышел в неправильном направлении. За метро Тайбэю нужно дать 10 баллов, не уверен, что где-нибудь встречу подземку удобнее и комфортнее.
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Когда я пытаюсь сформулировать общее впечатление от Тайбэя, мне в голову почему-то приходит местная еда – далеко не самая красивая снаружи, но вкусная внутри.

Здесь очень тяжелый климат, мрачные, плотно стоящие здания, часто с зарешеченными окнами, но при этом очень доброжелательные люди и довольно высокий (для Азии) уровень жизни.

По нескольким дням пребывания мне сложно сказать, смог ли бы я постоянно жить в этой стране, но мои собеседники, Леша и Юля, сказали, что в ближайшее время отсюда уезжать не планируют – им здесь нравится.
Нужные услуги в нужный момент