Денис Алдохин,

В субботу и воскресенье на аэродроме Боровая прошел грандиозный фестиваль авиационного спорта "70 лет мирного неба", одним из самых захватывающих моментов которого стали вертолетные гонки. Зрители, пришедшие на праздник, смогли увидеть, как эти на вид неуклюжие машины совершают сложные маневры в воздухе, танцуют и соревнуются друг с другом, пролетая в паре метров над землей.

Фото: Даша Сапранецкая
Фото: Дарья Сапранецкая

Главными звездами фестиваля стали видавшие виды "Ми-2" белорусского ДОСААФ и иностранные Robinson R44. Перед самым шоу в толпе зрителей можно было увидеть снисходительные взгляды в сторону старичков конструкции "Миля", не многим верилось, что не раз перекрашенные старички смогут составить конкуренцию новеньким иностранцам. Пока зрители делали ставки, 42.TUT.BY следил за ходом соревнований и разбирался в особенностях его участников с несущим винтом.

Фото: Даша Сапранецкая
Фото: Дарья Сапранецкая


Две лопасти или три?

Управление вертолетом - занятие сложное, каким бы простым ни казалось со стороны. Необходимо знать массу нюансов пилотируемой машины, которые обывателю на первый взгляд и не видны.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Преимущество двухлопастных вертолетов (к которым и относится Robinson R44) - в отсутствии земного резонанса, ситуации, когда при взлете  колеса начинают попеременно отрываться от земли, при этом вертолет начинает как будто перепрыгивать с одного колеса на другое. Если вертолет сильно накренится, лопасти заденут землю, и последует авария.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Двухлопастный Robinson экономичнее: он потребляет всего 60 литров в час бензина А-100. За это время "Ми-2", по словам Никиты Лаптева, летчика-инструктора Витебского аэроклуба ДОСААФ им А.К. Горовца , съест не менее 220 кг керосина или 290-300 литров бензина. Также Никита Лаптев отметил, что у Robinson нет ограничения по ветру, и американский вертолет быстрее набирает скорость.

Фото: Даша Сапранецкая
Фото: Дарья Сапранецкая

Но есть у двухлопастной схемы и свои недостатки. Так, попав в воздушную яму, такой вертолет практически теряет управление. Такой же эффект возникает при контакте с нисходящим потоком или маневрировании: например, при энергичном выходе с горки. При этом вертолет делает неконтролируемый крен в сторону, зависящую от направления вращения винта. Многолопастные вертолеты, в том числе и "Ми-2", такого недостатка лишены.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Еще перед "Ми-2" американский вертолет имеет преимущество в скорости, маневренности и комфорте. Хотя и здесь у советской/российской машины есть одно небольшое преимущество: летчик-оператор сидит с правой стороны и работает правой рукой, а пилот Robinson – слева и левой рукой, что не совсем удобно для правшей.

Белорусская трасса лучше для "Ми-2"

Юрий Яблоков, 46-летний российский пилот, уверен, что особых преимуществ Robinson перед "Ми-2" не имеет, только в скорости, но и этот параметр организаторам фестиваля удалось нивелировать.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- У нас в России на соревнованиях все ворота прямые, а здесь – обратные. То есть на скорости их не пройдешь, нужно затормозить, развернуться и пролететь ворота. Это большой минус для зрелищности, но весомый плюс для пилотов "Ми-2". Но вообще,  главное в соревнованиях – это мастерство и квалификация пилотов, техника имеет второстепенное значение.

В соревнованиях на белорусской земле Яблоков принимает участие уже в четвертый раз. До этого дважды выступал соревнованиях за Кубок Горовца и участвовал в чемпионате СНГ.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Белорусские пилоты хорошо подготовлены, но очень мало летают. В России вертолетчики набирают по 300-500 часов за год. Больше всего в Беларуси нравятся соревнования по ориентированию, если нам дают карты, то они максимально будут совпадать с действительностью. На соревнованиях в Европе же карты очень плохие, легко запутаться. У нас на родине карты точные, но старые. Частенько на месте маленькой деревушки или леса, обозначенных на карте, стоит элитный коттеджный поселок. Поди разберись, куда лететь.

На тренировках вертолетчики летают лучше, чем на соревнованиях

Юрия Яблоков ежегодно набирает на Robinson почти 100 часов спортивного налета, но все равно каждый раз волнуется, когда садится в кресло пилота.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- Так сложилось, что летчики в 90% случаев летают на тренировках лучше, чем на соревнованиях. Самое тяжелое – это справиться с волнением, очень редко кто может себе это позволить. До полета у тебя нормальный пульс, 60 ударов в минуту, но как только садишься за штурвал, сразу же подскакивает чуть ли не до 150. И тут очень сложно сосредоточиться – начинаешь хуже слышать команды оператора, хуже понимать, что происходит. Чтобы с этим справиться, стараюсь думать, что все для меня неважно, вокруг никого нет, и я летаю один.

Никита Лаптев, пилот-инструктор Витебского аэроклуба ДОСААФ им А.К. Горовца, чей спортивный налет порядка 20 часов в год (на большее просто не выделяется ГСМ), также подтвердил, что на тренировках большинство летчиков показывает лучшие результаты, а еще пилоты очень суеверны.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- Перед полетом настроен на победу, но стоит зайти в кабину, как уже не настроен, и ничего с этим не поделать. Вообще летчики - народ очень суеверный. Перед полетом нельзя фотографироваться, нельзя проходить под лестницей, бриться. Но это общие, а еще у каждого летчика множество своих, о которых не принято рассказывать.

Танцевать в небе дано не каждому

Всего пилоты соревновались в трех видах: "Параллельный слалом", "Параллельная развозка грузов" и "Фристайл". "Параллельный слалом" представляет собой занимательную перевозку воды в ведре при помощи фала и вертолета, при этом машина висит над землей всего в пяти мерах. Задание с виду простое: необходимо пронести ведро с водой через 11 ворот и с первой попытки поставить его на стол.

Фото: Дарья Сапранецкая
Фото: Дарья Сапранецкая

И при этом разлить как можно меньше воды. И здесь, по мнению Лаптева, небольшое преимущество на стороне пилота "Ми-2". "… Наш вертолет более тяжелый, он меньше подвержен эволюциям в полете, а значит, и ведро раскачивается меньше. Robinson более скоростной, резче заходит в повороты. И от этого больше раскачивается фал с ведром".

Фото: Дарья Сапранецкая, TUT.BY
Фото: Дарья Сапранецкая, TUT.BY

Упражнение "Параллельная развозка грузов" – одно из самых интересных соревнований, участникам необходимо за короткое время развезти грузы по контейнерам. Главная трудность заключается в том, что на предельно малой высоте вертолетом управлять сложнее всего. Судьями же оценивается точность и скорость выполнения задачи. Мастера могут уложиться в 45 секунд, а вот любителям понадобится больше времени. Перед самым началом соревнований белорусские звезды самоотверженно протестировали на себе эту дисциплину, а заодно посоревновались между собой. Ольге Рыжиковой и Тео удалось уложиться за 4 минуты, а Анне и Андрею Бонд – за 2,5 минуты.
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
 

Однако самая сложная дисциплина – это "Фристайл". Свободный пилотаж, во время которого летчики демонстрируют вольную  программу, летая на грани возможностей своего вертолета. Участие в этой дисциплине доступно только настоящим виртуозам. Кстати, не все производители допускают участие своих машин в этом виде соревнований, потому что некоторые вертолеты просто не рассчитаны на столь запредельные нагрузки.

Победу в сложнейшем конкурсе "Фристайл" одержал российский пилот, летчик-инструктор первого класса, чемпион мира Гарри Георков, который выступал на "Ми-2". Его мы и попросили поставить точку в рассуждении, какой вертолет лучше.



- На самом деле "Ми-2" и Robinson – это разные машины. "Ми-2" – вертолет с историей, с хорошим запасом качества и прочностных характеристик. Сегодня ни одна машина не обойдет "Ми-2", потому что запасы прочности на этом вертолете 10-кратные, в современных европейских или американских машинах 3-4-кратный запас – максимум. Поэтому до сих пор летаем и не боимся.

Фото: Дарья Сапранецкая
Фото: Дарья Сапранецкая

Георков освоил множество вертолетов: "Ми-1", "Ми-4", "Ми-2", "Ми-8", SА-341 G “GAZELLE”, "Хъюз" – 500, "Робинсон Р-44", "Сокол" W-3, SV – 4. Но предпочитает летать на "Ми-2".

- Большинство своих титулов я завоевал именно на "Ми-2" и уверен, что история этого вертолета еще не закончилась, после ремоторизации его ждет долгое будущее. Еще нравился "Ми-1", замечательная и неприхотливая машина. С ним связан один курьезный случай, когда мы приехали на первый чемпионат мира по вертолетному спорту в Англии в 1973 году. При запуске вертолета из "Ми-1" повалили клубы черного дыма. Британцы, увидев это, тут же вызвали пожарных, а брокеры нас скинули со счетов. На самом деле – это всего лишь сгорало масло, что было нормой. Англичане этого не знали, поэтому представьте их удивление, когда чадящий на старте советский вертолет превзошел всех конкурентов, и мы получили первое место! А что касается "Ми-2", то еще один аргумент в пользу этой замечательной машины заключается в том, что российские спортсмены, являющиеся сегодня абсолютными чемпионами мира по вертолетному спорту, выступают именно на "Ми-2".
-30%
-40%
-10%
-50%
-44%
-10%
-30%
-20%
-20%
-10%
-50%