Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


/

В телевизионной рекламе часто можно услышать наукообразные термины – через молекулы, бактерии, энзимы и ионы нам объясняют действие самых простых средств бытовой химии. 42.TUT.BY попросил физика и химика рассказать, что такое активные энзимы, и правда ли, что ионы серебра очищают воду.

"Скорее всего, микрокапсул в дезодоранте не будет"

Сейчас по телевидению часто можно увидеть ролик, где говорится о "микрокапсулах свежести". По словам диктора, они раскрываются при каждом движении человека. Выпускница химического факультета БГУ, а сейчас преподаватель химии Марина Макаренко считает, что это просто рекламный ход.
 
"Скорее всего, микрокапсул там не будет, объясняет она. Можно предположить, что там есть микрокапли легкого масла, в котором заключены ароматы. Капсулы – это что-то более крупное, твердое и отделенное. Если бы в дезодоранте были капсулы, их можно было бы увидеть или хотя бы почувствовать".

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

Еще одна реклама чистящего средства показывает светящиеся фиолетовые точки. На фоне рассказывают про засилье бактерий в ванной и санузле.
 
"Есть микроорганизмы, которые могут светиться в свете с определенной длиной волны – например, в ультрафиолете подтверждает химик. Либо могут светиться не сами бактерии, а продукты их жизнедеятельности. Если все очень запущенно, то это свечение можно увидеть. Но, конечно, это будут не точки – видны будут пятнышки в местах наибольшего скопления. Отдельные бактерии невооруженным глазом увидеть, конечно же, нельзя".

"Кто захочет покупать средство с неактивными энзимами?"

Реклама "ультрасильного средства для мытья посуды" обещает, что оно быстро удалит любые загрязнения благодаря энзимам. Причем, энзимы в средстве будут не какие-нибудь, а активные.
 
"Энзимы – это ферменты. Их используют, чтобы расщеплять определенные виды молекул на более мелкие, - рассказывает Марина. - Небольшое количество этих ферментов сейчас добавляют в некоторые средства, потому что белковые и жировые отложения расщепляются плохо. Но насколько я знаю, это более эффективно для стиральных порошков, потому что ткань подвергается воздействию энзимов достаточно долго".

По словам Марины, она изучала моющие средства для пищевой промышленности. В ее научной работе была рекомендация замачивать вместе со средством с энзимами на 8 – 10 минут, чтобы полностью удалить белковые и жировые отложения. Если же мыть посуду дома, времени на каждую тарелку уйдет намного меньше, поэтому далеко не факт, что энзимы успеют подействовать.
 
"Чтобы говорить про "активные энзимы", нужно понимать, что ферменты – это белки. У них есть определенный диапазон – среда и температура, в которой они работают. Если соблюдать этот диапазон – энзимы будут действовать, то есть, будут активны. Если его не соблюдать – будут неактивны. То есть формулировка "активные энзимы" – это опять-таки рекламный ход. Ведь если фермент неактивен – кому захочется покупать средство?"

"Молекулы – еще одно модное слово"

В рекламе сразу нескольких дезодорантов и освежителей воздуха можно услышать, что они борются с "молекулами неприятного запаха". При этом некоторые обещают, что эти самые молекулы будут уничтожены едва ли не у вас на глазах.
 
"Запах – это "куча мала" из молекул, – объясняет Марина. – Там очень много различных веществ, каждое из них обладает своим запахом или не обладает запахом. Любые дезодоранты маскируют запах – пахнут сильнее и лучше, приятнее для нас. Мы чувствуем более сильный запах – только и всего. Молекулы – еще одно модное слово".

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

Магистр физико-математических наук и учитель физики минской гимназии №37 Игорь Волынец тоже считает, что рекламировать освежитель, рассказывая о молекулах запаха, – плохая идея.
 
"Молекулы неприятного запаха – это бородатая дичь, которую втирают уже давно. Помню, мне это резало ухо, еще когда я был школьником. Автор рекламы просто-напросто не знает физику программы восьмого класса, где вполне понятно объясняется принцип испарения".

По словам Игоря, с точки зрения физики мы ощущаем запахи за счет испарения и наличия в воздухе летучих ароматических веществ. Запах зависит от химического состава вещества, а не от наличия каких-то определенных молекул.
 
"Средство не расщепляет молекулы, а изменяет свойства вещества – поверхностное натяжение, растворимость и так далее. Расщепить молекулы, конечно, возможно – это любая химическая реакция. Другое дело, расщепить атом – дело непростое, хотя и полезное, ведь иметь свой ядерный реактор дома было бы интересно".

"Чтобы серебро продезинфицировало воду, его нужно добавить столько, что она станет непригодна для питья"

Ионы серебра – похоже, еще один любимый ходов рекламщиков. Можно найти предложения фенов с ионами серебра, носков и фильтров для воды с "драгоценными" элементами и даже стиральные машины "с генератором ионов серебра".
 
"Это знаменитый миф,  соглашается Игорь. Наверное, он пошел еще с тех времен, когда серебро использовали для очистки воды или дезинфекции ран. Да, действительно серебро обладает дезинфекционными свойствами. Но, например, для того, чтобы серебро дезинфицировало воду, необходимо его туда добавить столько, что вода станет непригодной для питья. Более того, серебро в больших количествах является достаточно токсичным".

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

Мы попросили эксперта прокомментировать и эксперимент с водой, которым пользуются продавцы фильтров. Во время него в воду из-под крана опускают электроды, после чего она приобретает коричневый цвет с черными хлопьями.
 
"Это обычный химический опыт, используемый для пиара. Фокусники зачастую используют подобные опыты для того, чтобы показать что-то красивое. В данном случае, для красивого зарабатывания денег".

При опускании электродов в воду происходит электролиз. Его результатом является появление веществ, нерастворимых в воде. Таким образом, жидкость становится мутной вплоть до потери прозрачности. У "эксперта" же заранее запасена дистиллированная вода, в которой электролиз не происходит.
 

Получается, рекламщики не только неаккуратно обращаются с научными терминами, но порой и вовсе приписывают средствам несуществующие свойства. Так что стоит быть вдвойне внимательным, когда вам предлагают переплатить за сомнительную особенность товара, описание которого пересыпано "расщеплением молекул" и "генерацией ионов".

Читайте также: Кто плавает с нами в Минском море и Чижовском водохранилище: водоемы под микроскопом
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-20%
-30%
-10%
-15%
-50%
-50%
-12%
-25%
-50%