
Виктор Кислый, фото из личного архива.
Глава Wargaming рассказал, что в ДНК русского человека танк "зашит" и ничего с этим не сделаешь. Жители бывшего Советского Союза много играют в танки и меньше делать этого не стали. По его словам, американцы более избалованы, им нужно, чтобы все было красиво, им надо все показать. "Поляки и чехи тоже очень любят танки. Исландцы почему-то много играют, вообще скандинавы", - добавил он.
Сейчас аудитория игры распределяется примерно 50:50. Половина – это Россия и страны бывшего СССР, другая половина – остальной мир. Но динамика идет все-таки в сторону увеличения международной аудитории, что логично.
Кризис в России, безусловно, отразился на бизнесе Wargaming: "Понятно, что эти движения рубля и евро оказались не в нашу пользу и привели к уменьшению долларового эквивалента выручки". По словам Кислого, в World of Tanks 25% платящих пользователей, и это очень хороший показатель по сравнению с другими играми.
Он рассказал, что в индустрии игр есть понятие "кит" – это менеджер высшего звена, который ездит на черном "Мерседесе" и чья зарплата измеряется числами с большим количеством нулей. Так вот, эти "киты" не чувствуют разницу – потратить несколько десятков долларов в игре или пару сотен. По этой аудитории они изменений по платежам не заметили. А школьники и студенты, конечно, стали меньше платить – видно, что покупательная способность упала.
Раскрывать то, сколько в среднем платит один пользователь World of Tanks, глава компании не стал: "Я могу назвать примерную цифру – 25 долларов с платящего человека в месяц, хотя могу ошибаться. ARPU в долларов 25 складывается из премиум-аккаунта и немного из остального. И часто это не потому, что человек не может себе позволить заплатить, просто он больше не потребляет".
Кислый признал, что World of Warplanes ("самолеты") могли бы быть и лучше, но с "кораблями" пока все хорошо:
- С World of Warplanes мы, наверное, поторопились, ошиблись в некоторых местах. Сейчас мы изучаем это, пытаемся что-то поправить. С World of Warships пока вроде все очень хорошо. Сейчас идет фаза закрытого тестирования: мы вовсю используем поведенческие механизмы, чтобы понять, нравится ли людям игра и что и где надо изменить. Пока все статистические параметры на закрытой бэте отличные, причем по всем регионам.

В компании постоянно прорабатывают идеи по увеличению рынка, но, например, шутер выпускать не хотят. Зато видят будущее в киберспорте. Кислый считает, что лет через 20 вполне могут появиться Киберолимпийские игры.
- Невозможно предсказать будущее на 5–6 лет вперед. Но пока киберспорт развивается очень хорошо. Вообще, киберспорт зародился в Южной Корее с телевизионной трансляции Starcraft, и всем казалось, что это такая чисто корейская фишка и она никуда дальше не пойдет. Когда мы проводили финал в прошлом году, народу было в два раза меньше, чем в этом. Сейчас стало понятно, что киберспорт так быстро растет, что уже можно предположить, что скоро он станет очень большим – как с точки зрения аудитории, так и, возможно, по деньгам.
По словам главы Wargaming, основные тренды на ближайшие пять лет очевидны: внедрение облачных технологий, активное продвижение стриминга, всеобщая планшетизация и миниатюризация, виртуальная реальность. Рынок мобильных игр продолжит расти огромными темпами, при этом мобильные девайсы будут становиться меньше и мощнее, а их стоимость будет падать.
- Технологии виртуальной реальности совершили настоящий прорыв за последние три года. Перспективы использования шлема Oculus Rift в играх просто впечатляют, это устройство может кардинально изменить игровую индустрию. Меня поразила первая тестовая версия шлема, которую я испытывал более года назад: картинка, звук, эмоции – ты погружаешься в другое измерение, и поэтому я с нетерпением жду выхода коммерческой версии продукта.
"Мы не привязываемся к одной платформе и постоянно разрабатываем игры для новых устройств. Если технология становится массовой, глобальной, доступной, наши игры обязательно появятся на ней", - заключил Виктор Кислый.
Справка TUT.BY
Виктор Кислый, основатель и гендиректор Wargaming, родился в 1976 г. в Минске. В 1999 г. окончил физический факультет Белорусского государственного университета по специальности "физик-лазерщик".
В 1998 г. он зарегистрировал компанию Wargaming, стал ее генеральным директором. С 2004 по 2010 г. Wargaming разработала такие игры, как Massive Assault, Massive Assault Network, Massive Assault: Domination, "Обитаемый остров", "Операция "Багратион" и Order of War. В 2010 г. Wargaming запустила World of Tanks.