106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  2. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта
  3. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  4. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  5. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  6. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  7. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  8. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  9. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  10. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  11. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  12. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  13. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  14. Лукашенко — об «Аисте» и «дворце», ответ бизнес-союза МНС, реакция Литвы и кто стоит за BYPOL — все за вчера
  15. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  16. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  17. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  18. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  19. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  20. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  21. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  22. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  23. Акции солидарности и не только. Что происходит в стране 6 марта
  24. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  25. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  26. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  27. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  28. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  29. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  30. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься


Т-55 — пример на редкость удачного танка. Благодаря своей простоте и надежности эта машина уже более полувека в строю, пережила десятки модификаций и сегодня, под управлением хорошо обученного экипажа, может дать бой современным ОБТ.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Общее количество танков модификации Т-55 оценить сложно, с учетом китайской модификации Тип-59 это количество приближается к 100 тыс. единиц. Чтобы узнать побольше об этой машине, мы отправились на «Линию Сталина», где сохранился исправный экземпляр Т-55.

Танк для ядерной войны

Созданный сразу после войны, танк Т-54 превосходил все машины своего времени. Он обладал мощным вооружением и броней, превосходя в этом «Королевский тигр», но был гораздо легче и подвижнее, а главное — надежнее.

Впрочем, в 50-х существовала угроза куда страшнее — ядерное оружие. У американцев существовал «План Дропшот», предусматривающий бомбардировку 100 советских городов 300 атомными бомбами и 250 тысячами тонн обычных бомб. СССР необходим был танк, способный пережить последствия ядерного взрыва.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Проведенные испытания показали, что серийный Т-54 для этого мало пригоден: после взрыва мощностью 2−15 килотонн в радиусе 300 метров танк выходил из строя, на бóльших же расстояниях машина оставалась исправной. Животные, которые находились на месте экипажа, погибали и на расстоянии в 700 м, поэтому встал вопрос об оснащении танка автоматической противоатомной защитой.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

После модернизации, проведенной специалистами КБ УВЗ (г.Нижний Тагил) при участии ХКБМ (Харьковское конструкторское бюро по машиностроению), новый танк был принят на вооружение под индексом Т-55.

Главными отличиями новой машины были система противоатомной защиты (ПАЗ), унифицированная аппаратура противопожарного обо­рудования (УА ППО), оборудование для подводного вождения (ОПВТ), стабилизатор танкового вооружения (СТВ). Также увеличилась общая надежность танка - гарантий­ный срок службы Т-55 доведен до 2 тыс. км вместо 1 тыс. у танка Т-54Б.

Внешне машины были так похожи, что в зарубежных источниках часто указываются как Т-54/55.

Первый танк с активной защитой

Бронезащита Т-55 надежно защищала от огня 90-мм пушек американских танков М47 «Паттон II» и М48 «Паттон III», а также английского 83,8-мм (20-фунтового) орудия танка «Центурион» на дистанции 1000 м.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Лоб корпуса защищался 100-мм бронеплитой, установленной под наклоном в 60 градусов, нижний бронелист имел ту же толщину, но стоял под углом в 55 градусов. Бортовая броня имела толщину 60 мм и наклон 60 градусов — верхний бронелист и 80 мм/0 градусов — нижний бронелист.

По сравнению с Т-54Б бронезащита была даже уменьшена: толщина броневых листов крыши над МТО сократилась с 20 до 15 мм, а корма корпуса — с 45 до 30 мм верхнего листа и с 30 до 20 мм нижнего.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Башня была защищена 200-мм броней в лобовой проекции и 160-мм — в бортовой, корма была прикрыта 65-мм броней. Ослабленным местом в башне была амбразура, которая хотя и закрывалась подвижной броней, которая крепилась болтами к переднему борту люльки пушки, не давала надежной защиты от снарядов. Также была уязвима щель для прицела.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Дополнительную защиту танку обеспечивали топливные баки-стеллажи, причем их форма позволяла размещать в них не только дизтопливо, но и часть боекомплекта. В итоге у танкистов появилось 9 дополнительных снарядов и 680 литров топлива.

Обстрелы показали, что при пробитии баков-стеллажей солярка просто вытекала, а сами баки дополнительно экранировали экипаж.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Кстати, модификация танка Т-55АД была оснащена первой в мире системой активной защиты. Комплекс 1030 М «Дрозд» включал два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления.

Комплекс выпускался более 6 лет и был снят с производства после подписания Горбачевым соглашения о сокращении обычных вооружений в Европе. Улучшенная версия «Дрозд-2» в серию не пошла из-за тяжелого экономического положения в конце 80-х.

По цели — снарядами и ракетами

На Т-55 была установлена отлично зарекомендовавшая себя во время войны 100-миллиметровая нарезная пушка Д-10Т2С, которую оснастили эжектором и двухплоскостным стабилизатором вооружения.

Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метров пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Орудие было настолько удачным, что его почти без изменений в течение 40 лет устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м равнялась 1080 м (наибольшая прицельная дальность — 6900 м), максимальная дальность стрельбы (с помощью бокового уровня) — 14 600 м.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В 80-х танк получил комплекс управляемого вооружения 1К116−1 «Бастион». Ракета запускалась прямо из пушки и могла поражать цели на дальности от 100 до 4000 метров, бронепробиваемость составляла 550−600 мм.

В коробке была вода вместо масла, но танк ездил

Установленный на танке 12-цилиндровый двигатель В-55 зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. В силовую установку Т-55 конструкторы добавили ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов, позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Водитель боевых машин - механик комплекса «Линия Сталина» Стас Ковалевский рассказал, что освоить танк довольно просто, новички уже могут управлять им сносно спустя неделю обучения. Однако управлять машиной не так легко из-за тяжелых на усилие рычагов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Стас Ковалевский отметил, что после нескольких часов вождения подряд руки просто отваливаются.

А если сидеть по-боевому, то внутри настоящая баня: вентиляция боевого отделения недостаточная, а от жара, которым пышет двигатель, не спасает тонкая перегородка моторного отсека. В итоге потеря нескольких килограммов веса после продолжительных маневров гарантирована.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

На танке установлена пятискоростная ручная коробка передач, максимальная скорость по пересеченной местности достигает 20−30 км/ч, на ровной — все 50 км/ч. На 100 км пути Т-55 расходует порядка 200 литров топлива.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

А еще танк феноменально надежный. Все, что приходится делать по машине — это проводить техобслуживание. Менять топливные фильтры, промывать воздушный, заливать масло, которого нужно целых 75 л. Единственное, что быстро изнашивается в танке, это тормозные ленты.

Кстати, сама 55-ка была получена с завода, поэтому техобслуживание сразу не делали. И каково же было удивление сотрудников комплекса, когда во время подошедшего ТО они обнаружили, что в коробке передач вместо масла была залита вода. Но танк при этом ездил и ничего не сломалось.

Броня для стран третьего мира

Наибольшее число танков Т-55 (исключая Китай с его клонами Тип-59) находится на вооружении ряда африканских и арабских стран. Например, ими вооружены армии Мавритании, Конго, Нигерии, Ливии, Афганистана, Танзании, Того и многих других стран.

Зачастую выбор в сторону Т-55 делается из-за низкой стоимости танка и его дальнейшей эксплуатации, простоты в освоении.

Фото: topwar.ru
Трофейная бронетехника, захваченная в Шестидневной войне, на параде в Иерусалиме. Фото: topwar.ru

Т-55 принял участие во многих послевоенных конфликтах, правда, поставка его арабским странам сильно подмочила репутацию машины.

Например, во время Шестидневной войны между коалицией арабских стран и Израилем потери арабов были просто катастрофическими. Только армия Египта из 935 танков и САУ потеряла 820.

Дело доходило до того, что египетские танкисты бросали свои машины полностью исправными после первого попадания снаряда по танку, которое даже не приводило к пробитию брони. Поэтому неудивительно, что израильтяне захватили новейшие на тот момент танки 291 Т-54А, 82 Т-55, часть из которых была полностью исправна, с полным боекомплектом.

Впрочем, если экипаж был хорошо обучен и мотивирован, то расклад боя был совершенно иным. Так, во время ирано-иракской войны 15 октября 1981 года батальон иракских Т-55 разбил батальон иранских танков «Чифтен», прикрывавших крупный конвой.

Многие страны до сих пор заинтересованы в приобретении новых и модернизации старых танков Т-55. Поэтому служба этой уникальный машины будет продолжаться не один десяток лет.

Увидеть этот танк, а также другие образцы бронетехники в действии можно будет во время празднования «Дня танкиста» на «Линии Сталина» 11,12 и 13 сентября.

Читайте также: Август 41-го на Линии Сталина: как снимается война в формате виртуальной реальности

-50%
-20%
-10%
-50%
-25%
-15%
-20%
-15%
-50%
-15%