Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Денис Алдохин,

Сейчас для многих людей компьютерные игры превратились в настоящую профессию, которая приносит ощутимый доход и отнимает много свободного времени. Как влияют на людей ежедневные погружения в виртуальную реальность и чем отличаются от неигроков поклонники Dota 2 и World of Tanks, 42.TUT.BY узнал у магистра Московской государственной академии физической культуры по направлению "Спорт" Егора Янкина, изучавшего киберспортсменов для своей диссертации.

Егор Янкин. Фото из личного архива.

Егор, расскажите, как родилась идея исследования "влияние компьютерных игр на когнитивные функции человека"?

— Идея нашего исследования пришла спонтанно. Во время моего обучения в магистратуре Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) я познакомился с президентом Федерации компьютерного спорта России Александром Горбаченко. Как-то, беседуя, мы затронули тему научных исследований в компьютерном спорте. Оказалось, что основные подходы к исследованию компьютерных игр — психологические. В федерации они занимаются исследованием формирования зависимости от компьютерных игр и психологическими предпосылками к игровому процессу.

Фото: resp.su
Фото: resp.su  Александр Горбаченко

Существуют наработки в областях психологии, социологии по установлению статуса компьютерных игр, однако нет исследования, подходящего к компьютерным играм с точки зрения их влияния на познавательную сферу личности. О влиянии компьютерных игр на интеллект человека учеными разных стран написано достаточно мало. Так зародился интерес к этой проблеме.

Фото: playhots.net
Фото: playhots.net

Более точно сформулировать тему исследования помог мой научный руководитель кандидат биологических наук профессор Ирина Стрельникова, которая, как оказалось, давно хотела заняться чем-то подобным и исследовать киберспортсменов. Так почти случайно и появилась мысль изучить влияние компьютерных игр на познавательные функции человека. Я сам вообще не играю в компьютерные игры, что, как мне кажется, добавляет объективности нашему исследованию.

Как, по-вашему, положительно ли воздействие компьютерных игр на познавательные процессы? Или, наоборот, они повышают агрессивность и стирают грань в восприятии реального и виртуального миров?

Фото: playdota.com
Фото: playdota.com

— Я бы не стал давать оценку компьютерным играм в целом. Ведь нужно учитывать огромное количество факторов, это и сюжетная линия, и наполнение игры, ее жанр, специфика, возраст человека, увлеченного игрой, продолжительность этого увлечения и многое другое. Одно можно сказать точно: абсолютно все компьютерные игры так или иначе влияют на интеллектуальное развитие человека, и, вопреки расхожему мнению, такое влияние не всегда отрицательно.

Существует мнение, что из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми люди, особенно дети, теряют коммуникативные навыки, так ли это?

— Наше исследование показало, что увлечение командными компьютерными играми, скорее, увеличивает коммуникативные навыки людей, учит командному взаимодействию. Но ваш вопрос несколько некорректен. Хотелось бы понять, что вы имеете в виду под словом "чрезмерное". Если это подросток, который все свое свободное время проводит за компьютером и даже во сне видит картины из любимой игры, то, наверняка, он испытывает трудности в общении с окружающими, особенно с теми, кто не разделяет его увлечения.

Фото: vip.312.kg
Фото: vip.312.kg

Если это гармонично развитый человек, который позволяет себе 2-3 часа в день посвятить игре, окунуться в виртуальное пространство, и это для него просто приятное времяпрепровождение, то с общением в реальном мире у него проблем, наверняка, не возникает. Есть и третья категория людей, это киберспортсмены, для которых игра – это одновременно и увлечение, и развлечение, и профессиональная деятельность, и заработок, в этом случае вообще все по-другому.

—  Почему были выбраны игры World of Tanks и Dota 2? Есть и другие популярные дисциплины, например, StarCraft или FIFA.

— Здесь все просто. Исследование проходило на базе академии, где я проходил обучение. Так случилось, что две эти игры пользуются наибольшей популярностью в среде студентов МГАФК.

— Сколько человек принимали участие в исследовании и какие были его условия?

— Мы привлекли 30 молодых людей 20-25 лет, из них 10 человек, играющих в компьютерную игру Dota 2, и 10, отдающих предпочтение компьютерной игре World of Tanks , а также 10 испытуемых, которые вообще не играют в компьютерные игры. Отмечу, что играющие молодые люди посвящают своему увлечению не менее 12 часов в неделю, кроме того, иногда участвуют в любительских online-соревнованиях по своим дисциплинам. Всем испытуемым предлагалось пройти ряд тестов, определяющих уровень и особенности развития некоторых познавательных функций человека, после чего полученные результаты сравнивались при помощи методов математической статистики.

— Какие тесты проводились с участниками исследования?

1. Психофизиологическое тестирование, которое включало в себя определение показателей сенсомоторных функций участников исследования, таких, как время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), время сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) и время реакции на движущийся объект (РДО). Их регистрация осуществлялась с помощью психофизиологического диагностического комплекса "Биомышь" (Россия).

Фото: neurolab.ru
Комплекс "Биомышь" Фото: neurolab.ru

2. Психологическое включало тест включенных фигур, с помощью которого измеряется такой параметр, как полезависимость-поленезависимость. Для исследования уровня интеллектуального развития основным был выбран  тест "прогрессивные матрицы Равена", а в качестве вспомогательного — краткий ориентировочный тест.



 — Что показали результаты исследования?

— Можно говорить о том, что молодые люди, играющие в компьютерные игры Dota 2 и World of Tanks, значительно превосходят неигроков по скорости реакции. Так что компьютерные игры Dota 2 и The World of Tanks оказывают положительное влияние на показатели скорости реакции играющих в них людей, что может быть обусловлено спецификой этих игр, когда постоянно меняется обстановка на игровом поле.

Любое промедление или, наоборот, какое-либо преждевременное действие зачастую связано с получением значительного ущерба со стороны противника, может привести к потере персонажа, танка и, как следствие, к поражению.

Фото: metagames.ru
Фото: metagames.ru

После проведения теста включенных фигур в исследуемых группах и сравнения результатов стало ясно, что представители играющих групп более быстры в отличие от неигроков. Это логично, так как человек ориентируется на внешние источники информации, оперативно принимает решения в командных играх.

Во многом результат игр напрямую зависит от согласованности действий всех игроков команды и от изменений ситуации на игровом поле, что вносит корректировку в принятие решений конкретным игроком, для достижения победы игрок становится зависимым от многих внешних факторов и от коллективного решения своей команды.

Фото: gmbox.ru
Фото: gmbox.ru

Различия между играющими группами обусловлены, в первую очередь, спецификой конкретных игр. Так, в игре Dota 2 на принятие решения конкретного игрока влияет не только команда, но и большое количество других факторов, обусловленных сценарием игры. Среди них можно выделить: подкласс героя; уровень героя; наличие артефактов; сила противника и др. Особенность - в том, что эти игровые компоненты меняются на протяжении всей игры и их учет требует постоянного внимания со стороны игрока, влияет на его решения.

Фото: joyreactor.cc
Фото: joyreactor.cc

В игре World of Tanks все факторы, связанные с уровнем и развитостью техники и экипажа, известны заранее, перед каждым боем, поэтому игроки сосредоточены исключительно на командном взаимодействии.

Проведя ряд тестов и сравнив их результаты, мы выявили, что различные игры влияют на уровень интеллектуального развития по-разному: так, лица, играющие в компьютерную игру Dota 2, сильны в решении задач на пространственное воображение, а также на скорость и точность восприятия. Эти качества необходимы для успешного решения задач, возникающих в игре.

Лица, отдающие предпочтение компьютерной игре World of Tanks, оказались с самым высоким общим уровнем интеллектуального развития. Кроме того, они показали самые высокие результаты в решении задач теста Равена.

Таким образом, компьютерные игры оказывают влияние не только на механизмы управления движения и мышления, но и на формирование познавательных стилей, уровень интеллектуального развития игроков. Для более конкретного и глубокого изучения этого влияния следует провести дополнительное исследование.

Суть такого исследования должна заключаться в том, чтобы люди, до эксперимента не игравшие в компьютерные игры, в течение определенного промежутка времени начали регулярно играть в ту или иную игру, а потом посмотреть, какие изменения это за собой повлечет.

Ваше отношение к компьютерным играм?

— Если честно, я не отношусь к любителям компьютерных игр. Если говорить об играх вообще, то мне нравятся шахматы, шашки, нарды и живое общение. Фактом остается то, что с каждым годом все больше и больше людей начинают приобщаться к электронным играм. Количество играющих неуклонно растет. Среди них много детей, которым в руки не всегда попадают полезные игры.

Проведя вот это небольшое исследование, я понял, что компьютерные игры могли бы стать неплохим инструментом педагогики. Раз детей привлекают компьютерные игры, то надо сделать так, чтобы они стали развивающими и полезными. Я считаю, что компьютерные игры должны носить обучающий характер, и это должно быть ненавязчиво и интересно.

Нужные услуги в нужный момент