/

42.TUT.BY продолжает изучать старую рекламу сотовых операторов и вспоминает, какими объявлениями привлекали абонентов 15−20 лет назад. Мы уже рассказали, как «БелСел» предлагал купить трубки всего за 1800 долларов и как velcom брал 100 долларов за «тестирование телефона». Сегодня на очереди — знаменитые «рекламные войны» сотовых операторов начала-середины 2000-х.

Снижение тарифов и межоператорская блокировка

Второй GSM-оператор Беларуси — МТС — начал оказывать услуги 27 июня 2002 года. Как уже не раз бывало, это событие не нашло отражения на страницах главной городской газеты — «Вечернего Минска». Зато на событие откликнулся velcom: с 30 июня снизил цены, скидка на звонки доходит до 15%.

Теперь подключение производится бесплатно, плата за тестирование отменена до января, а абонплата не взимается авансом. Минута разговора на тарифном плане «Стандарт» стоит днем 235 рублей внутри сети и 290 рублей на другие сети, на «Бизнес+» — 160 и 220 рублей соответственно.

Чтобы вы могли сопоставить с сегодняшними ценами, напомним, что 1 доллар в июле 2002 года стоил 1800 рублей (сейчас — около 20 000).

Заметка про запуск второго оператора появляется лишь 8 июля 2002 года, спустя почти две недели после самого события. Там немало общих слов об инвестициях и перспективах, вкратце описываются тарифы. За первую неделю к оператору подключились 5 тысяч человек.

У граждан страны было немало причин, чтобы не подключаться на МТС. Одна из них — невозможность позвонить абонентам velcom, и наоборот!

Война операторов началась с самого первого дня. Правда, velcom разъяснял, что он ни при чем: это, мол, МТС никак не может вовремя направить обращение и не желает «подогнать» свой договор под действующее законодательство.

Проблема решилась лишь 12 августа, то есть спустя полтора месяца после запуска сети. К тому моменту velcom набрал 250 тысяч абонентов, а МТС — 9 тысяч.

Впрочем, проблема решилась лишь по голосовому трафику — а SMS абоненты разных операторов не могли отправлять друг другу еще несколько месяцев.

Забегая вперед, скажем, что в октябре того же 2002 года в газете на полполосы выйдет стенограмма прямой линии с гендиректором velcom Николаем Юшкевичем. Читатели затронут и вопрос интерконнекта. Директор пообещает, что ничего подобного в будущем не повторится.

Как говорится, запомните этот твит

Тем временем МТС предпочитал размещать в газетах не рекламу, а статьи и пресс-релизы, где, как и velcom, «мерился» числом инвестированных миллионов долларов и рассказывал, как хорошо станет в самое ближайшее время.

Местами журналисты пишут, как сказали бы современные форумные комментаторы, «толсто». Вот, например, в статье «Мобильная демократия» пишут: «В Беларуси пока всего лишь немногим более 2% населения пользуется мобильной связью. Связано это с тем, что в нашей стране компании, предоставляющие эти самые услуги — „БелСел“, МТС, velcom, — появились относительно недавно. Но все не так уж и плохо, особенно сейчас, когда в Беларуси начал работать второй оператор стандарта GSM — СООО „Мобильные ТелеСистемы“…»

«Местами тебя слышно»

В одной из статей, вышедших через месяц после запуска сети, читаем: «За прошедший месяц улучшилась связь в Сухарево, Малиновке, Уручье, Серебрянке, в районе Минского автозавода, в Чижовке, Курасовщине, Шабанах. К концу сентября общее количество базовых станций „МТС“ в белорусской столице и ее окрестностях достигнет семидесяти».

Низкое качество связи стало еще одной важной причиной, по которой люди не спешили подключаться к МТС. Появляются народные расшифровки аббревиатуры МТС — и «Местами тебя слышно», и «Мать твою, соедините», и другие.

Одна из белорусских команд КВН разыграла в то время сценку с примерно таким текстом:

В салоне связи.

— Дайте-ка мне карту покрытия. Хм… А что вот это у вас написано: «Советская, 9, квартира 5»?

— Там берет связь.

— А что — в квартире 6 уже не берет?

— Ну почему же? Выходите на балкон, перегибаетесь через ограду к балкону квартиры 5 и спокойно говорите…

После установления интерконнекта к velcom бросились подключаться еще быстрее. Когда МТС рапортовал о 10 тысячах подключенных абонентов (через месяц после начала работы), velcom подключал по 10 тысяч человек каждую неделю, и всего у них было уже 270 тысяч пользователей.

Тогда МТС работал только в Минске и лишь готовился прийти в Брест и Гродно. Velcom тем временем покрыл территорию, где проживало уже 86% городского населения страны.

Впрочем, и весь следующий, 2003 год у всех трех операторов будут сложности с покрытием автотрасс, и в пресс-релизах то и дело встречаются примерно такие показатели: «покрытие трассы Брест — Минск — Орша составляет 54%». Это значит, что связь могла обрываться чуть ли не ежеминутно.

Какое-то время операторы обменивались через прессу своими победными реляциями: столько-то новых абонентов, столько-то новых базовых станций, улучшилось качество связи в таких-то районах и т.п. Причем на количество абонентов упирал, конечно, velcom: 28 августа — 275 тысяч, 17 сентября — 300 тысяч, 4 октября — 315 тысяч, 29 ноября — 370 тысяч, 30 декабря — 403 тысячи абонентов.

Мешала поминутная тарификация

МТС такими темпами похвастаться не мог, его скорость подключения отставала в 8−9 раз. Еще одна из причин тому — поминутная тарификация звонков, в то время как у ближайшего конкурента разговоры тарифицировались по 12 секунд. Конечно, первый GSM-оператор страны не мог не «подколоть» оппонента на эту тему.

В 2011-м британские ученые рассчитают, что идеальная продолжительность телефонного звонка — 9 минут 36 секунд. А в октябре 2002-го средняя продолжительность звонка среди абонентов velcom — 40 секунд, звонки же длительностью более минуты составляют не более 7% от общего числа звонков.

«Это важная деталь, поскольку большинство новых абонентов просчитывают не абстрактную стоимость минуты разговора, а суммы своих будущих счетов за мобильную связь», — говорилось в рекламной заметке.

Кроме того, у velcom была градация по стоимости минуты разговора в зависимости от времени суток: дороже всего — в будни с 9 до 21 часа, дешевле — в выходные, еще дешевле — в будни ночью.

У МТС же тогда не было ни временной градации, ни дробной тарификации, и внутрисетевой звонок стоил минимум 90 рублей за минуту, у velcom — 95 рублей на тарифе «Бизнес+» и 125 рублей на «Стандарте».

Но при поминутной тарификации абонент МТС даже за самый короткий звонок заплатит все равно 90 рублей, а абонент velcom мог уложиться и в 19 рублей ночью. Напомним, что при курсе доллара примерно в 1800 рублей абоненту МТС 1 доллара хватило бы максимум на 20 разговоров, а абоненту velcom — на 95!

Надо было что-то менять

Становилось очевидным, что компания недополучает абонентов в том числе и из-за «поминутки». И надо было что-то менять.

С 7 октября на тарифном плане «Деловой» тарификация стала посекундной после первой минуты разговора (на «Рациональном» так и осталась поминутной). 10 октября (красивая дата: 10.10) МТС запустил новый тарифный план «Десятка» с тарификацией всего по 10 секунд (еще меньше, чем у velcom), а 28 октября — тарифный план «Санни» с льготной тарификацией ночью (с 20 до 8 часов) и «Любимым номером».

Таким образом, буквально за три недели МТС увеличил число тарифных планов вдвое: с двух до четырех, — и предложил абоненту возможность выбирать режимы тарификации.

Тогда же МТС вводит услугу «Обещанный платеж», а velcom начинает закрытое тестирование GPRS (скорости — аж до 48 кб/сек!). С февраля начнется бесплатный тест среди абонентов.

Так совпало, что незадолго до выхода этой статьи МТС решил вернуть поминутную тарификацию на всех тарифах, как это было в далеком 2002 году.

«Переходим вместе»

С 26 ноября 2002 года начинается новый виток операторских войн: МТС объявляет акцию «Переходим вместе!» и снижает стоимость внутрисетевого звонка с 90 до 30 рублей (на «любимый номер» — до 25 рублей) вплоть до конца марта 2003-го.

Акция должна была стимулировать массовый переход абонентов velcom — с дешевыми внутрисетевыми звонками было действительно выгодно «переходить вместе».

velcom на это откликается рекламой в печати и на радио со слоганом «Что останется весной от сезонных обещаний?» И тут же говорилось: «velcom не отбирает подарки!». С 1 декабря его тарифы снижаются бессрочно.

Реклама на радио была примерно такого содержания: приходит на Новый год к Васе Дед Мороз, вручает подарок и говорит: «Только не забудь весной вернуть», — понятно, это аллюзия на акцию МТС.

Рекламные заметки обоих операторов по-прежнему неумело маскируются под независимые журналистские эссе. Вот выдержки из статей про снижение «велкомом» тарифов:

«С чем связаны столь радикальные изменения в тарификации? Отнюдь не с банальной конкуренцией между операторами. Политика velcom направлена не на перетягивание абонентов, а на то, чтобы все больше белорусов получили доступ к мобильной связи».

«Что предложат абоненту завтра? Еще пяток базовых станций или что-то более серьезное, например, связь в метро, растущее покрытие и самые современные услуги, такие, как GPRS? И главное, сразу выбрасывать деньги за минуту разговора или благодаря 12-секундной тарификации без всяких ограничений пользоваться возможностью регулировать и выбирать, сколько платить за мобильную связь?»

«Абонентам мобильной связи нужны не банальные временно-рекламные акции, а кардинальное снижение тарифов, качественная и недорогая связь. И темпы роста абонентов у каждого из операторов показывают, кто лучше заботится об их кошельке и комфорте».

«Чем же грозят „сезонные скидки“, нетрудно догадаться, вспомнив не только чисто психологический момент, что тяжело возвращаться к старым тарифам, когда „разговоры без конца“ уже вошли в привычку».

В борьбу вступил «БелСел»

На стороне МТС в конце 2002 года были более гибкие тарифы и более низкие цены, на стороне velcom — лучшее покрытие и большая абонентская база.

В колонке тарифов velcom аббревиатура «ЧНН» обозначает будние дни с 9 до 21 часа (часы наибольшей нагрузки); «ОВ» — это «остальное время», а «НТ» — ночной тариф

Добавим, что расценки на звонки с домашних телефонов на сотовые были такими: на «БелСел» — 130 рублей за минуту, на МТС — 207 и на velcom — 232 рубля.

Неожиданно в рекламную войну операторов вмешался «БелСел» и с 1 декабря ввел услугу бесплатных звонков внутри сети (до этого минута внутрисетевого вызова обходилась в 80 рублей).

Лишь годы спустя нечто подобное появится у velcom (тариф «Privet Вам деньги!»), МТС («Абсолют») и life:) (сразу несколько тарифных планов, но при условии пополнения счета на определенную сумму).

Телефоны тоже дешевеют

С 14 по 31 декабря velcom предлагает купить телефоны со скидкой в 10-25%. В остальное время стоимость трубок такая:

  • Siemens A35 — 167 440 рублей (88 $)
  • Ericsson A3618s — 180 000 рублей (94 $)
  • Siemens A40 — 182 305 рублей (95 $)
  • Nokia 3310 — 230 525 рублей (121 $)
  • Nokia 3330 — 249 475 рублей (131 $)
  • Nokia 3410 — 300 000 рублей (157 $)
  • Nokia 3510 — 320 000 рублей (167 $)
  • Nokia 5210 — 370 000 рублей (194 $)
  • Nokia 6510 — 513 000 рублей (268 $)
  • Nokia 6310 — 600 000 рублей (314 $)

Во время этой акции телефоны по сниженным ценам купили 22 тысячи человек. Всего же за год число абонентов velcom выросло в 3,3 раза.

В январе 2003-го velcom тоже вводит услугу «любимый номер», причем сразу на всех (двух) тарифных планах. У МТС, как мы помним, «любимый номер» есть только на тарифе «Санни».


Февраль и март — время традиционных скидок и акций. Velcom опять распродает телефоны по сниженным ценам (правда, для этого надо подключить сразу два аппарата: для него и для нее), а 14 февраля все SMS для всех контрактных абонентов бесплатны.

С 10 по 16 февраля Nokia 3310 можно купить за 97 $, Nokia 3410 — за 133 $, Nokia 3510 — за 143 $, Nokia 5210 — за 169 $, Nokia 6510 — за 242 $, Nokia 6310 — за 286 $.

С 21 февраля цены на некоторые модели телефонов еще более снизились: Nokia 3510 стоит 109 $, Nokia 5210 — 140 $. Чуть позже, в марте, при подключении с 3 по 8 числа абоненты получали подарок в виде отсутствия абонплаты в течение месяца.

В Беларусь приходит Diallog

Между тем происходит важное, если не сказать — эпохальное событие: 6 февраля 2003 года оператор «БелСел» запускает сеть cdma2000 (IMT-MC-450). Пока что новая сеть действует под старым бело-синим названием (зелено-оранжевый бренд Diallog появится только летом).

И снова вдруг выяснилось, что абоненты — на этот раз «белселовцы» — не могут дозвониться абонентам «Велком», и наоборот.

Руководство «БелСел» утверждало, что это velcom заблокировал трафик, в velcom парировали, что это сам «БелСел» в одностороннем порядке расторг договор об интерконнекте, а вдобавок подал на СП «Мобильная цифровая связь» (ему принадлежит бренд velcom) судебный иск. Проблема, правда, решилась очень быстро — уже 12 февраля.

«Мобильный телефон студента»

Пока крупнейший на тот момент сотовый оператор выяснял отношения с оператором старейшим, самый молодой оператор ударил сильно и, как оказалось, надолго.

Как мы помним, МТСовская акция «Переходим вместе», запущенная в ноябре, обещала сниженные расценки на внутрисетевые звонки (25−30 рублей) только до 31 марта 2003 года. Март еще даже не наступил, а оператор объявил, что акция продлевается на всю весну и все лето.

Минимальный авансовый платеж при подключении у МТС с самого начала работы сети ниже, чем у velcom: 42 000 рублей против 60 000 рублей. А 10-секундная тарификация на ТП «Десятка» позволяла совершить телефонный звонок всего за 5 рублей. И поскольку такая картина обещала длиться еще с полгода, поток желающих подключиться сильно вырос.

Появляется новая расшифровка аббревиатуры: «МТС — мобильный телефон студента». Если еще буквально год назад студенты в общежитии покупали один пейджер на двоих-троих обитателей комнаты, то теперь каждый из них мог позволить себе мобильный телефон (не без помощи родителей, конечно).

В статьях про достижения оператора говорится, что МТС не стремится «урвать максимум средств с клиентов сразу» и что «адекватно отреагировать на предложения нового оператора никто из конкурентов не смог».

Очередным снижением тарифов и запуском нового плана velcom отреагирует лишь к лету, тогда же он запустит в коммерческую эксплуатацию пакетную передачу данных GPRS.

Сам МТС в годовщину своей работы запустит припейд-тариф «Джинс» с низким входным порогом, а «Белсел» выведет на рынок новую торговую марку Diallog и станет чуточку более активным.

Операторские войны с блокированием трафика в другие сети и высмеиванием акций друг друга поутихнут, конкуренция станет добросовестнее. До конца года общее число абонентов сотовой связи в стране превысит 1 миллион человек. Все это — тема нашей следующей статьи.

-12%
-20%
-15%
-23%
-10%
-10%
-99%
-20%
-50%
-30%