Мы продолжаем наш цикл материалов «Осколки империи». На этот раз направляемся в расположение 2-го дивизиона 403-го ракетного полка, где в советское время сначала базировались ракетные комплексы 8П63 с ракетой Р-12, а затем «Пионер» и «Тополь».
Когда-то наше государство было частью огромной империи. Территория БССР располагалась ближе всех к вероятному противнику, поэтому именно Белорусский военный округ был одним из крупнейших военных округов Вооруженных Сил СССР.
Здесь находилась самая передовая военная техника, оборудование, и было размещено ядерное оружие, призванное сдерживать страны по ту сторону «железного занавеса».
После распада Союза нашей стране в наследство осталось множество объектов времен холодной войны, большинство из которых было разграблено и пришло в запустение. 42.TUT.BY в своем новом проекте «Осколки империи» постарается раскрыть как можно больше тайн некогда секретных объектов, оставшихся от эпохи СССР.
403-й ракетный полк под Ружанами
На пассажирском сиденье автомобиля, следующего по направлению к Ружанам, блогер Egor Budgawl с навигатором прокладывает маршрут в расположение 403-го ракетного полка.
Во времена Речи Посполитой в Ружанах возвели костелы и прекрасный дворцовый ансамбль, в советские — хрущевки, подземные бункеры и ангары для ядерных ракет в близлежащих лесах.
Сегодня городской поселок утратил былую значимость, а его главная достопримечательность — резиденция древнего белорусского рода Сапег, которую дважды посещали короли и где хранилась государственная казна Великого княжества Литовского, — лежит в руинах.
Но наш путь лежит дальше — в расположение 403-го гвардейского ракетного Белостокского орденов Суворова и Кутузова полка, на вооружении которого стояли ракетные комплексы Р-12, затем «Пионер» и «Тополь».
Команда «на старт» ракетам с ядерной боевой частью любого из этих комплексов была бы началом последней войны в современной истории.
1. Брошенный дивизион
В Ружанах ракетчики появились в 1962 году, к этому времени для них были построены (или почти построены) 5 ДОСов (дома офицерского состава), как тогда их называли, — военный городок. Тогда же, судя по всему, и была возведена основная инфраструктура для размещения ракетных установок полка.
Структура 403 ракетного полка была следующая:
- 1-й дивизион располагался поближе к Ружанам;
- 2-й дивизион — дальше в сторону Пружан;
- узел связи (УС);
- группа регламента (ГР), дислоцировалась во 2-м дивизионе;
- батарея боевого обеспечения (ББО);
- автовзвод полка.
В течение ноября-декабря 2008 года группа МЧС, в состав которой входили мощные бульдозеры, экскаваторы, самосвалы и взрывотехники, в буквальном смысле слова захоронила остатки зданий и сооружений территории бывшего 1-го дивизиона. Затем они продолжили работу на территории 2-го дивизиона, но все уничтожить не смогли.
Ко 2-му дивизиону ведет съезд с асфальтовой дороги на ничем не примечательную лесную, которая изобилует рытвинами, ямами и прочими неровностями, о которых периодически жалобно сообщает подвеска.
Казалось бы, простой лес, но если присмотреться, в зарослях можно увидеть остовы бетонных сооружений неизвестного назначения. Порой создается впечатление, что весь лес буквально стоит на бетоне.
Внезапно лес обрывается, и мы выезжаем на открытое пространство, под колесами вместо мягкой земли — бетонные плиты, которые еще не успели вывезти отсюда хозяйственники и мародеры.
Свернув в расположение дивизиона, натыкаемся на огромный земляной холм, поросший кустарником. О том, что это человеческих рук дело, можно узнать только по разрушенным шахтам вентиляции. Перед нами — заброшенный командный пункт: два этажа, укрытых слоем бетона и заваленных землей.







Сам КП имеет овальную форму — так здание лучше противостоит воздействию ударной волны. Некогда заваленный вход расчищен, и можно без труда проникнуть внутрь. На стенах сохранилась краска, в помещениях сухо и даже есть розетки. Массивные герметичные двери, которые закрывали вход, наверняка были сданы на металлолом. На снимках ниже — помещения второго этажа.
![]() |
![]() |
После вывода ракет здесь временно был размещен вещевой склад, теперь помещение пустует, ну, или почти пустует — судя по найденной бутылке и одинокой женской туфле, здесь, возможно, кто-то проводил свидание.
![]() |
![]() |
Рядом с командным пунктом расположено бомбоубежище, вход в него пытались сломать, но тяжелые плиты не поддались вандалам. Ступеньки уходят вглубь на несколько метров, а дальше находится ряд однотипных убежищ длиной порядка 25−30 метров. Все скамейки разломаны, двери в большинстве сорваны с петель.






Раньше над каждым местом был нарисован номер — таким образом никто не толпился в случае тревоги: солдаты организованно занимали свои места, а командиры с легкостью могли вычислить отсутствующих.
А поводы для тревоги были: полк дважды приводился в повышенную боевую готовность. Первый раз в связи с событиями на Кубе (телеграфный сигнал ГШ ВС СССР «Боевая тревога» от 11 сентября 1962 года), второй раз — во время событий в Чехословакии 20 августа 1968 года.
Вся территория дивизиона изрыта канавами, некоторые довольно свежие — их выкопали мародеры в поисках ценного кабеля. Неподалеку от КП располагается химическая лаборатория — двигатели ракеты работали на азотнокислотном окислителе АК-27И (27%-ный раствор окислов азота в азотной кислоте) и горючем ТМ-185, в качестве пускового топлива применялась смесь ксилидина с триэтиламином. Всю эту химию необходимо было протестировать, прежде чем использовать.
Множество зданий было разобрано — на их месте осталась только пустая бетонка. Тем временем наше внимание привлекают два огромных холма, расположенных прямо перед лесом.
Покрытые травой и заросшие деревьями, они кажутся вполне естественными, и только поднявшись наверх и найдя люки, понимаем настоящее предназначение этих сооружений: перед нами огромные вкопанные в землю хранилища для мазута. Чтобы представить их масштаб, прошу Егора встать рядом с одним из них.
Неподалеку стоит еще одно заброшенное убежище, лавок в нем не наблюдается: их либо вынесли, либо просто перепрофилировали во время перевооружения.
Дело в том, что когда были сняты с дежурства ракеты Р-12, Р-14 и на их место пришел Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер», численность личного состава значительно сократилась. Например, если раньше дивизион насчитывал порядка 430 человек, то с новыми комплексами состав сократился до 123. Многие постройки стали не нужны и получили новое назначение.
![]() |
![]() |
Рядом расположена дизельная, топливо для которой хранилось в этих огромных баках. Среди останков телевизора, магнитофона и прочей техники натыкаемся на интересный предмет, похожий на пианино.





На самом деле — это импровизированный командный пульт, на который заводились все имевшиеся линии связи с подразделениями. Такие пульты собирались кустарно, порой у них была даже громкая связь.
2. В поисках радиации
Зимний день короток, а территория части — большая, поэтому меняем место дислокации поближе к хранилищам ядерных ракет. Первыми на глаза попадаются гаражи, где хранилась автомобильная техника дивизиона. Точнее, то, что от них осталось — обглоданные ветром и временем остовы свай.
Дальше расположены хранилища ядерных ракет и головных частей. За последние отвечала «бригада» РТБ в/ч 44 187 (регламентно-техническая бригада, иногда называют ротой транспортирования боеголовок), обособленная, практически полку не подчинялась, со своей казармой. Между собой их ракетчики называли «головастики».

Для запуска ракеты использовался специальный стартовый стол, к которому крепилось пусковое устройство, на него с помощью специальных креплений устанавливалась ракета. Время подготовки к пуску ракеты Р-12 — до 3 часов. «Пионеру» и «Тополю» на это требовались считанные минуты.
Возле пусковых столов дозиметр показывал нормальный радиационный фон — 0,15 микрозиверта. Поэтому перебрались ближе к хранилищам баллистических ракет — несколько огромных ангаров расположены на территории полка. Но и здесь все в норме — 0,10−0,15 микрозиверта.
Раньше в таких ангарах хранилось до 12 ракет Р-12, внутри поддерживалась температура от 8 до 25 градусов, чтобы техника не ржавела и не портилась.
Все меняется, когда мы подходим ближе к ангару, где хранились головные части ракет. Он основательно разобран, но здесь дозиметр оживает, показывая 0,25, затем 0,34 и наконец 0,41 микрозиверта (при норме 0,2). Однако зайти дальше в ангар нам не удается — его активно разбирают местные охотники за металлом, и они не очень-то рады гостям с камерой.





Белая «семерка», "фольксваген" Т4 и компания крепких парней вовсю разбирали ангар во время нашего визита, кто-то из них взял с собой ребенка — отчетливо был слышен детский голос, мальчишка играл внутри ангара, пока взрослые грузили железо.

Кстати, территория самого дивизиона тоже не отличается экологичностью. По решению Кабинета Министров Республики Беларусь
«На территории бывшей ракетной базы в количествах, значительно превышающих нормы, обнаружены: нафталин, аценафтен, фенантрен, бензапирен, тяжелые металлы.
Наблюдается повсеместное загрязнение почвенного покрова нефтепродуктами (до 8−10 метров), при этом концентрации достигают таких величин, при которых фиксируется возгорание почвенных образцов <…> в результате многолетнего функционирования военной (ракетной) базы в районе г. Ружаны Брестской области территория базы (почвенный покров и природные воды) оказалась загрязненной высокотоксичными веществами различного происхождения до экологически опасных уровней, использование как самой территории, так и инженерных объектов инфраструктуры базы непригодно для организации детского реабилитационно-оздоровительного центра и ему подобных учреждений".


Окончательно подразделение было расформировано 4 апреля 1995 года. 403 рп снят с боевого дежурства и выведен на территорию Российской Федерации, где расформирован. Часть личного состава попала в полки 4 ракетной Харбинской дивизии (в/ч 44 039, г. Чита). Боевая техника передана в арсеналы РВСН войсковых частей 56 653 и 25850.
А огромное войсковое хозяйство, на возведение которого были потрачены миллионы, осталось ненужным.
42.TUT.BY выражает благодарность за помощь в подготовке материала автору сайта «Ружаны стратегические» Александру Королеву (служил когда-то в Ружанах (1977−1979) на Р-12) и гвардии полковнику запаса Василию Макатерчику.
Читайте также: Секреты заброшенной ядерной шахты под Сморгонью: учебные ракеты тоже «летают»