Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Анна Ермаченок,

Этим летом под Марьиной Горкой началась стройка испытательного комплекса для «струнного транспорта» — давнего и запутанного инновационного проекта белорусского инженера Анатолия Юницкого. 42.TUT.BY провел один день в офисе компании «Струнные технологии», попытавшись понять, когда мы сможем прокатиться на транспорте нового поколения и почему у проекта такая спорная репутация.

1300 километров за три часа

Офис ЗАО «Струнные технологии» занимает несколько этажей в одном из минских бизнес-центров. Нас приглашают в день, на который намечен приезд гостей из Австралии — проект заинтересовал Рода Хука (Rod Hook), экс-руководителя Департамента планирования, транспорта и инфраструктуры Южной Австралии, вместе с ним прилетела его деловой партнер Мари Вочоп (Maree Wauchape).

Род Хук (слева) и Анатолий Юницкий.

У австралийцев есть проблема с междугородним транспортом — железные дороги устарели, а перемещаться на самолетах внутри континента неудобно. Поэтому они находятся в поиске инновационных проектов, которые помогли бы изменить систему.

Анатолий Юницкий — глава и генеральный конструктор ЗАО «Струнные технологии», а также автор струнного транспорта. Он устроил для австралийцев экскурсию по офисам и модельной мастерской, а заодно рассказал о проекте.

— Здесь у нас 15 конструкторских бюро, — говорит Юницкий, шагая по коридору. Инженер рассказывает, что год назад он был единственным сотрудником компании. Теперь же в минском офисе ЗАО «Струнные технологии» работает около 120 человек. Примерно сто из них — инженеры и конструкторы.

Первым делом нашу маленькую экскурсионную группу ведут к дизайнерам и показывают дизайн-проекты тех устройств, над которыми сейчас работает компания.

У Анатолия Юницкого есть решения для нескольких видов транспорта: скоростного междугородного, городского и грузового.

Все три вида представляют собой транспортные модули на стальных колесах, которые должны двигаться по рельсам, протянутым между опорами. Расстояние между основными (анкерными) опорами может быть намного больше, чем у обычных мостов — от 1 до 5 километров. Между промежуточными опорами — 40 — 60 метров и более. Сам транспорт собираются поднять на высоту нескольких метров над землей.

Скорости инженер обещает намного выше, чем в современных поездах, — до 500 км/ч за городом и до 150 км/ч — в его пределах.

Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com

— Это дизайн городской станции, где сможет останавливаться и городской, и скоростной струнный транспорт, — показывает Юницкий. — Вы можете приехать на станцию в Аделаиде (город в Австралии. — Прим. TUT.BY) на городском транспорте, пересесть на скоростной юнибус (пассажирский модуль. — Прим. TUT.BY) и за три часа добраться до Сиднея — проехать более 1300 километров.

Инженер уверен, что такой транспорт будет более экономичным и удобным. Ноу-хау — и в способе постройки путей, и в двигателе, и в системе беспилотного управления. Всех технических деталей профессор не раскрывает, чтобы защитить разработку от копирования.

На многих картинках рельсы и станции уже вписаны в пейзажи городов — к примеру, есть рендеры для Москвы, Санкт-Петербурга и Абу-Даби. Есть здесь и проект для площадки под Марьиной Горкой.

«Блок машинного зрения сможет принять решение о торможении на себя»

Дальше Юницкий ведет гостей в офисы, где работают инженеры.

Фотографировать в этом помещении нельзя. Точнее можно, но так, чтобы в кадр не попадали мониторы. Ученый вообще крайне серьезно относится к конфиденциальности — на компьютерах у инженеров нет интернета, а в помещениях нет Wi-Fi, чтобы предотвратить утечки.

Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: пресс-служба SkyWay Group

Анатолий Эдуардович предлагает посмотреть на мониторах, над чем работают специалисты. Один в специальной программе показывает, какую нагрузку будут испытывать колеса транспортного модуля на повороте. Другой демонстрирует детальную трехмерную модель «мотор-колеса» — двигатели планируют помещать внутрь каждого колеса.

— Так мы моделируем все — подвеску, колесо, рельс, эстакаду, систему управления. Посмотрите, это все есть и на бумаге, — Юницкий обращает наше внимание на толстую стопку чертежей.

В другом помещении занимаются системой бинокулярного машинного зрения, которая будет помогать управлять юнибусами.

— Система детектирует станцию, детектирует предыдущий объект и препятствия, которые встречаются на его пути, — объясняет один из работников.

Предполагается, что водителей в юнибусах не будет — задавать направление должен диспетчер из центра управления. В то же время у каждого юнибуса, по словам Юницкого, появится и свой интеллект. К примеру, если на рельсах вдруг появится даже небольшой предмет, подвижной состав обнаружит это автоматически и остановится.

А существующие системы предупреждения в поездах могут пропустить и бревно на путях.

— Система заметит не только бревно, она может «увидеть» спичечный коробок, — рассказывает Анатолий Эдуардович. — И оценит — представляет он опасность или нет. Если решит, что объект опасен, — она затормозит.

На мониторе показывают трехмерную модель устройства для принятия решений. На другом компьютере интеллект испытывают с помощью программы-симулятора, которая моделирует разные помехи движению.

Рядом в помещении стоит двухметровый макет хвоста юнибуса — на нем «тренируют» систему искусственного зрения, которая должна уметь распознавать другие транспортные средства.

— В крайнем случае, блок машинного зрения может принять решение о торможении на себя. Неважно, что говорит диспетчер и что «думает» транспортное средство. Но если расстояние между ним и препятствием стремительно сокращается, то блок машинного зрения тормозит сам и выдает необходимые команды на тормоза.

Дальше Юницкий ведет нас в мастерские. Снимать здесь нельзя совсем, «чтобы не дать подсказку конкурентам».

Здесь инженер показывает систему интеллектуального зрения в деле. Маленькая модель юнибуса, закрепленная на тонких рельсах, сначала сама определяет местоположение «остановки», а после быстро к ней подъезжает.

В другой части мастерской находятся прототипы пассажирских «модулей» будущей транспортной системы — четырехместный и двухместный. Эти модели нужны для проверки эргономики интерьера.

— Эти блоки могут быть составлены в поезд, который будет вмещать до ста человек, — рассказывает Анатолий Эдуардович, сидя в двухместном отсеке. — Также можно будет купить для себя один, личный. При серийном производстве он будет стоить не больше десяти тысяч долларов. Внутри пассажир может работать на компьютере, читать газеты, а можно оборудовать спальное место.

«Президенты, шейхи, олигархи будут смотреть, кататься и заказывать»

Первый рабочий образец своих изобретений Юницкий планирует запустить через год на испытательном полигоне в Пуховичском районе недалеко от Марьиной Горки. Называется этот объект «ЭкоТехноПарк SkyWay». Компания хочет построить на территории «парка» три транспортные линии — грузовую, городскую и скоростную. Также в планах — линейка подвижного состава, станции для пассажиров и погрузки/разгрузки. Это позволит опробовать новую технологию на практике и сертифицировать разработки.

Фото: sw-tech.byФото: sw-tech.byФото: sw-tech.by

Для строительства «Струнные технологии» уже получили 35 гектаров земли в Пуховичском районе и все нужные разрешения. Сейчас на участке готовят основу для первой анкерной опоры и станции — копают котлован и заливают бетон.

Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: sw-tech.by
Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: sw-tech.by
Фото: sw-tech.by

— Знаете Кремниевую долину в США? — находит Анатолий Эдуардович аналогию. — Она нужна не только, чтобы производить демонстрацию высокотехнологичных новинок. Здесь мы будем дальше совершенствовать технологии на закрытой территории. Чтобы опередить всех, нам нужны тестовые участки, нужно постоянно их совершенствовать. А после это будет магазином, где президенты стран, министры, шейхи, олигархи будут смотреть, кататься и заказывать транспортные решения «под ключ».

«Ищу серьезных инвесторов и сетевиков»

Стоимость проекта строительства ЭкоТехноПарка для демонстрации всех трех направлений транспорта — 300 миллионов долларов. В эту сумму войдет и текущая работа команды, и постройка ЭкоТехноПарка SkyWay. Пока же инвестиций недостаточно.

— Мы работаем «с колес» и, честно говоря, это сложно, — объясняет инженер. — Привлекаем инвестиции и сразу вкладываем их в строительство.

Привлекать государственные деньги для ЭкоТехноПарка Анатолий Эдуардович не планирует.

— Нам не нужна помощь государства, мы сами хотим ему помочь — дать программу, которая поднимет экономику Беларуси в разы. Создадим десятки тысяч рабочих мест, приведем с помощью инвестиций миллиарды налогов. Главное — чтобы не мешали.

Сейчас «Струнные технологии» финансируются за счет инвестиций учредителя — зарубежной компании Global Transport Investments. Оплаченный уставный капитал белорусской компании, по ее данным, составляет более 5 миллиардов белорусских рублей.

— ЗАО «Струнные технологии» создало более 120 высокооплачиваемых рабочих мест и является серьезным налогоплательщиком, — утверждают в компании. — Налоговые отчисления составляют более 2 миллиардов белорусских рублей ежемесячно.

Инвесторам предлагается стать акционерами головной компании проекта путем покупки доли (инвестиции в private equity) и заработать в будущем на повышении роста стоимости компании.

Сертификаты инвесторов выглядят вот так. Фото: rsw-systems.com
Сертификаты инвесторов выглядят вот так. Фото: rsw-systems.com
Сертификаты инвесторов выглядят вот так. Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy
Фото: youtube.com/user/AnatolyYunitskiy

Покупку акций активно рекламируют на множестве сайтов группы компаний и в ее сообществах в соцсетях.

Фото: скриншоты записей в сообществах Skyway "ВКонтакте"
Фото: скриншоты записей в сообществах Skyway «ВКонтакте»

Белорусы же имеют возможность купить конкретные объекты в ЭкоТехноПарке SkyWay по договорам подряда. Взамен имена инвесторов появятся на этих объектах. Также покупателям выдают сертификаты на оплаченный объект, а учредитель — GTI — долю в группе компаний SkyWay.

Этот способ проектного финансирования Анатолий Эдуардович считает более эффективным, так как инвестиции поступают напрямую на расчётный счёт белорусской компании, а не на счета зарубежных.

— Назовите хоть одного изобретателя, который получил инвестиции! В истории не было таких примеров, это иллюзия. Я по этому пути шел двадцать лет. Кроме проблем, ничего не было. То заводили уголовные дела, то закрывали компании, то отнимали все до нуля — семь раз. Поэтому я избрал нетрадиционный путь.

Часть технологий, по которым будут производиться транспортные средства, уже запатентована, другие еще только предстоит запатентовать. Этим объясняются меры предосторожности, которые предпринимают в компании.

— У нас будут тысячи патентов. На технологию было получено более 50 патентов, но это зонтичные патенты — это не те патенты, которые защищают конкретные технологии. А сейчас будем защищать конкретно ту технику, которую мы делаем, — это тысячи патентов и миллионы долларов только на патентование. Это длительная процедура. У меня около десятка высших образований, одно из них — патентное право и изобретательство — я профессионал в этом деле и знаю, как защищать авторские права и интеллектуальную собственность.

«У нас огромная армия завистников»

Раньше инженер уже пробовал запустить свои проекты в других странах — в России и Литве. Однако успехом его инициативы не увенчались. К примеру, литовский проект, начатый в 2014 году, так и не был реализован.

В 2014 году Служба контроля Центробанка Литвы начала проверку литовского проекта Юницкого. Признаков финансовой пирамиды в его бизнесе найдено не было. Однако в 2015 году стало известно, что он оказался подозреваемым в связи с мошенничеством, незаконной хозяйственной, коммерческой, финансовой деятельностью и легализацией приобретенных преступным путем средств. Сейчас литовский проект препринимателя закрыт.

— Там длинная запутанная история, я сам до конца не понимаю, — говорит Юницкий. — Думаю, за этим стоят конкуренты. Скорее всего, это Siemens. Мы перешли дорогу их проекту на 20 миллиардов евро. Руками президента и премьера страны они расправились с конкурентом.

В России инженер уже строил испытательный стенд грузовой струнной транспортной системы первого поколения и проводил испытания, однако проект также не был закончен.

Фото: rswsystemsltd.blogspot.com.by
Фото: rsw-systems.livejournal.com
Фото: rsw-systems.livejournal.com
Фото: stringer-news.com
Фото: stringer-news.com

Позже стенд разрушили недоброжелатели. В Беларуси, по мнению Анатолия Эдуардовича, он ощущает намного большую защищенность.

— У нас огромная армия завистников, непосредственных конкурентов, есть те, кому мы мешаем. Мы специально не шумим — есть выражение «деньги любят тишину». Инновации и ноу-хау любят тишину еще больше.

Рассказывает профессор и о других своих идеях. Например, устанавливать солнечные батареи прямо на опорах рельсов или построить трассу для юнибусов с велосипедным приводом, которые смогут разгоняться до 120 км/ч. Предлагает защитить опоры на земле высокопрочным проводом, который воздействием электромагнитного поля будет останавливать нежелательных гостей, и построить в море островные города-небоскребы на сваях.

Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com
Фото: rsw-systems.com

В каждую идею он вкладывает заботу об экологии.

— Если наша цивилизация продолжит развиваться так, как она идет сейчас, то через 3-4 поколения наступит точка невозврата, и она неизбежно погибнет, — рассуждает инженер. — Земная индустрия ее убьет, и реальностью станет то, что показывают в фильмах-катастрофах. У меня есть путь того, как этого избежать — надо вынести индустрию в космос. Ракеты это не обеспечат. У меня есть инженерные решения того, как это сделать. Но это будущее. Сейчас я работаю над небесными дорогами SkyWay как над ответвлением от этого космического проекта.

Ученые о проекте: «Теория не всегда совпадает с практикой»

О том, есть ли у новой технологии перспектива, мы спросили у Владимира Борисовича Зылёва, профессора, доктора технических наук, заведующего кафедрой «Строительная механика» в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе). Он вместе с коллегами в 2006 году провел математическое моделирование системы и опубликовал научно-исследовательскую работу с экспертным заключением о двух типах струнного транспорта.

— Мы дали заключение, что это невозможно, — рассказал Владимир Борисович в комментарии 42.TUT.BY. — То, что там делается, — необыкновенно дорого, большие скорости там невозможны.

Ученый считает, что работать новая транспортная система сможет только на невысоких скоростях.

— 500 километров в час? У нас получалось, что на скорости чуть ли не 80 км/ч вагончик подлетает и отскакивает от этих рельсов в месте, где стоит опора. Конечно, с какой-то скоростью это может двигаться — допустим, 10 км/ч. Но тогда возникает вопрос — сколько стоит километр этой железной дороги? Как надо подниматься туда пассажирам, сколько человек должно обслуживать станцию?

По словам профессора, при заявленных скоростях состав не сможет двигаться ровно, а «струна» при высокой нагрузке может оборваться и разрушить участок дороги.

— Сложно сказать, почему люди в это верят. Они не являются специалистами и доверяют тем, кто это начал. Они думают, раз это строится, раз это реальный проект, значит, действительно будет работать.

Правда, так считают не все специалисты.

— Теоретически это реализуемо, — считает доктор технических наук, профессор Игорь Малыгин, директор Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук. — Юницкий доказал это в теории.

Правда, у нас теория не всегда совпадает с практикой. Поэтому нужно строительство опытного полигона — трассы, километров на 10 — 15 с перепадами высот, чтобы можно было доказать [что технология реализуема].

Также профессор сделал акцент на необходимости доказать не только технические возможности, но и окупаемость затрат в ближайшее время.

— Любая прорывная технология всегда будет либо тупиковой из-за дороговизны и нулевой эффективности или покажет, что действительно может приносить прибыль. Нужно понимать, что сейчас живет только то, что приносит прибыть. Технологии, которые ее не приносят, остаются теорией.

В середине октября ЗАО «Струнные технологии» планирует установить знак нулевого километра в «ЭкоТехноПарке» SkyWay под Марьиной Горкой. Действующую городскую систему обещают показать через год — осенью 2016.

Нужные услуги в нужный момент