• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Праздник для танкиста — это не только определенная дата в календаре или внеочередное увольнение, это еще и служба на комфортной машине. В советское время существовал танк, который разительно отличался своими удобными условиями работы для экипажей от остальных боевых машин.

Это был первый серийный советский газотурбинный основной боевой танк Т-80. Машины поступали в советские танковые дивизии, дислоцировавшиеся в Восточной Европе.

На подвижные и самые совершенные машины Страны Советов возлагалась задача молниеносным броском выйти к Ла-Маншу. 42.TUT.BY расспросил бывшего танкиста Валерия Жукова об особенностях службы на Т-80.

Вместо Афганистана — в Германию

 — Мне, можно сказать, повезло. Сначала думал, что отправят служить в Афганистан, но к тому времени, когда пришлось переступить порог военкомата, СССР начал выводить войска из этого недружелюбного восточного государства. Поэтому служить отправили в Германию, в Дрезден, в 101-й отдельный учебно-танковый полк.

Фото: 11td.ru
Сегодня весь учебный центр немцы разобрали до уровня земли, не осталось ничего. Кроме плаца, дорожек и остатков фундамента. Фото: 11td.ru

— В Союзе существовало сравнительно немного способов побывать за границей, армейская служба была одним из них, поэтому мне, считай, повезло. Дело в том, что мой рост был 182 см, и я никак не мог предположить, что попаду в танкисты, тем более что определят механиком-водителем. В Т-72 мне было бы тесно, в Т-64 — тоже, но к тому времени в военкомате знали то, что от простых смертных скрывали.

Фото: 11td.ru
Въезд в парк. Фото: 11td.ru

Секретный «объект 219»

— По прибытии в 101-й отдельный учебно-танковый полк меня определили в пятую роту, которая считалась элитной. Техника, которую предстояло осваивать, была секретной. Танки назывались кодовым обозначением «объект 219», гораздо позже я узнал, что это были новейшие Т-80.

Боевая машина понравилась сразу: удобное место механика-водителя, «легкие» рычаги и хорошие приборы наблюдения — ничего подобного я еще не видел. Фотографировать технику было строжайше запрещено, поэтому снимков не сохранилось, и дембельский альбом так и остался неполным.

Самый удобный танк

— Т-80 был первым советским серийным танком с газотурбинной установкой, которая давала массу преимуществ. Танк заводился одним нажатием на кнопку в любую погоду, трогаться можно было с любой передачи, хоть с четвертой — машина не дернется и не заглохнет, как это бывает с дизельной техникой.

Фото: mybb.ru
Танк с ГТД способен не только обогревать экипаж: выхлопные газы практически не токсичны и содержат минимальное количество копоти, их можно использовать для разогрева техники и обогрева ремонтных помещений в зимний период. Фото: mybb.ru

— Т-80 можно было разогнать до 80 км/ч, танк просто летал по трассе. Немцы, видя, с какой скоростью проносится мимо них около дороги «восьмидесятка», стояли на обочине, открыв рты, рядом со своими «трабантами».

Ход «восьмидесятки» был очень плавным, наводчики не могли нарадоваться на эту машину, она позволяла точно поражать мишени в движении на большей скорости, чем Т-64 и Т-72.

Плавное, без рывков, изменение тяговых усилий у газотурбинного двигателя дает возможность движения танка без переключения передач. Эта характерная особенность танка Т-80 даже повлияла на методику стрельбы. Если раньше стрелять с ходу рекомендовали на скорости до 15 км/ч, то теперь допускается скорость 25 и более км/ч.

Но больше всего этот танк ценили сами экипажи. Благодаря газотурбинному двигателю танк долго остывал, постели брезент — можно было спать в холод прямо на броне или сушить промокшую одежду. На крышке МТО можно было разогревать котелки с едой, банки с тушенкой и прочие составляющие пайка.

Фото: topwar.ru
Стоимость одного опытного ГТД-1000Т на период 1970 года составляла 167 тыс. руб. (стоимость целого танка Т-64 на тот период составляла 174 тыс. руб.), то есть в Т-80 только двигатель стоил, как целый танк Т-64, при этом по основным характеристикам, кроме максимальной скорости, танки были аналогичны. Фото: topwar.ru

В зимнюю погоду в холодном боксе достаточно было раз завести танк, чтобы помещение прогрелось. Токсичность газотурбинника была небольшой, это не дизель, который влегкую закоптит все помещение.

Если сравнивать Т-80 и Т-72, то это как «Мерседес» и «жигули»

После вывода войск из Германии Валерий Жуков продолжил службу в 11-й отдельной механизированной бригаде, которую передислоцировали в Слоним. Здесь ему пришлось иметь дело с танками Т-72, разница была налицо.

Фото:topwar.ru
Т-72. Фото: topwar.ru

— У Т-80 было такое замечательно качество, как надежность. Помню, пришлось проделать 700 км марша из места дислокации на полигон неподалеку от городка Либерозе. Так вот, танки прошли его без поломок.

А когда уже в Беларуси пришлось служить на Т-72, так только за один выход из 10 танков 1−2 обязательно выйдут из строя по техническим причинам или заглохнут по дороге. Т-72 — тяжелый в управлении танк, не такой удобный и не такой надежный, как Т-80.

Фото: mybb.ru
Малая токсичность выхлопных газов, отсутствие антифриза и токсичных синтетических масел в двигателе повышают общие экологические качества танка. Фото: mybb.ru

— Я считаю, что «восьмидесятка» была отличным танком, жаль, что машину не оставили у нас на вооружении, — заключил Валерий.

42.TUT.BY поздравляет всех бывших и текущих танкистов с праздником!

Читайте также: Поле боя. Командир танка Т-72: попадем по мишени размером с «Леопард» первым снарядом с 2000 м

{banner_819}{banner_825}
-10%
-15%
-20%
-60%
-30%
-10%
-10%
-30%
-10%
-35%
0063371