• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Танк Pz Kpfw Tiger Ausf В "Tiger II" или "Королевский тигр" появился за год до окончания войны. Немецким конструкторам в условиях острой нехватки времени и ресурсов удалось создать самый тяжелый серийный танк Второй мировой войны, который представлял собой грозного противника на поле боя, если не ломался в пути, не уничтожался союзной авиацией и не подставлял уязвимые борта.

Фото: ww2tanki.ru
Фото: ww2tanki.ru

Его длинноствольная 88-мм пушка могла поразить любые танки антигитлеровской коалиции на всех реальных дистанциях боя, а мощная лобовая броня могла защитить от огня большинства танковых и противотанковых орудий того времени, правда, в случае непробития танкисты могли получить ранения осколками брони – качество которой было очень низким.

Фото: .topwar.ru
Фото: .topwar.ru

Хотя характеристики танка выглядят впечатляющими, но, как говорится в пословице, "было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить". Обо всех нюансах эксплуатации "Королевского тигра" читайте в совместном проекте 42.TUT.BY и Wargaming.

Бронезащита

Создатели "Королевского тигра" стремились максимально защитить танк хотя бы в лобовой проекции. Учитывая опыт советских танкостроителей, бронелисты были расположены под наклоном.

На бумаге выглядит внушительно

Толщина лобовой верхней бронеплиты составляла 150 мм, а угол наклона – 50 градусов. Нижний бронелист имел толщину 120 мм при том же угле наклона. Бортовая броня толщиной 82 мм располагалась под наклоном в 25 градусов, а кормы – 30 градусов.

Фото: valka.cz
Фото: valka.cz

Для большей защиты экипажа от противотанковых мин в передней части днища толщина брони составляла 40 мм, в то время как ближе к корме она уменьшалась до 25 мм. Крыша корпуса защищалась 40-мм броней. Все бронелисты для большей прочности крепили довольно сложным шипованным способом, который по-другому называли "ласточкин хвост".

Фото: thetankmaster.com
Фото: thetankmaster.com

Pz Kpfw Tiger Ausf В оснащались башнями двух типов, первая – конструкции доктора Порше. Она отличалась обтекаемой формой и литой командирской башенкой, а также слабой лобовой броней – всего 107 мм. Толщина боковой брони составляла 80 мм. Однако у башни конструкции Фердинанда Порше был один технический недостаток – заман. То есть снаряды при попадании в скошенную часть брони лба башни рикошетировали в тонкую крышу корпуса. Позже, под руководством Эрвина Адерса, была создана собственная башня, лишенная этого недостатка и лучше защищенная.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

Так, ее лобовой лист имел толщину 180 мм и наклон 10°. Боковая и задняя стенки башни имели одинаковую толщину – 80 мм. Первоначально корпус танка обмазывался циммеритом, защищавшим от магнитных мин, но его перестали наносить с октября 1944 года, потому что это удлиняло производственный процесс почти на сутки. Непозволительная роскошь для проигрывавшей войну страны.

Хрупкие миллиметры

Как видно, бронезащита выглядит очень внушительно, но нужно учитывать тот факт, что к моменту начала выпуска Pz Kpfw Tiger Ausf В Германия потеряла месторождения легирующих металлов. В итоге в броне "Королевского тигра" молибден заменялся ванадием, что делало бронеплиты хрупкими. Поэтому даже если снаряд не пробивал броню Тигра II, его осколки ранили экипаж, выводили из строя приборы, могли поразить боекомплект с последующей его детонацией.

Советские специалисты, испытавшие трофейный Pz Kpfw Tiger Ausf В на полигоне, пришли к следующим выводам: "лобовая броня корпуса и башни танка - низкого качества". Даже при попадании одиночных снарядов крупного калибра в броне танка образуются трещины и отколы.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

При попадании группы из 3-4 снарядов в лобовой броне образуются большие отколы и проломы большой величины, происходит разрушение элементов трансмиссии, и танк выходит из строя. Также советские специалисты отметили слабость сварных швов корпуса и башни танка. Справедливости ради отметим, что столь разрушительное воздействие на немецкий танк оказывали снаряды калибром 152, 122 и 100 мм. Американские орудия 76-мм М1-А1 поражали бортовую броню "Королевского тигра" с 1,5-2 км.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

В то время как наиболее распространенные в Красной армии орудия калибром 76-мм ЗИС-3 и Ф-34 не пробивали ни лобовую, ни бортовую броню Pz Kpfw Tiger Ausf В и не производили каких-либо разрушений конструкции. 85-мм пушки пробивали бортовую броню, с дистанции 800-1350 м, но лобовую броню не пробивали в принципе

Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B "Тигр II", тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков, действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон.

Подвижность

По своим динамическим характеристикам "Королевский тигр" больше напоминал черепаху. Дело в том, что установленный на нем двигатель Maybach HL 230 имел номинальную мощность в 700 л.с. при 3000 об/м.

Однако в руководстве по эксплуатации мощность указывалась в 600 л.с. при 2600 об/мин. Для 68-тонного танка этого было явно недостаточно, поэтому Pz Kpfw Tiger Ausf В отличался низкой динамикой (13,4 км/ч по пересеченной местности и порядка 38 км/ч по шоссе, но выжимать столько не рекомендовалось – мотор мог разрушиться), уcтупая в этом главному противнику – советскому танку ИС-2 (развивал скорость 17 км/ч по пересеченной местности).

Фото: karopka.ru
Места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа)

Также немецкий тяжеловес страдал высоким расходом топлива: 971 л на 100 км. Получается, что на полной заправке (емкость бака составляла 860 л) танк мог пройти всего 90 км. ИС-2 при емкости баков в 520 л мог пройти по проселку 135 км, "Пантере" 750 л горючего хватало на 120 км.

Для испытавшей нефтяной голод Германии использовать "Королевский тигр" было настоящей роскошью. Сильно перегруженный двигатель быстро перегревался, летом приходилось делать остановки чуть ли не каждые 20 минут. Подъем на склон превращался в настоящий кошмар – в любой момент мог сгореть двигатель или сломаться коробка передач. Мотор, кстати, был снабжен автоматической системой пожаротушения, но помогала она мало.

Фото: fprado.com

Советские специалисты, испытывавшие танк, были невысокого мнения о его надежности. В своих отчетах они зафиксировали ряд поломок: например, после 86 км пробега разрушились подшипники и левое ведущее колесо из-за среза всех болтов крепления. Из-за 30 градусной жары перегрелся правый блок двигателя, и происходили постоянные перегревы КПП. Затем разрушилась бортовая передача танка, которую заменили другой, но и та сломалась из-за разрушения роликового подшипника ведущего вала. Также периодически приходилось менять разрушающиеся, особенно при поворотах, траки гусениц.

Фото: dday-overlord.com
Генерал Эйзенхауэр и подбитый "Королевский тигр" в районе французского города Шамбуа

Впрочем, в череде этих минусов были свои плюсы, например, управлять танком было очень удобно: в распоряжении механика был штурвал вместо рычагов, а передачи переключались небольшим рычажком на панели без особых усилий благодаря наличию сервопривода (Pz Kpfw Tiger Ausf В был оборудован безвальной восьмискоростной КПП).

Вооружение

Установленная в башне "Королевского тигра" KwK 43 L/71 была той самой вишенкой на торте. По своей баллистике это оружие превосходило все танковые пушки союзников по антигитлеровской коалиции. Бронебойный снаряд развивал скорость в 1000 м/с и мог пробить 240-мм броню наклоном 30° к нормали с километровой дистанции, скорость подкалиберного снаряда составляла 1200 м/с. Во время испытания трофейного Pz Kpfw Tiger Ausf В советские специалисты были впечатлены возможностями этой пушки.

Фото: worldoftanks.ru
Фото: worldoftanks.ru

Так, башня другого трофейного "Тигра II" была пробита навылет с 400 м, а прицельная скорострельность составила 5 выстрелов в минуту (в два раза больше, чем у 122-мм пушки Д-25, установленной на ИС-2).

Также танк был оборудован великолепной оптикой. Первые "Королевские тигры" оснащались бинокулярным шарнирным телескопическим прицелом TZF 9b/1. Но позже в угоду удешевления производства его заменили на монокулярный TZF 9d с переменным 2,5-кратным увеличением. Данная оптика позволяла вести огонь бронебойными снарядами на дистанцию в 3000 м, а фугасными – в 6000 м. Орудие было оборудовано устройством для продувки ствола, эффективно удалявшим пороховые газы и улучшало условия работы экипажа.

Фото: ww2history.ru
Внутри башни "Королевского тигра". Хорошо виден монокулярный прицел

Впрочем, ложка дегтя была – у KwK 43 L/71 быстро изнашивался ствол, поэтому, начиная с версии Pak 43/III, его стали делать составным, чтобы быстрее производить замену. А из-за проблем со снабжением на некоторые танки и вовсе устанавливалась 75-мм пушка KwK 42 от PzKpfw V "Panther".

Подбитый "Королевский тигр" № 321 из состава 502-го танкового батальона с орудием от танка "Пантера". Машина подорвалась на мине и потеряла ход, но экипаж продолжал вести огонь. Вскоре танк добили из фаустпатрона, в живых остался только один танкист  Кюстрин-Китц (Германия), 28 марта 1945 года

В итоге Pz Kpfw Tiger Ausf В получился грозным противником на поле боя, хотя чрезмерные габариты и большой вес не соответствуют броневой защите и огневой мощи танка. Тем не менее американцы и англичане старались не ввязываться с ними в прямые боестолкновения (до массового появления в частях подкалиберных боеприпасов), перекладывая уничтожение "Королевских тигров" на плечи летчиков. Немецкие танкисты зачастую бросали свои машины после попадания в них фосфорных снарядов.

"Королевский тигр" из состава 1-й роты 509-го танкового батальона, подбитый в январских боях у Будапешта из 57-мм противотанковой пушки с дистанции 350–400 метров. Две пробоины в бортовой броне обведены белым цветом.

В связи с этим воевавшие на Западном фронте танки получили броневую защиту жалюзи воздухозаборников силового отделения, которая должна была защитить от атак с воздуха. Красная армия эффективно применяла тактику танковых засад, широко известен эпизод, когда советский танкист Александр Оськин на Т-34-85 уничтожил из засады три "Тигра II".

Советские офицеры осматривают уничтоженный тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B "Королевский тигр"

Все преимущества этого немецкого танка скрадывала невысокая техническая надежность.

В этом плане показателен следующий эпизод: во время атаки немецких позиций командир американского танка "Шерман" 21-го гвардейского Ирландского танкового полка по фамилии Горман увидел в смотровом приборе "Королевский тигр". Немецкий танк уже наводил свое орудие на обреченного, казалось бы, британца (надо заметить, башня Тигра II вращалась медленно – полный оборот за 19-77 секунд в зависимости от оборотов двигателя), а тут в орудии "Шермана" еще и раздувшаяся гильза застряла.

Горман принял отчаянное решение таранить "Королевский тигр". После сильного удара "Шерман" заглох, а тяжелый немецкий танк загорелся. Оба экипажа покинули свои машины, и вскоре немцы были взяты в плен.

Американские солдаты на трофейном "Королевском тигре"

Ради справедливости надо заметить, что американские специалисты, изучив конструкцию "Королевского тигра", признали ее вполне продуманной, и единственной проблемой "второго тигра", по их мнению, было отсутствие узлов необходимого качества, производить которые из-за сырьевого голода Третий рейх просто не мог.

Единственный уцелевший "Королевский тигр" с башней "Порше" в Бовингтонском музее

До сегодняшнего дня дожили всего девять "Королевских тигров", и увидеть их можно только в музее. Но если хочется самому побыть в роли командира одного из самых сильных танков Второй мировой войны, то лучше всего он реализован в игре World of Tanks.



{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-40%
-11%
-20%
-10%
-20%
-90%
-70%
0063371