• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Екатерина Жорова,

20 июля в Национальной академии наук ученые обсудили предстоящую экспедицию в Антарктику и условия доставки белорусской полярной станции на южный континент. Стройка собственного представительства Беларуси в Антарктиде начнется уже этой осенью, однако участники проекта сталкиваются со множеством сложностей – от высокой стоимости перевозки модулей до сложных бытовых условий.

Российское научно-исследовательское судно "Академик Федоров". Фото: архив белорусской антарктической экспедиции

Проект собственной белорусской станции в Антарктиде ученые готовят уже давно. Осенью этого года должны начать сборку первых модулей.
 
– Уже этой осенью в Антарктику планируют перевезти первый модуль будущей станции, – рассказал Алексей Гайдашов, заместитель начальника Республиканского центра полярных исследований НАН Беларуси. По его словам, проект госпрограммы на 2016 – 2020 годы уже готов и ждет согласования в высших инстанциях. – Сумма, заложенная в госпрограмме на будущие пять лет, в 2,5 – 3 раза превысит затраты предыдущей пятилетки. Это в первую очередь связано именно с затратами на создание и транспортировку модулей будущей антарктической станции.

Предыдущая "полярная" госпрограмма на момент принятия предусматривала итоговую сумму в 7,8 миллиардов рублей. В 2014 финансирование на уже подходящий к концу период увеличили до 19 миллиардов. Точную сумму, которая понадобится для новой программы, ученые не озвучили.
 
Этой осенью, чтобы довести модули до Антарктиды, полярникам придется воспользоваться услугами российских коллег: к своему лагерю белорусы будут добираться в составе российской полярной экспедиции на судне "Академик Федоров". Часть затрат на перевозку придется компенсировать.

На шутливый вопрос журналистов о том, не даст ли Россия скидку братьям-белорусам, Валерий Лукин, начальник Российской антарктической экспедиции ответил вполне серьезно:
 
– Существуют тарифы на перевозку стандартных морских контейнеров, и мы будем их придерживаться. Если же мы начнем делать скидки, то выйдет, что мы отказываем российским научным организациям, у которых недостаточно финансирования, и при этом оказываем финансовую помощь Беларуси. Это уже коррупция.

Кроме того, Лукин подчеркнул, что колебания валютного курса и постоянные сокращения финансирования доставляют проблемы и российским ученым. Так, например, на обеспечение одних суток в пути судну "Академик Федоров" требуется около 60 тысяч долларов, аренда самолета у Канады обходится российским полярникам в 1 миллион евро в год, а все международные расчеты производятся в валюте.

Пока белорусская станция не построена, наши полярники используют предоставленную Россией базу в районе горы Вечерняя. Она была построена еще в советские времена и состоит из пяти соединенных между собой цельнометаллических универсальных блоков (ЦУБ). Условия там, по признанию Алексея Гайдашова, напоминают спартанские: несмотря на ремонт, который своими силами сделали белорусы, температура в блоках нестабильна. Тем не менее, отметил бывалый полярник, и на такой станции белорусская экспедиция в состоянии несколько месяцев вести полностью автономную работу.

Читайте также: Беларусь в Антарктике. Зачем стране собственная полярная станция и какой она будет?
-10%
-15%
-10%
-40%
-10%
-40%
-21%
-25%
-20%
-15%
-10%
0068422