• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  2. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  3. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  4. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  5. В новом КоАП изменилась формулировка «создание аварийной обстановки». Что это значит для водителей
  6. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  7. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  8. «Концерт для мам, а приходить нельзя?» Родители просят пустить их на утренники к 8 марта
  9. «В детстве комплексовала и боялась, что нет будущего». Глухой автоинструктор — о жизни и работе
  10. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  11. Минздрав сообщил, сколько новых случаев COVID-19 в стране за сутки
  12. Суды, приговоры и весна. Что происходит в Беларуси 3 марта
  13. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  14. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  15. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  16. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  17. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  18. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  19. Силовики громили авто на Дзержинского, водитель хотел уехать и сбил гаишника. Суд огласил приговор
  20. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  21. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  22. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  23. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  24. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  25. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  26. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  27. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  28. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  29. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  30. Какие курсы доллара и евро установили обменники 3 марта


Ровно 99 лет назад, 15 сентября 1916 года, впервые в истории в бой вступили танки: англичане применили Mk.1 во время сражения на реке Сомма. Бронированные ромбовидные машины стали для немцев полной неожиданностью — разработка нового оружия велась в строжайшем секрете.

Перед отправкой на фронт британская контрразведка специально пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн (tank по-английски). Отсюда и пошло название этих грозных машин.

28-тонные Mk.1 были тихоходные, защищались противопульной броней и обладали малой технической надежностью. При этом, несмотря на то, что из 49 машин, подготовленных для атаки, в бою участвовали только 18, потери англичан были в 20 раз меньше обычных.

Фото: wio.ru
Фото: wio.ru

Такая статистика понравилась генералам (и еще больше солдатам), а сам танк надолго остался ключевой фигурой на поле боя. 42.TUT.BY выбрал пять интересных фактов о первом танке Мк.1.

Танк был медленнее пешехода

Фото: eng.cam.ac.uk
Фото: eng.cam.ac.uk

Надежность первых танков была такова, что не каждый мог доехать до поля боя, но еще большее число просто не возвращалось оттуда. Виной всему малый запас топлива и невысокая техническая надежность. На дорогах с хорошим покрытием Mk.1 развивал «сумасшедшие» 6 км/ч, а на бездорожье этот показатель составлял 1−3 км/ч, т. е. меньше, чем у пешехода.

Для связи с внешним миром использовали голубей

Каких-либо внутренних средств связи предусмотрено не было. Для передачи информации использовались флажки, сигналы лампой и прочее. Правда, увидеть все это из узкой щели трясущегося танка на поле боя было весьма затруднительным делом.

Фото: historyporn.d3.ru
Член экипажа британского танка Mark I выпускает почтового голубя через бойницу. 1918 год. Фото: historyporn. d3.ru

В качестве дальней связи применялась голубиная почта, но оглушенные грохотом и изнуренные сильной жарой птицы часто гибли или же были сильно дезориентированы и обессилены, чтобы лететь.

Танки делились по половому признаку

Первоначально танки разделялись на «самцов» и «самок». Первые были вооружены пушками и пулеметами, вторые — только пулеметами. В частности, Mk.1 «самец» был вооружен двумя 57-мм пушками и четырьмя 8-мм пулеметами Гочкисс.

Фото: tanks-encyclopedia.com
Фото: tanks-encyclopedia.com

Mk.1 «самка» вооружалась четырьмя 7,7-мм пулеметами «Виккерс» с водяным охлаждением ствола и одним 8-мм «Гочкис».

Фото: tanks-encyclopedia.com
Фото: tanks-encyclopedia.com

Поначалу такое разделение не вызывало сомнений, так как воевать приходилось только с пехотой. Но когда 24 апреля семь «самок» встретились с немецким танком A7V, вооруженным 57-мм пушкой Максима-Нордфельда, произошел бой, больше похожий на избиение.

Немецкий танк подбил один британский и повредил еще три, при этом кайзеровская машина стреляла с места, как в тире.

80% всех ранений приходилось на глаза

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Для наблюдения использовались смотровые щели, в которые при обстреле летели брызги раскаленного свинца. Защитное стекло если и было, то быстро разбивалось, а специального пулестойкого триплекса тогда еще не изобрели. В итоге до 80% ранений у танкистов того времени приходились на глаза.

Топливного насоса на танке не было

Фото: pro-tank.ru
Фото: pro-tank.ru

Двигатель получал топливо из двух топливных баков емкостью 114 литров, но поступало оно самотеком. Когда Mk.1 взбирался на подъем, то глох от того, что бензин переставал течь из бака. Чтобы продолжить движение, одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор.

Читайте также: Поле боя. Танк, комфортный, как иномарка: Т-80 глазами мехвода

-30%
-5%
-20%
-10%
-10%
-30%
-40%
-20%
-10%
0072641