• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


На прошлой неделе на 42.TUT.BY появилось интервью с Михаилом Долинским — известным гомельским педагогом, ученики которого многократно добивались побед в олимпиадах по спортивному программированию. Статья вызвала серьезное обсуждение, и Михаил Семенович ответил читателям, у которых появились вопросы.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

«С интересом следил за обсуждением, и поскольку там появились конкретные вопросы ко мне, решил на них ответить, а попутно и внести пояснения о содержании обучения, которое сейчас ведется», — написал нам педагог и тренер.

42.TUT.BY публикует вопросы читателей и тезисы, высказанные ими, а также выдержки из ответов Михаила Долинского на них. Полные ответы можно прочитать здесь.

«Как заниматься с 3−4-летними?»

— Опишу подход, который используем мы. Для его реализации вам нужно действовать по инструкции, написанной здесь. Попробую аргументировать его достоинства по сравнению с альтернативами.

Мы ориентировались на фронтальную работу. Когда учитель один, а учеников много.

Поэтому для нас принципиально, чтобы задания выдавались и проверялись автоматически, в случае невозможности ребенка справиться с заданием, автоматически ему предлагалась помощь, результаты работы протоколировались и сводились таблицы по группам.

Таким образом, обеспечиваются самостоятельность работы и мотивация.

Для родителя, работающего с одним ребенком, и то, и другое тоже очень важно.

Мы систематически подошли к тому «Чему именно учить» в курсе «Учимся думать», а именно: какие задания и в какой последовательности предлагать.

Когда нам потребовалось развивать мышление, мы попытались выделить и сформулировать отдельные навыки. Мы назвали их базовые мыслительные операции (БМО).
Мы пытались искать в интернете, что делали другие в этом направлении, что-то придумывали сами.

На сегодняшний день наш перечень базовых мыслительных операций включает 21 БМО, классифицированных в 5 групп:

  • Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация
  • Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание
  • Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение
  • Логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, импликация
  • Комплексные операции: анализ, синтез, аналогия, абстракция, воображение, позиционирование, запоминание.

Соответственно, мы ставим задания на развитие каждого навыка в отдельности.

На сегодня обучение включает семь уровней сложности таких заданий.

Технической основой обучения является группа специальных пакетов заданий в курсе «Информатика 2015−2016» дистанционной системы обучения DL.GSU.BY. Каждый преподаватель/родитель может зарегистрировать своих детей, подписать их на курс, установить режим автоматической выдачи заданий, войти за каждого в выбранный пакет заданий. После этого система поддерживает автоматическую выдачу заданий.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Индивидуально для каждого ученика в зависимости от выполнения/невыполнения предложенного задания с синхронной фиксацией результатов и запоминанием текущей позиции в обучении.

Для заданий, вызывающих трудности у большинства учеников, встроены системы автоматических подводящих заданий, пошагово обучающих выполнению проблемного задания.

Для учеников, имеющих серьёзные проблемы с определенными типами заданий, например: нахождение отличий, составление фигурок танграма, выполнение заданий по аналогии и др., созданы специальные пакеты заданий, называемые «Техминимумами» для целенаправленного формирования соответствующих навыков у конкретного ребёнка.

Таким образом, родитель/преподаватель освобождается от огромного количества работы по подготовке заданий, предъявлению их ученикам, объяснению того, что и как нужно сделать, проверке правильности выполнения заданий каждым учеником, накоплению статистики по работе и формированию ведомостей проведённых занятий.

Основные задачи родителя/преподавателя в такой системе занятий — организовать и поддерживать рабочую атмосферу, избирательно консультировать детей по возникающим вопросам, стремясь обеспечить максимальную самостоятельность детей при выполнении заданий.

«Зачем учить детей Паскалю, если на нем уже никто не пишет?»

«Почему бы не учить их более утилитарному языку программирования?»

— Предложение имеет рациональную основу. Я и сам задумывался о переходе на обучение языку программирования С++.

Более того, я учу программированию (и именно на Паскале) в первом семестре первокурсников математического факультета Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорине трех специальностей: «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования». И ко мне приходил представитель фирмы EPAM, наш выпускник, кстати, с настоятельным предложением перевести обучение на С++. И я вынужден был ответить отказом. Почему?

1. Мы начинаем учить программированию с начальной школы и, безусловно, в такой ситуации Паскаль, «изначально заточенный на обучение», гораздо предпочтительнее многих других языков, в том числе и С/С++ .

2. Мы изучаем язык программирования (Паскаль) в минимально необходимой степени (переменные, массивы, циклы, условия).

Наша цель — формирование навыков разработки и отладки алгоритмов и программ, а не изучение возможностей Паскаля.

3. Использование Паскаля разрешено в республиканских и международных олимпиадах по информатике.

4. Получив серьезную алгоритмическую и практико-ориентированную базу, все желающие школьники (начиная с 9-го класса, а кто-то и раньше) самостоятельно переходят на С++, и это не вызывает у них принципиальных трудностей. В свою очередь, я поддержал такую работу ссылками в форуме на полезные материалы.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

5. Аналогично и с первокурсниками — сейчас, через полтора месяца занятий, 4 студента из 73, которых я учу, по моей инициативе перешли к работе на С++ при выполнении всех учебных заданий, поскольку они в достаточной степени владеют навыками разработки и отладки алгоритмов (в отличие от остальных 69). Я напомню, сейчас нет вступительного экзамена по информатике, и алгоритмизация практически не изучается в старших классах школы. Как следствие, на потоке огромное количество студентов с минимальными навыками разработки алгоритмов и написания программ или вовсе без них.

6. Тем более если говорить о работе, как автор вопроса. У школьников не стоит задача сразу после школы идти работать — стоит задача поступить.

А уж в вузе волен-с — неволен-с они получат необходимые знания и навыки. И им будет проще учиться в вузе, если иметь хорошие навыки в разработке алгоритмов и отладке программ, пусть и на Паскале.

7. С 1999 года для обучения используется сайт DL.GSU.BY, потрачены десятки (если не сотни) человеко-лет на создание автоматизированной среды обучения, ориентированной на использование языка программирования Паскаль. Эта среда поддерживает самостоятельное обучение, обеспечивая индивидуальную образовательную траекторию каждому ученику в зависимости от его уровня подготовки и даже психофизического состояния в момент обучения. Тем самым обеспечивается эффективная фронтальная работа. Когда я работаю по воскресеньям со школьниками, использую одновременно два класса, в общей сложности 27 компьютеров. (Аналогично со студентами — 3 секции в одном классе, до 28 одновременно работающих первокурсников). И на каждом занятии каждую минуту работает каждый человек! Без подобной интернет-системы обеспечить такой учебный процесс на порядки сложнее, если вообще возможно.

«Чтобы показать, как работают алгоритмы, подойдет даже псевдокод»

— Тут я принципиально возражаю. «Немного показать» — это не про нас. Псевдокод — это просто поговорить. У нас все начинается с условий конкретной задачи, а заканчивается отсылкой на автоматическую проверку текста программы, которая должна дать правильные ответы на всех входных данных, заготовленных автором задания. Это совершенно другой уровень знаний и навыков, чем просто сказать правильные слова.

«Программирование — это серьезная работа»

«Научить детей работать — это хорошо и здорово. А так мы учим гонщиков выигрывать соревнования, а не водителей, которые за жизнь перевезут тонны грузов на миллионы километров».

— Да существует такая точка зрения, и у нее много приверженцев. Более того, папа лучшего спортивного программиста мира на сегодня Гены Короткевича — Короткевич Владимир Аполлонович, сам великолепный прикладной программист, придерживался этой же точки зрения как минимум до того, как Гена начал заниматься олимпиадным программированием.

Я лично всегда придерживался противоположной точки зрения — и лично у меня на глазах она всегда подтверждалась практикой.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Ребята, которые успешно участвуют в олимпиадах по информатике и программированию, просто умеют быстро думать, разрабатывать алгоритмы и программы, искать и исправлять ошибки. И это, безусловно, оказывается полезным им на работе, позволяет им устраиваться в более престижные фирмы и получать более высокую зарплату.

Приведу только один конкретный пример. Два однокурсника — выпускники нашего вуза устроились в Гомеле в хорошую фирму. Один не занимался олимпиадным программированием, другой занимался. Встречаю первого: как дела? Всё хорошо, работа, зарплата, коллектив, только немного трудновато, часто приходится задерживаться, работать по выходным, чтобы справиться в срок с заданием, которое мне дают. Встречаю второго: как дела? Всё хорошо, работа, зарплата, коллектив, только немного скучновато, дают задание на неделю, я справляюсь за два дня и нужно думать, что в остальные три делать …

Другой вопрос, что при работе в коллективе нужны и другие навыки, но их приобретение происходит как минимум не медленнее, если человек сам по себе умеет быстро разрабатывать алгоритмы и отлаживать программы.

«Программист — ущербная профессия»

— По-моему мнению, на сегодня программирование — одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий, с бесконечно емким рынком труда, как правило, гибким графиком работы и оплатой по труду — чем больше умеешь и делаешь, тем больше и получаешь.

«Все компьютерные гении сочли за лучшее получать дивиденды за свой талант вдали от родной страны»

— Это совсем не верное утверждение.

Да, получив эксклюзивное образование, они получили и эксклюзивные возможности выбора места работы и проживания.

Многие попробовали свои силы и успешно, выехав из страны. Еще больше людей осталось, хотя по уровню подготовки они тоже могли претендовать на аналогичные позиции за рубежом.

Первый яркий пример с Литвиновым, Галатиным и Intel, я уже привел.

Другой пример — в 1997 году Костя Вулах, Леша Новиков и Виталий Новицкий в качестве системных администраторов фактически родили компьютерную сеть ГГУ им. Ф. Скорины, первые двое уехали (в США и Англию, соответственно), а Виталий до сих пор администрирует нашу сеть.

Вадим Копиченко и Сергей Вераксич не только остались в Гомеле, но и поддерживают «на плаву» сайт DL.GSU.BY за что, пользуясь случаем, хочу их прилюдно горячо поблагодарить.

Попутно хочу поблагодарить всех своих учеников (и хороших, и плохих). Работа с всеми вами меня непрерывно чему-то учила. А еще многие из учеников вложили свой труд в DL.GSU.BY, другие интегрированные в него программные продукты, методику и технологию обучения детей информатике и программированию.

«Заметно, что вокруг программирования в Беларуси сейчас сложился определенный культ?»

(Вопрос от редакции)

— По-моему, «культ» — это какой-то штамп. Я вижу — наши школьники быстро растут в олимпиадном программировании. Аналогично наши студенты также быстро растут в студенческих соревнованиях. Зарубежные фирмы пришли в Беларусь за квалифицированными сотрудниками с умеренными запросами по зарплатам.

У нас пока нет столько профессионалов, сколько требует рынок. И это отличные факты для белорусов и Беларуси.

Читайте также:

«Уже легенда». Bloomberg о том, как программирует Гена Короткевич

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-25%
-14%
-40%
-20%
-40%
20170802