• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
реклама

Вспоминаем историю рингтонов: от набора мелодии кодами до реалтонов, "Бумера" и Crazy Frog


Аркадий Мессерер,

Партнер проекта

Рингтон не только привлекает внимание других людей и ласкает слух обладателя телефона, но и в какой-то мере отражает его характер и привычки — совсем как класс и цвет машины, длина юбки или любимые блюда. Об истории развития рингтонов — от простых звуков и «зашитых» в телефоны мелодий до полифонии и реалтонов — читайте в новом выпуске проекта 42.TUT.BY «Мобильная эволюция».

В цикле «Мобильная эволюция» мы вспоминаем о том, как менялись сотовые телефоны с середины прошлого века до сегодняшних дней. Мы расскажем, как эволюционировал дизайн гаджетов, их камеры, экраны, беспроводные модули и время автономной работы.

Восток или Запад

Рингтоны появились одновременно на Востоке и Западе. Одни полагают, что моду на эти звуки задал японский оператор NTT DoCoMo, вторые считают зачинательницей финскую Nokia.

В любом случае предшественниками рингтонов выступают пейджеры с «зашитыми» сигналами вызова: такие устройства появились в Японии в 1994 году.

Итак, в мае 1996 года NTT DoCoMo начала продажи мобильного телефона Digital Mova N103 Hyper авторства NEC, в котором впервые были предустановлены монофонические рингтоны в MIDI-формате, воспроизводимые звуковым чипом Citizen.

NEC Digital Mova N103 Hyper, первый в мире мобильник с рингтонами. Изображение: aleado.com

Чуть позже, в сентябре того же года, оператор IDO (сейчас KDDI au) предложил Digital Minimo D319, изготовленный Denso: впервые можно было самостоятельно вводить любые мелодии во встроенном редакторе рингтонов.

Когда в декабре 1997-го на прилавках появилась книга Kētai Chakumero Do-Re-Mi Book, популярно рассказывающая, как из песни сделать рингтон, феномен последних взлетел на космическую высоту.

Ну а руководство, проданное числом 3,5 млн экземпляров, заняло девятую строчку в рейтинге книжных бестселлеров Японии в 1998 году.

Сигнал вызова Motorola DynaTac 8000X, первого в истории портативного мобильника, неотличим от такового в стационарных телефонах:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Попутно в 1997 году токийская Astel открыла торговлю загружаемыми на телефоны рингтонами, в 1998-м присоединилась J-Phone (сейчас SoftBank).

В общем и целом рингтоны начали быстро распространяться на восточноазиатском рынке, причем как легально, так и нет. К примеру, мелкие магазинчики Гонконга предлагали пиратские рингтоны по 10 долларов за 15-секундую звукозапись.

Nokia 2110, первый на Западе телефон с рингтонами. Изображение: zoznam.sk

Возвышение Nokia на мировом рынке мобильных телефонов по существу совпало с выпуском в 1994 году модели 2110, которая представила миру 13-нотную мелодию, взятую из композиции Gran Vals авторства испанского гитариста Франсиско Таррега, написавшего ее в 1902-м.

Начальные такты гитарного рифа Gran Vals
Нотная запись Nokia Tune

Рингтон, будучи одним среди множества предустановленных, проходил под названием Type 7. Это уже позже он получил имя Nokia Tune, ставшее культовым:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Фирменный рингтон Nokia, как было оценено в январе 2010 года, звучал ежедневно 1,8 млрд раз, или 20 тыс. раз в секунду.

Монофония, полифония и реалтоны

Самый простой тип рингтонов — монофонический: ноты воспроизводятся последовательно по одной за раз.

Примитивность их звучания такова, что рождается вопрос: как вообще столь скудным по богатству музыкальной составляющей записям удалось обрести небывалую популярность?

Для оформления монофонических рингтонов применяется совсем несложная нотация. Так, в случае телефонов Nokia это язык Ring Tone Text Transfer Language (RTTTL), согласно спецификациям которого создается текстовая строка, описывающая звучание.

Строка состоит из трех секций: название мелодии, параметры по умолчанию (тактовый размер, исходная октава, ритм), последовательность нот. К примеру, начало Пятой симфонии Бетховена выглядит на RTTTL-языке следующим образом:

5thSymphony:d=16, o=S, b=100: g, g, g, 4d#, 4p, f, f, f, 4d, 4p, g, g, g, d#, g#, g#, g#, g, d#6, d#6, d#6, 4c6, 8p, g, g, g, d, g#, g#, g#, g, f6, f6, f6, 4d6, 8p, g6, g6, f6, 4d#6, 8p, g6, g6, f6, 4d#6

Нотный вид таков:

Ну а звучит она так:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Более насыщенным является язык записи монорингтонов iMelody, созданный Ассоциацией передачи данных в инфракрасном диапазоне (Infrared Data Association, iRDA) и адаптированный для использования в телефонах Ericsson, Motorola и Siemens.

Можно говорить о первой попытке реализации отраслевого кросс-платформенного рингтонного формата. iMelody обогащен диезами и бемолями, широким диапазоном ритма и октав, настройкой громкости каждой ноты, поддержкой вибрации, подсветки дисплея и светодиодов мобильника.

Вот как это выглядело:

BEGIN: IMELODY VERSION: 1.2 FORMAT: CLASSl. O NAME: 5thSymphony COMPOSER: Beethoven BEAT: 100 STYLE: S1 VOLUME: V9 MELODY: *5g4 *5g4 *5g4 *5&e2r2 *5f4 *5f4 *5f4 *5d2r2V6 *5g4 *5g4 *5g4 *5&e4 *6&a4 *6&a4 *6&a4 *5g4 *6&e4 *6&e4 *6&e4 *6c2r4 *5g4 *5g4 *5g4 *5d4 *6&a4 *6&a4 *6&a4 *5g4 *6f4 *6f4 *6f4 *6d2r4 *6g4 *6g4 *6f4 *6&e2r4 *6g4 *6g4 *6f4 *6&e2 END: IMELODY

При должном искусстве и наличии телефона, который способен воспроизводить короткие ноты, можно создавать псевдополифонические рингтоны. Однако трудозатраты оказывались несоразмерными итоговому выхлопу:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

А вы застали время набора мелодий кодами?

Под полифонией понимается многоголосие, когда одновременно звучат несколько нот. В процесс вовлекается относительно сложный синтезатор, встроенный в телефон, плюс один из вариантов протокола MIDI.

История полифонических рингтонов берет начало в августе 1999 года, когда японский провайдер Astel предложил трехголосные музыкальные вызовы. Настоящий же прорыв случился с появлением в сентябре того же года чипа Yamaha MA-l, способного к обработке и выводу четырехголосного 128-тембрального звука.

Эта микросхема обращалась к алгоритмам FM-синтеза — частотной модуляции, отлично себя зарекомендовавшей в культовом синтезаторе Yamaha DX-7. Развитие продолжалось, и в июне 2000-го был выпущен 16-голосый чип Yamaha MA-2, через год — 40-голосый MA-3.

Hello, Moto! Полифония даже позволяла имитировать человеческую речь:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Использовался особый формат мультимедийных файлов Yamaha Synthetic Music Mobile Application Format (SMAF, или MMF), объединяющий FM-данные, MIDI, семплы, волны и прочее. Любопытно, MMF-файл мог содержать текст и графическую информацию, что востребовано в случае караоке.

Полифония стала одной из «фишек» корейских телефонов того времени. Вот, к примеру, варианты рингтонов популярного в свое время Samsung SGH-C100:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

В Европе к 2000 году в продаже находилось совсем немного моделей телефонов с поддержкой полифонии: в основном то были мобильники из Японии вроде Panasonic GD92. Производители, как правило, обходили полифонические рингтоны стороной, не желая сталкиваться с ростом себестоимости устройств из-за дорогостоящих чипов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Все изменилось благодаря музыканту Томасу Робертсону (Thomas Robertson, или Thomas Dolby) и его компании Headspace, позже переименованной в Beatnik.

В конце 2001 года фирма выпустила полностью программный звуковой синтезатор mini-Beatnik Audio Engine (mBAE), не требовавший специального оборудования.

Вот такие варианты рингтонов были у LG G1800:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Был также подготовлен масштабируемый аудиоформат Scalable Polyphony MIDI, или SP-MIDI: качество звучания меняется в зависимости от особенностей оборудования, которым располагает телефон. В 2002-м наступил настоящий бум SP-MIDI.

Полифония Siemens S55 громкая и четкая:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Когда в 2000 году Samsung SPH-M100 UpRoar и Siemens SL45 заявили о себе как первые в мире телефоны со встроенным MP3-проигрывателем, их рингтоны все равно оставались неполноценными. Наличие MP3-плеера не предполагало, что сигналы вызова могут быть целиком музыкальными.

Samsung SPH-M100 UpRoar

Одна из самых популярных мелодий этого периода в наших краях (из кинофильма «Бумер»):

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Если в ноябре 2000 года, согласно оценкам NPD Group, только 9,2% всех мобильных телефонов располагали поддержкой полифонических рингтонов, через три года их число выросло до 66,1%.

Лишь в конце 2002 в телефонах начала появляться поддержка реалтонов — рингтонов, являющихся фактическим аналогом музыки, записанной в цифровом виде, например, в формате MP3 или AAC.

В декабре того года японский сотовый оператор KDDI au организовал через службу EZchakuuta дистанционную доставку реалтонов.

Реалтоны свели на нет необходимость равно как в монофонических, так и полифонических рингтонах. На примере эволюции знаменитого рингтона Nokia Tune становится понятным, что только музыкально насыщенные реалтоны способны привлечь:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Рингтонные страсти

«Это было утро вторника марта 1998 года», — вспоминает Веса-Матти Паананен (Vesa-Matti Paananen), на тот момент 26-летний технический директор медийной Yorni Group. — Март в Финляндии ужасен — очень темно, холодно и дождливо. Я проснулся с жуткого похмелья после обилия водки с пивом.

Мой телефон зазвонил, и это был обычный звонок: динь-динь-динь-динь. Я подумал: «Господи, это нужно как-то изменить». И был уверен, что я не единственный человек на планете, который этого хочет.

Затем оказалось, что у ребят из Nokia уже есть необходимые технологии для того, чтобы это проделать. И мы начали планирование. Что будет представлять собой данный сервис? Кто может быть композитором? Я обратился в Radiolinja (ведущая телекоммуникационная компания Финляндии) с вопросом, нужен ли им подобный сервис. На уговоры ушло целых полгода. Срок окупаемости не превышал двух месяцев. К 2002 году 30% всех SMS в Европе — это заказы рингтонов. Но в 1998 году подобной ситуации никто не мог себе даже представить".

Празднование 20-летнего юбилея самого знаменитого в мире рингтона:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

В итоге был запущен сервис Jukeboksi, который доставлял рингтоны на телефоны посредством протокола коротких сообщений SMS — точнее за счет фирменной надстройки Nokia Smart Messaging. Служба пополняла библиотеку рингтонов как самостоятельно, так и усилиями пользователей, желающих творчески себя проявить.

Чуть позже Паананен, будучи сторонником идеи свободного программного обеспечения, выпустил бесплатную утилиту Harmonium для программирования монофонических SMS-рингтонов.

Ее подхватили энтузиасты, предприниматели, агрегаторы мультимедийного контента. Если бы тот финн имел другой склад ума, он однозначно стал бы миллиардером.

А вот как выглядела «Телесимфония». Зрители-участники получали определенный рингтон на телефон, который включался в заданном месте музыкальной партии:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Так, британский студент Джеймс Винсор (James Winsoar) в июле 1999 года приступил к созданию новых рингтонов (по цене 5−6 фунтов стерлингов за штуку), впоследствии распространявшихся автоматически (по 3 фунта). Его компания My Nokia позже была переименована в Phat Tonez в связи с расширением спектра производителей мобильников, поддерживающих загружаемые рингтоны.

А вот такое помните?

В 2000-х годах газеты и журналы кишели рекламой рингтонов и картинок для мобил. Изображение: lurkmore

Особую роль в продвижении рингтонов сыграл британец Энтони Стоунфилд (Anthony Stonefield), чья компания YourMobile настолько успешно вошла в этот бизнес, продавая по 4,5 млн звукозаписей за квартал, что вошла в судебное противостояние с EMI, которой пришлось по итогам заплатить 45 млн долларов отступных.

Феномен Crazy Frog

В конце декабря 2010 года News Corporation, медийный конгломерат Руперта Мёрдока (Rupert Murdoch), избавился от Fox Mobile Group (FMG), продав ее Jesta Group. Новый владелец получил такие бренды, как Jamba!, Jamster, Mobizzo и Bitbop.

Считается, что сумма сделки оказалась сильно много меньше тех 388 млн долларов, которые News Corp. отдала в 2006-м за основной лейбл — Jamba!/ Jamster, прославившийся флагманским рингтонным продуктом Crazy Frog (от англ. «безумный лягушонок»).

Феномен Crazy Frog, повлиявший не только на экономику рингтонов, но и культуру, настолько удивителен, что достоин отдельного рассказа. История началась в 1997 году, когда шведский подросток Даниель Мальмедаль (Daniel Malmedahl) сымитировал голосом звук двухтактного двигателя мопеда.

Приблизительный «текст» мопедного звука

Соответствующий MP3-файл начал циркулировать на интернет-просторах, причем, как правило, вкупе с изображениями.

К примеру, в 2001-м фотография гоночного автомобиля с искомым звуком называлась «Тест на психоз»: насколько долго можно смотреть на картинку, слушать звучание и не смеяться.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

В 2002—2003 годах Эрик Вернквист (Erik Wernquist), шведский театральный актер и художник-мультипликатор, обнаружил запись и создал видеоряд под названием The Annoying Thing (англ. «раздражающая штука») с лягушонком в главной роли.

Позже он вышел на автора оригинального звука, и партнеры лицензировали уже совместное творение Jamster и другим компаниям, желающим использовать его в качестве рекламы рингтонов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Решающий момент настал в начале 2005 года, когда Хенниг Райт (Henning Reith) и Райнхард Райт (Reinhard Raith), участники группы Bass Bumpers, выпустили попурри, смешав Crazy Frog с хитом Axel F Харольда Фальтермайера (Harold Faltermeyer) из саундтрека к фильму «Полицейский из Беверли-Хиллз».

К маю сингл собрал 10 млн фунтов, превзойдя продажи Coldplay и Oasis. Попутно Вернквист подготовил видеоролик, в котором сумасшедшего лягушонка преследует охотник за головами.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

В общем и целом к 2006 году нарисовался настоящий бум вокруг сумасшедшего лягушонка: компакт-диски, игрушки и куклы, видеоигры, настольные развлечения, одежда и аксессуары, брелоки, рюкзаки и пр.

Маримба!

Когда Apple разрабатывала самый первый iPhone, витала идея предоставить пользователям возможность создания собственных рингтонов из приобретенной в iTunes музыки.

Увы, от нее пришлось отказаться, так как, с одной стороны, звукозаписывающие лейблы могли подать в суд по причине шаткости музыкального законодательства, а с другой, сотовые операторы, с которыми Apple должна была дружить, лишились бы части прибыли от торговли рингтонами.

Стив Джобс поставил задачу создать для iPhone набор из 25 мелодий, которые были бы не просто уникальными, но и качественными, легко узнаваемыми. Конечно, далеко не все из них (вроде лая собаки или кряканья утки) можно использовать как рингтон.

А вот действительно чудесный ремикс «Маримбы»:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Центральное место здесь занимает рингтон Marimba, названный по имени африканского ударного музыкального инструмента типа ксилофона.

Очевидно, к его воплощению приложил руку гений доктора Герхарда Ленгелинга (Gerhard Lengeling), работавшего на Apple в составе приобретенной в 2002 году немецкой Emagic.

«Маримба» сложен из всех факторов, определяющих высококачественный рингтон, таких как богатая тональность и совокупность гармонических и негармонических обертонов.

Составляющие идеального рингтона, нужные для его вычленения мозгом на фоне других звуков и шумов, согласно исследованиям Bell Labs: частота 2−4 КГц, динамический диапазон 96 дБ, тембральная амплитуда 3−5 с.

Фирменный сигнал вызова iPhone, относясь к уникальным, легко распознается среди прочих, и уже, признаться, изрядно надоел. К слову, не менее популярными оказались рингтоны «Ксилофон» и «Гитара».

Без вибро уже никуда

Прежде чем сходить с ума, создавая десятки рингтонов, следует подумать о другом варианте оповещений — режиме вибрации. Подобно черному костюму, актуальному во все времена, виброрежим является классическим, скромным и совсем не раздражающим людей вокруг.

В середине 1980-х годов вибрация появилась в пейджерах NTT, а в 1992-м вышел Motorola MicroTAC Ultra Lite, первый телефон с запатентованным вибромеханизмом VibraCall.

Позже механизмы вибрации совершенствовались (чего стоят хотя бы батарейки с вибромеханизмами). Теперь производители могут делать целые мелодии из вибрации и даже дают пользователю возможность регулировать ее уровень.

Механизм вибрации в Samsung Galaxy Note. Фото: telefon-service.ru

Сейчас, когда рингтоны в их классическом понимании исчезли из нашей жизни, вибрацией оснащается каждый мобильник без исключения.

Смерть рингтонов

Зародившаяся в конце 1990-х годов индустрия рингтонов появилась в форме мелких магазинчиков, торгующих монофоническими мелодиями. Затем пришел черед полифонического звучания, истребовавший создания новых рабочих мест с привлечением профессиональных музыкантов и композиторов.

К началу 2000-х рынок рингтонов оценивался в более чем миллиард долларов.

Многие компании, прежде зарабатывавшие на услугах секса по телефону, переключились на рингтоны как куда более прибыльный бизнес.

Переключение на реалтоны обратило на себя внимание крупных игроков звукозаписи, которые осознали перспективность извлечения денег из торговли нарезанными на отрывки песнями.

Все бы ничего, однако рост популярности пиратских рингтонов и их свободного обмена между владельцами телефонов, неверные подходы к ценообразованию и маржинальности, а также возмущение сообщества манипулятивными подходами подписных рингтонных служб оказали негативное влияние на рынок. Опять же мировой финансовый кризис 2008 года существенно сузил денежный поток.

После 2008 года рынок рингтонов исчезает на фоне роста популярности цифровых звукозаписей и альбомов, которые начиная с 2013-го демонстрируют спад в связи с усилением подписных и потоковых музыкальных служб, приступивших к восхождению в 2010 году. Изображение: RIAA

В цепочку рингтонной торговли хотели войти все. С одной стороны, желали обогатиться музыкальные издатели и звукозаписывающие лейблы, с другой — мечтали нажиться сотовые операторы и производители мобильных устройств, с третьей — искали свое место в этом бизнесе независимые поставщики контента.

Поделить, считай, один доллар на стольких, которым еще нужно договориться между собой, — задача нетривиальная.

И если золотой век рингтонов приходился на середину 2000-х годов, сейчас люди пользуются в основном предустановленными в телефоне мелодиями или, что чаще, переключают аппарат на вибрацию.

Рингтоны ушли в прошлое, уступив место загружаемым цифровым аудиозаписям и подписным службам потоковой музыки.

А вы до сих пор загружаете любимые рингтоны в смартфоны или пользуетесь стандартными/вибро? Напишите нам в комментариях!

Читайте также:

Мобильная эволюция. Дизайн, часть 1: от "чемоданов" и "кирпичей" к флипам и раскладушкам

Мобильная эволюция. Дизайн, часть 2: от слайдеров и ротаторов до моноблоков

Мобильная эволюция. Дизайн, часть 3: самые необычные и экзотические телефоны в истории

От нескольких часов работы до суперавтономности. Вспоминаем, как менялись батарейки в мобильниках

Смартфоны Samsung Galaxy соединяют технологии, подчеркивающие индивидуальность своих пользователей.

Флагманские смартфоны Galaxy S6|S6 edge обладают инновационным дизайном, понятным интерфейсом, мощностью процессора и высокой производительностью.

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY