В 2015 году в результате катастроф и серьезных происшествий российская военная авиация потеряла 12 воздушных судов. Это примерно в два раза больше среднего показателя за последние пять лет. При этом погибли 10 человек, сообщает Русская служба Би-би-си.

У воздушно-космических сил появилась первая за долгие годы боевая потеря — сбитый на турецко-сирийской границе бомбардировщик «Су-24», пилот которого погиб.
Эксперты отмечают, что большое количество авиапроисшествий, вероятно, связано с возросшей активностью российской авиации. Российские летчики стали совершать больше полетов.
Между тем в течение 2015 года в США разбилось столько же летательных аппаратов. При этом погибли более двух десятков человек.
Катастрофы
11 февраля под Волгоградом разбился самолет-разведчик «Су-24МР», созданный на базе фронтового бомбардировщика «Су-24».
«Су-24» упал в семи километрах от взлетно-посадочной полосы. Оба члена экипажа самолета погибли. О причинах катастрофы в прессе сообщалось немного.
8 июня стратегический бомбардировщик-ракетоносец «Ту-95» в ходе плановых учебно-тренировочных полетов на аэродроме «Украинка» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся.
Причиной аварии «Ту-95» стало возгорание одного из двигателей. При аварии погиб штурман, командир воздушного судна скончался в больнице 7 августа.
Еще один «Су-24» разбился 6 июля под Хабаровском во время взлета с аэродрома Хурба. Оба члена экипажа при этом погибли. Сообщается, что причиной аварии могла стать неполадка двигателя.

Второй за год стратегический бомбардировщик «Ту-95» разбился под Хабаровском. Всем семерым членам экипажа удалось покинуть самолет, однако двое при этом погибли. Следствие установило, что у самолета в ходе полета остановились три из четырех моторов.
2 августа во время авиашоу на полигоне «Дубровичи» в Рязанской области упал ударный вертолет «Ми-28» пилотажной группы «Беркут».
После падения машина загорелась. В результате происшествия один из членов экипажа погиб, второй сумел самостоятельно выбраться из вертолета, получив при этом травмы. Наиболее вероятной причиной аварии называлась неполадка гидравлической системы.
Наконец, 24 ноября на турецко-сирийской границе турецким перехватчиком был сбит бомбардировщик «Су-24». Его пилот был расстрелян с земли во время спуска на парашюте.
Это первая российская боевая потеря с 2008 года и третья гибель бомбардировщика этого типа за год.
Аварии
Между тем в течение 2015 года произошло шесть серьезных авиапроисшествий.
4 июня под Астраханью в районе полигона «Ашулук» разбился палубный учебно-боевой истребитель «МиГ-29КУБ». Пилоты катапультировались, получив ранения, однако оба остались живы.
В тот же день под Воронежем на аэродроме Бутурлиновка в результате аварийной посадки сильно пострадал фронтовой бомбардировщик «Су-34».
3 июля под Краснодаром разбился еще один МиГ-29. 17 июля при аварийной посадке на аэродроме Баландино под Челябинском сильно пострадал «Ан-12», у которого в ходе полета отказали три из четырех двигателей.
16 сентября на в районе Смоленска упал вертолет «Ми-24», полностью разрушившись при падении, 30 октября на Дальнем Востоке, возвращаясь на авиабазу на Камчатке, разбился «МиГ-31».
Статистика
С 2010 по 2014 год включительно в России произошло более 25 авиапроисшествий, в результате которых были потеряны воздушные суда.

По различным данным, за этот период было потеряно по разным причинам от 25 до 30 самолетов и вертолетов, 10 человек погибли.
Это означает, что Россия теряла одно воздушное судно в 2−2,4 месяца.
Согласно статистике 2015 года, за 12 месяцев КВС потеряли 12 самолетов, то есть по одному самолету в месяц.
В 2015 году американцы в результате авиационных происшествий потеряли столько же летательных аппаратов. Погибли более 20 человек.
Абсолютные и условные показатели
В ежегодном отчете Министерства обороны России говорится, что в 2015 году налет экипажей ВКС в среднем увеличился на 10 процентов.
Военный эксперт Виктор Мураховский связывает участившиеся аварии с тем, что пилоты в России стали больше летать.
«Сейчас у нас тактическая и оперативно-тактическая авиация вышла на налет 110−120 часов в год. Армейская авиация, вертолетчики — несколько больше, военно-транспортная авиация — порядка 150−160 часов. Стратегическая авиация несколько меньше — около 100 часов. Сейчас это составляет примерно 85−90 процентов от налета в американской авиации», — сказал эксперт в интервью Би-би-си.
У России военных самолетов меньше, чем у США. Точное их число остается в секрете, но, по разным данным, США имеют значительный перевес в боевой авиации.

По данным сайта Globalfirepower.com, истребителей всех типов в России более 750 штук (по другим источникам — до 900), плюс примерно 400 единиц фронтовых бомбардировщиков, функции которых в США выполняют истребители-бомбардировщики.
Тот же сайт сообщает, что в США в составе ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты и национальной гвардии более 2200 истребителей. Соотношение ударных вертолетов — 920 к 462.
Устаревшая техника?
Два из разбившихся в результате аварий, а не боевых действий, российских самолета — фронтовые бомбардировщики «Су-24».
Этот самолет, принятый на вооружение в середине 70-х годов прошлого века, остается основной боевой машиной этого класса в российских ВКС. За время их эксплуатации разбились несколько десятков «Су-24» различных модификаций.
Это один из самых аварийных самолетов, и в настоящее время ему на смену приходит многофункциональный истребитель-бомбардировщик «Су-34» (этот самолет также фигурирует в списке авиапроисшествий).
Правда, как считает Виктор Мураховский, аварийность «Су-24» может объясняться неудовлетворительным обслуживанием или плохой подготовкой самолетов к полету.
«Су-24″ достаточно надежная машина, если вовремя проводить все регламентные работы и качественное техническое обслуживание, особенно — предполетную подготовку», — сказал эксперт.