/ /

Минские энтузиасты разрабатывают образовательную программу для школ с использованием 3D-принтеров. 42.TUT.BY изучил один из аппаратов и с детьми проверил, что в них может быть интересного.

3D-печать — быстрое создание физических объектов по трехмерной модели. Вещество при этом наносится послойно, а слои склеиваются между собой. В качестве материалов чаще всего используется пластик, но возможна печать и из дерева, металла, стволовых клеток, шоколада и множества других материалов.

«Хочу быть как Франциск Скорина»

В редакцию TUT.BY с 3D-принтером заглянули Иван Василюк и Константин Кокорев, создатели образовательно-делового клуба «Артель». Константин подключает принтер к компьютеру и показывает на мониторе одну из заготовок — небольшой треугольник с прорезью. Отправляем ее на печать, а владельцы аппарата в это время рассказывают о своих задумках.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Константин Кокорев, главный инженер проекта.

— Сейчас мы работаем над образовательной программой вместе с «Республиканским центром инновационного и технического творчества», — рассказывает Константин. — Там есть прекрасные люди, которые в свое время занимались робототехникой. Они обещали нам к концу года «откатать» образовательную программу. Мы хотим внедрить ее в белорусскую систему образования.

По задумке, программа должна будет охватить весь образовательный пласт, начиная со школ и заканчивая учреждениями высшего образования.

— Когда есть программа, есть понятие «как»: что на первом месте, что на втором, цели и задачи. В школах это может появиться как компьютерный класс или кружок, в котором дети смогут заниматься.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Константин считает, что скоро 3D-печать изменит мир. Поэтому технология должна распространиться в Беларуси как можно быстрее.

— Помните первопечатника? Я хочу быть как Франциск Скорина, если говорить о личности. По большому счету, что он сделал: взял лист бумаги и нанес на него краску. Это техническая сторона вопроса. Коммерческая сторона — возможно, он не самым первым хотел в Беларуси это распространить, но ему первому удалось сделать это массово, донести до всех городов и весей.

В города и веси парни пока не подались, но уже начали активно добиваться внимания представителей системы образования, доказывая необходимость такой программы.

— Наша миссия в первую очередь просветительская. Мы говорим: «Есть такая возможность — приходите, смотрите, пользуйтесь». Мы не первые, кто привез в Беларусь 3D-принтеры, но мы первые в желании сделать их доступными в массовом образовании.

«Не надо никого просить: нарисовал и напечатал»

Пока мы разговаривали, оказалась готова первая фигура, которую мы отправляли на печать. Становится ясно, что это не просто треугольник, а «выжиматель» зубной пасты из тюбика для тех случаев, когда ее осталось совсем немного. «Забирайте, я еще напечатаю», — роняет Константин. Разговор перемещается на сам 3D-принтер.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Суть этой технологии в том, что нет человека, который производит. Человек может устать, заболеть, ошибиться. У машины не может быть плохого настроения, она всегда будет печатать.

Тот принтер, который стоит рядом с нами, печатает желтым пластиком. Нить из этого материала свернута в катушку и закреплена сверху.

— Этот пластик создан из кукурузы, — объясняет Константин. — Он не дает запаха при нагреве. Для промышленности используется другой пластик, он дает запах и во время печати им нужно проветривать помещение.

Кокорев показывает детали, которые были на нем напечатаны до этого: элементы автомобильной коробки передач, части сантехнических труб…

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Это полноценная коробка передач, которая подключается к электродвигателю, — указывает он на одну из деталей. — Она сделана, чтобы показать детям и студентам, как коробка передач работает. Зачем заморачиваться, рисовать что-то на доске? Пришел, распечатал, показал.

Детали, изготовленные таким способом, не могут заменить промышленные образцы — массовая «штамповка» типовых предметов обходится дешевле. Но в тех случаях, когда нужно изготовить что-то в единственном экземпляре, сделать нестандартный объект или трехмерный «черновик», печать намного выгоднее и удобнее.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Обычно люди приходят через пару часов и говорят: «А давайте сделаем вот так». Генератор уже работает. Потому что не надо идти на завод, кого-то о чем-то просить — сам нарисовал и напечатал.

То устройство, которое показывают нам, стоит около 14 миллионов рублей. Сейчас Иван и Константин работают над тем, чтобы эту цену снизить. Правда, как именно — не признаются.

«А можно сделать пушку?»

Тем временем в небольшую комнатку врываются главные эксперты: 9-летний Степан и 6-летняя Зося. Константин усаживает их за монитор и открывает несложный онлайн-сервис для 3D-проектирования.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Смотри, я показываю, а ты можешь повторять. — обращается он к Степе, который первым потянулся к мышке. Константин быстро показывает, как масштабировать картинку и «рисовать» простейшие фигуры.

— А можно сделать пушку? — интересуется Степа.

— Конечно! — отвечает Константин и показывает, как «прорубить» выемку в цилиндре. — Теперь правую кнопку мышки зажимай и вращай… — буквально за минуту он объясняет малышне, как изменять размеры объектов. Дети с хихиканьем начинают растягивать и сжимать фигурку.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

После серии экспериментов с цилиндрами, шарами, пирамидами и кубами Степан и Зося останавливаются на том, чтобы напечатать формочку в виде человечка. На то, чтобы ее нарисовать, уходит минут 10. Затем головка принтера начинает вырисовывать пластиком ручки и ножки.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Печататься человечку нужно около часа. За это время Константин предлагает детям смоделировать еще что-нибудь.

Степа и Зося наперебой начинают предлагать, что еще напечатать: кружку, колесо, шестеренку, печенье, ювелирные украшения, автомобиль, еще один принтер…

— А можно одежду распечатать? — двинулась дальше изобретательская мысль Степы.

— Будем ходить в пластмассовой одежде! — смеется Зося. — Прыгать в школу в пластмассовых штанах!

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Или двойника себе сделаю, пусть в школу ходит, — мальчику явно понравилась возможность изготовить что угодно.

В итоге на мониторе «рисуется» небольшой брелочек с первыми буквами имен детей — S и Z. Заодно решаем добавить и буквы TUT — в общем-то, именно здесь ребята находятся.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Дети надолго погружаются в расстановку букв, спорят о том, какого размера им быть. За это время печать человечка подошла к концу.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фигурка окружена тонкой пленкой пластика, которая «держала» ее на столе. Зося объявляет «торжественное снятие».

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Человечка получает Степа (позже он проденет в петельку фигуры шнурок и решит носить ее на шее). Брелок с буквами детям обещают отдать в следующий раз — на его печать нужно больше часа.

— Если ребенок знает, что это возможно, он может придумать что-то новое, — уверен Константин. — Дети могут моделировать сами, могут понимать, как это работает, ведь у них не засорено сознание.

Если дать инженерам, которые придумывали паровозы, атомную энергию и титановые сплавы, они все равно будут делать паровозы, а не ракеты. У современных детей такой проблемы нет.

-50%
-10%
-30%
-50%
-10%
-50%
-20%
-10%
-10%
-21%