Еще в сентябре этого года РИА «Новости» со слов высокопоставленного представителя сообщали, что серия из шести подлодок проекта 636.3 («Варшавянка») для Черноморского флота станет последней.

В новости говорилось, что все усилия ЦКБ «Рубин» будут сосредоточены над новым проектом «Калина» с анаэробной установкой.

Внезапно, уже пятого ноября, во время передачи Черноморскому флоту четвертой новенькой «Варшавянки», названной «Краснодаром», адмирал Чирков заявил, что в Главном штабе ВМФ намерены продолжить строительство именно субмарин проекта 636.3.

Фото:topwar.ru
«Варшавянка» Фото: topwar.ru

Получается, что если в сентябре решение было однозначным — «Варшавянки» больше не строим, у нас есть что-то получше, то уже в ноябре ситуация развернулась на 180 градусов: «строим и будем строить дальше для флота подводные лодки, разработанные полвека назад».

Чтобы объяснить такую резкую смену курса, издание svpressa.ru опросило экспертов-подводников, и картина получилась не самая хорошая. Затраченные на разработку отечественной анаэробной установки для неатомной подводной лодки миллиарды рублей так и не принесли нужного результата.

О работе над «Калиной» известно не так и много. В 2014 году гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что «Калина» станет боевым кораблем пятого поколения, но технические характеристики и параметры субмарины сообщать не стал, так как это секретная информация. Но если «Варшавянка» — третье поколение, а «Калина» — пятое, то где четвертое?

На звание четвертого поколения претендует подлодка проекта 677 «Лада», про нее военные говорили, что субмарина сможет в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель. В 2008 году ВМФ России даже планировало принять на вооружение 20 таких подлодок. Но планам не суждено было сбыться.

Фото: wikimedia.org
Проект 677 «Лада» Фото: wikimedia.org

Головная подлодка проекта 677 — «Санкт-Петербург» — была спущена на воду в 2004 году, и с тех пор на ней постоянно устраняются различные технические неполадки. Только в 2010 году эта лодка была принята в опытную эксплуатацию на Северном флоте и с тех пор служит базой для различных экспериментов.

Двигателя, который бы позволял на этой лодке находиться под водой неделями, нет, и следующая лодка этой серии — «Кронштадт» — если и будет спущена на воду, то с обычным двигателем.

С «Ладой» в 2012 году и вовсе возник скандал. Главком адмирал Владимир Высоцкий заявил: «Лада»? Этого корабля вообще нет, что про него говорить? Есть в опытной эксплуатации подводная лодка «Санкт-Петербург», которая заявленные технические характеристики не показывает… Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же. В существующем виде «Лада» Военно-Морскому флоту России не нужна".

Спустя три месяца 57-летнего полного адмирала отправили в отставку, а его преемник Виктор Чирков тут же велел работы над «Ладой» возобновить.

Автор статьи на svpressa.ru в конце приводит слова заслуженного изобретателя РФ, доктора технических наук Николая Кириллова, который обсуждал тему воздухонезависимых двигателей с представителями ЦКБ «Рубин». Один из собеседников рассказал Николаю, что они за тридцать лет работы над водородными топливными элементами потратили столько бюджетных денег, что если вдруг признать этот путь ошибочным, «…то нас просто порвут на части».

Читайте также: Новейшая российская подлодка сломалась в походе

{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-21%
-50%
-40%
-14%
-10%
-10%
-20%
-20%