• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Белорусская земля щедро усеяна смертельным металлом, оставшимся со времен Великой Отечественной войны. Даже спустя более полувека для саперов остается немало опасной работы. Но помимо мин и снарядов, в земле хранятся израненные боевые машины.

На подъем одного из таких уникальных танков 42.TUT.BY отправился вместе с экспедицией, организованной благотворительным фондом помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана».

Дорогой войны

Город Сенно Витебской области встречает промозглым осенним утром, накрапывает дождь, холод забирается под воротник. Более полувека назад здесь развернулось грандиозное танковое сражение, в котором участвовало более двух тысяч бронированных машин.

Сегодня в память об этом на постаменте в городе установлен тяжелый танк ИС-3. Забавно, но никакого отношения к этому сражению танк не имел, более того, машина даже не участвовала в войне, а была показана лишь на параде в Берлине.

Фото: Ирина Хасанова
Фото: Ирина Хасанова

Так вышло, что у нас почти не осталось боевых машин, вынесших всю тяжесть той войны. Есть макеты, есть новоделы, а вот по-настоящему исторически идентичные машины можно пересчитать по пальцам. Часть из них составляет экспозицию «Линии Сталина», где машины реставрируются и участвуют в исторических реконструкциях.

— Для нас очень важно восстановление исторической памяти нашего народа, — рассказывает заместитель директора благотворительного фонда помощи воинам — интернационалистам «Память Афгана» Михаил Метла. — Поэтому раз за разом мы отправляемся в такие экспедиции. По кусочкам, фрагментам мы восстанавливаем историю. Найти танк — большая удача. Не скрою, что множество выездов обычно заканчивается ничем. Сегодня нам повезло: действительно обнаружен уникальный танк КВ-1. Самое тяжелое впереди: необходимо его поднять, а это непростая задача.

Для подъема танка была сформирована целая экспедиция: поисковиков поддержали сотрудники МЧС, саперы и правоохранители. Пока наша кавалькада двигалась к конечной точке назначения — болотистому перелеску неподалеку от деревни, — погода окончательно испортилась.

Дорога превратилась в сплошное море грязи, по которой с трудом продирались легковушки, а место раскопок начало понемногу наполняться водой. Были видны только фрагменты перевернутой башни: маска орудия, погонное кольцо.

Первыми в дело вступили сотрудники МЧС. Они оперативно осушили место раскопок, предоставив возможность работать саперам, которых на помощь поисковикам прислал заместитель министра МВД Юрий Караев. Такая предосторожность оказалась не лишней, вскоре специалисты извлекли из земли восемь неразорвавшихся снарядов. Шесть из них были осколочно-фугасными, два — бронебойными.

— Тут не только земля, но и деревья все в осколках, когда лесорубы лес валили, так на несколько деревьев три полотна извели — много в них железа от войны осталось, — рассказывает один из саперов, проверяющий щупом землю.

Все снаряды были вывезены для ликвидации на грузовом автомобиле ЗИЛ-131. Проходимая машина при заезде на место эвакуации боеприпасов стала заметно пробуксовывать, что стало неприятным звоночком для поисковиков.

Вскоре все опасения подтвердились.

Даже после того как сотрудники МЧС вместе с поисковиками подготовили просеку и положили гать, колесный экскаватор не смог подобраться к месту раскопок — машина просто вязла в торфяной трясине. Стало ясно, что нужен гусеничный экскаватор, но такой техники не оказалось ни в одном хозяйстве в радиусе 60 км. Гусеничную машину пришлось вызывать из Орши, а поисковой команде — готовиться на ночлег: к этому времени порядком стемнело.

Чтобы согреться, разводим костер и ставим палатку — удобства самые минимальные, кровать из железного каркаса и носилок, два одеяла на человека, вместо пола — голая земля.

Нехитрый ужин из горячей солянки кажется верхом кулинарного искусства. Более подходящего времени, чтобы узнать историю танка, не найти. Михаил Метла охотно соглашается ее расказать.

— Перед тем как выехать на раскопки, мы провели немалую работу в архивах. В этих местах в июле 1941 года Красная Армия нанесла контрудар в общем направлении на Сенно, Лепель. С обеих сторон в сражении участвовало более 1500 танков.

Только 6 июля 1941 года 13-й и 17-й танковыми дивизиями 5-го мехкорпуса в бой было выведено 613 танков; 14-я и 18-я танковые дивизии 7-го мехкорпуса вывели на поле боя 801 боевую машину. Противостоящая им группировка противника насчитывала более 1000 танков. В этих тяжелых боях принял участие и наш КВ-1.

После продолжительного боя наши танкисты отступали. Чтобы не попасть под удары господствующего в воздухе люфтваффе, командир танка принял решение вести машину максимально скрытно, через перелески. Проходя по болотистой местности, 47-тонная машина увязла в трясине. Танкисты пытались выбраться, подкладывали под гусеницы бревна, для чего разобрали стоявшую неподалеку баню, но все было тщетно. КВ-1 накрепко увяз. Поэтому было принято решение подорвать машину.

Расходимся далеко за полночь. Но как следует поспать не удалось — мы проснулись от того, что наши кровати начали складываться, как домино, огромную палатку подняло в воздух и унесло ветром.

Разыгравшийся шторм прошел так же быстро, как и начался. А нам оставалось только собирать одежду под проливным дождем около 4-х утра. Промокшие и невыспавшиеся, собираемся у костра, чтобы хоть немного согреться.

Уникальная находка

Спать уже не хотелось, стали готовиться к подъему башни танка. Руководил подъемными работами главный механик-реставратор Якушев Владимир, на счету которого подъем десятков танков еще до того, как он стал сотрудничать с «Линией Сталина».

Ассистировал специалисту механик-реставратор Александр Микалуцкий, около десяти лет занимающийся реставрацией и подъемом танков.

Вместе с экскаватором прибывают и коллеги из прессы. Местный старожил, который утверждает, что видел танкистов с КВ-1, купается в лучах славы, и с каждым разом рассказанная им история обрастает новыми подробностями.

Выбрав удачный фон, корреспондент одного из российских каналов увлеченно рассказывает, как боекомплект танка подорвали «…вот этой гранатой РГД-33», хотя держит в руках рукоятку с совершенно целой резьбой…

После того как экскаватор делает раскоп, сотрудники МЧС осушают место раскопок и башню цепляют стальными тросами к лебедке, установленной на ЗИЛ-131, процесс подъема начался.

На извлечение башни уходит весь оставшийся день, и только ближе к вечеру отмытая и очищенная, она подтверждает уникальность находки.

Башня сохранилась в идеальном состоянии — сварные швы сияют белизной, минимальное количество ржавчины, сохранились даже краска и номер танка. При внимательном рассмотрении на броне становятся заметными отметины от вражеских снарядов.








Но самое главное — это отличительная маска пушки, в которой установлено орудие Л-11. Таких танков было выпущено всего 64 единицы, примерный период выпуска этой машины — октябрь-ноябрь 1940 г. Характеристики этого орудия не устраивали военных, и впоследствии на КВ-1 стали устанавливать пушку Ф-32, которую в свою очередь сменила ЗИС-5.

Покореженный взрывом диск с патронами от пулемета ДТ

Найденный танк примечателен и тем, что на аналогичной машине совершил свой бессмертный подвиг советский танковый ас Зиновий Колобанов, который в одном бою уничтожил 22 танка противника за 30 минут, остановив продвижение 1-й и 8-й танковых дивизий вермахта.

Танк КВ стал для немцев настоящим кошмаром. Гитлеровцы прозвали его «Gespenst» (в переводе с нем. призрак), поскольку снаряды стандартной 37-мм противотанковой пушки вермахта чаще всего не оставляли на его броне даже вмятин. Единственным эффективным средством борьбы с танками КВ стали 88-мм немецкие зенитные пушки. На боевой эффективности советских тяжеловесов негативно сказывалась невысокая надежность трансмиссии и слабая подготовка механиков-водителей. Из-за чего КВ часто ломались на маршах и подрывались своими экипажами.

Корпус (точнее, то, что осталось после подрыва) был найден неподалеку от башни, но подобраться было к нему очень непросто. Поисковики вместе со спасателями работали всю ночь, чтобы извлечь останки редкой машины.

Поднять удалось сильно искореженную переднюю часть корпуса, судя по которой взрыв был ужасающей силы. Дальнейшие работы по поднятию боевой машины пройдут позже.

Память

Все время на подъеме вместе с участниками операции присутствовали добровольцы-волонтеры Николай и его брат Сергей Бабенок. Именно они нашли этот танк и обратились за помощью в его поднятии. Братья посвящают поискам все свое свободное время и никогда не берут за свою помощь денег.

— Нам просто обидно, что о героях войны вспоминают только по праздникам ради галочки. Вот, к примеру, у нас в Сенно танк поставили, ИС-3, а к этим событиям он никакого отношения не имеет. Куда лучше было бы отыскать и поднять хотя бы один танк, сражавшийся и погибший в этих местах. Да, он будет изранен снарядами, но это будет наша история.

Сохранившиеся на башне идентификационные номера, наверняка, позволят установить принадлежность и боевую судьбу этой машины. Но со многих документов, которые могут пролить свет на судьбу КВ, еще не снят гриф «секретно». Специалисты «Линии Сталина» продолжат работу в архивах.

Пока известно, что данный танк находился в военном училище по состоянию на 1 апреля 1941 года. Оттуда его, наверное, и направили в бой. Мы обещаем, что читатели TUT.BY первыми узнают историю этой уникальной машины.

Читайте также: С одним орудием против целой дивизии. Подвиги в первые дни Великой Отечественной войны

{banner_819}{banner_825}
-10%
-15%
-20%
-60%
-30%
-10%
-10%
-30%
-10%
-35%
0063371