107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  2. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  3. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  4. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  5. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  6. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  7. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  8. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  9. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  10. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  11. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  12. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  13. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  14. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  15. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  16. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  17. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  18. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  19. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  20. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  21. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  22. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  23. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  24. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  25. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  26. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  27. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  28. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  29. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  30. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?


Денис Алдохин,

Идея постройки танка на воздушной подушке появилась у советских специалистов еще в 30-х годах прошлого века. Такому танку были бы не страшны мины, заболоченная местность, его феноменальная проходимость позволяла бы наносить удары по противнику в самых неожиданных местах.

Фото: wikimedia.org
Эскизный рисунок «боевой машины пехоты» на воздушной подушке, разработанной в конструкторском бюро Левкова. 1937 год. Фото: wikimedia.org

«Земноводный подлетающий танк»

В 1937 году на Московском авиационном заводе был разработан проект, получивший название «Земноводный подлетающий танк».

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Корпус машины собирался из листов броневой стали толщиной 10−13 мм при помощи сварки, был обтекаемым и больше походил на обводы катера. Дополнительную стойкость бронелистам придавало их размещение под большим наклоном.

В качестве силовой установки использовались два авиационных двигателя МТ-25, выдававших в общем 1450 л. с. По замыслу автора проекта — инженера Владимира Левкова — этого должно было хватить, чтобы танк развивал скорость до 120 км/ч. При этом машина могла бы идти по любой поверхности. Вооружение же было скромным — один пулемет 7,62 мм ДТ.

Военные высоко оценили проект, был изготовлен макет, но дальше дело почему-то не пошло.

«Объект 760»

Не всегда конструкторские изыскания в области танков на воздушной подушке ограничивались макетами. В 1961 году специалисты Всероссийского научно-исследовательского института транспортного машиностроения и Челябинского тракторного завода спроектировали и построили танк на воздушной подушке, получивший название «Объект 760», в металле.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

Создатели танка не стали полностью отказываться от гусениц, а дополнили их вспомогательной камерой воздушной подушки.

Такое решение значительно улучшило проходимость: танк прекрасно себя чувствовал на таких труднопроходимых для бронетехники поверхностях, как мокрое торфяное болото, снежная целина, водная поверхность. Примечательно, что на рыхлом снегу после прохождения танка след оставался только в виде примятого верхнего слоя.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

Танк был способен развивать скорость до 45 км/ч. Удельное давление на грунт составляло порядка 0,033 кг/см. Это делало «Объект 760» недосягаемым для противотанковых мин, а противопехотные срабатывали только в отдельных случаях и причинить какой-либо вред не могли.

Танк был защищен легкой противопульной броней. Экипаж машины состоял из трех человек, располагавшихся под прозрачными колпаками полукруглой формы.

Вооружение — гладкоствольная 73-мм пушка 2А28 «Гром» — устанавливалась в башне кругового вращения. Во время испытания на танке был закреплен макет башни с орудием.

По результатам испытаний на базе «Объекта 760» был создан проект БРДМ-ВПК.

БРДМ-ВПК («Объект 761»)

«Объект 761» классифицировался как легкий плавающий танк или бронированная разведывательно-дозорная машина. БРДМ-ВПК должна была иметь бронированный корпус, способный защитить экипаж от пуль и осколков. Экипаж — всего два человека: механик-водитель и командир, выполнявший одновременно роль стрелка.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Ходовая часть была аналогичной «Объекту 760» — основной гусеничный двигатель и вспомогательная камера воздушной подушки. Подобное сочетание обеспечивало полную неуязвимость от контактных противотанковых мин. Два вспомогательных нагнетателя располагались в средней части корпуса.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

БРДМ-ВПК была вооружена пулеметом и противотанковым ракетным комплексом, который монтировался на башне. В металле машина реализована не была.

БРДМ-ВПС

Еще более интересный образец, который, к сожалению, не вышел из стадии проектирования. БРДМ-ВПС представлял собой смесь плавающего танка, БРДМ и БМП. Экипаж — два человека, и машина могла взять на борт еще четырех десантников в полном боевом снаряжении.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Погрузка и высадка бойцов осуществлялась через четыре прямоугольных люка в крыше корпуса. Для десантников в бортах БРДМ-ВПС были предусмотрены амбразуры, чтобы солдаты могли вести огонь из личного вооружения. Сама бронемашина оснащалась пулеметом, установленным в башне.

Корпус имел сложную дискообразную форму, которая была обусловлена использованием в БРДМ-ВПС принципа сопловой воздушной подушки.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Благодаря рациональным углам наклона броня машины обеспечивала надежную защиту от пуль и осколков.

Командир выполнял одновременно роль стрелка, и у каждого члена экипажа была своя башенка. Для движения по воде БРДМ-ВПС должна была оснащаться двумя гребными винтами.

«Объект 8М-906»

В середине 1960-х годов на базе серийного плавающего танка ПТ-76 был создан легкий танк «Объект 8М-906». Информации об этой уникальной машине крайне мало, известно, что она весила на 500 кг меньше базового танка (вес ПТ-76 около 14 тонн) и оснащалась воздушной подушкой соплового типа (воздух от нагнетателя направляется в сопло, выполненное по всему периметру днища. Выходя из сопла, воздух образует завесу, ограждающую зону повышенного давления под корпусом).

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Выбор сопловой подушки был продиктован тем, что такая конструкция обеспечивала большую высоту парения и была менее чувствительна к изменению центровки.

Несмотря на то, что все эти проекты не пошли в жизнь, техника на воздушной подушке прижилась у военных. Так, десантные корабли на воздушной подушке позволяют высаживать людей и технику в местах, недоступных для обычных судов.

Фото: udayton.edu
Фото: udayton.edu

Например, американский десантный катер типа LCAC способен доставить на берег не только полезный груз и пехотинцев, но и целый танк M1 Abrams. А в СССР был построен десантный корабль проекта 12 322 «Зубр» — самое большое судно на воздушной подушке в мире.

Читайте также: Поле боя. БМД-4М — броня для «крылатой пехоты»

-33%
-50%
-20%
-10%
-25%
-15%
-49%
-50%