/

В прошлом веке вариант перерастания холодной войны в полномасштабный ядерный конфликт не казался таким уже невероятным, и обе стороны — СССР и США — готовились в том числе и к такому развитию событий.

Для артиллерийских орудий калибром 152 мм и выше разрабатывались ядерные снаряды, танки и бронетехника делались герметичными, оснащались системой создания избыточного давления и антирадиационным подбоем.

Фото: extremal-mechanics.org
Фото: extremal-mechanics.org

В таких условиях СССР понадобился тяжелый танк, способный действовать в условиях атомной войны: хорошо защищенный, умеющий преодолевать завалы и обладающий высокой огневой мощью, а также устойчивый к поражающим факторам ядерного взрыва. В этих условиях родился самый необычный проект бронированной машины — «Объект 279».

Через ядерные пустоши

Чтобы действовать на территории противника, подвергшейся ядерному удару, танку необходима была абсолютная проходимость — возможность пробираться сквозь завалы, воронки и радиоактивные болота. Для этого «Объект 279» оснастили уникальной ходовой частью — четыре гусеничных движителя были размещены под днищем корпуса.

Фото: pds.exblog.jp

Такая конструкция ходовой практически обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса. Она исключала посадку тяжелого танка на днище и позволяла преодолевать без труда вертикальные препятствия: противотанковые надолбы, ежи и прочее.

При этом удельное давление на грунт 60-тонной машины было всего 0,6 кГс/см², почти как у легкого танка.

Фото: cont.ws
Фото: cont.ws

Корпус «Объекта 279» был специальной эллипсоидной формы, которая, по замыслу создателей, должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной.

Н-образный 16-цилиндровый дизель ДГ-1000 с гидромеханической трансмиссией разгонял эту 60-тонную машину до 55 км/час.

305 мм брони и абсолютная неуязвимость

Корпус танка имел литую криволинейную форму и комплектовался тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.

Фото: 2.bp.blogspot.com
Фото: 2.bp.blogspot.com

Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни — 305 мм. Толщина бортовой брони, расположенной под наклоном 45 градусов, доходила до 182 мм.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Лобовая броня «Объекта 279» была неуязвима: отечественные 122-мм орудия и иностранные 90-мм не могли пробить ее при обстреле с любого ракурса, даже кумулятивными снарядами.

Интересно, но при таком уровне защиты «Объект 279» отличался малым забронированным объемом — 11,47 м³. Для сравнения: общий забронированный объем куда менее защищенного танка ИС-2 составлял 12,9 м³.

Ночной прицел и стабилизатор вооружения уже в 50-е годы

«Объект 279» отличался целым рядом инноваций: в башне была установлена 130-мм пушка с полуавтоматическим механизмом заряжания и механической боеукладкой, что существенно повышало скорострельность.

Фото: navigatorhobby.com
Фото: navigatorhobby.com

Работа заряжающего с полуавтоматом кассетного типа обеспечивала скорострельность в 4−7 выстрелов в минуту. При этом создатели танка работали и над полноценным автоматом заряжания, который бы позволил получить темп стрельбы в 10−15 выстр./мин.

Из-за плотной компоновки «Объект 279» боекомплект составлял всего 24 выстрела к пушке и 300 патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ.

Фото: navigatorhobby.com
Фото: navigatorhobby.com

Танк располагал продвинутыми на тот момент приборами прицеливания и наблюдения: стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, имеющим независимую стабилизацию, двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Гроза», ночным прицелом ТПН, объединенным с прибором ИК-подсветки Л-2 и полуавтоматической системой управления огнем. Многое из этого оборудования появилось на серийных советских танках только в 60-х годах.

Экипаж танка насчитывал четыре человека, три из которых — командир, заряжающий и наводчик — находились в башне, а механик-водитель — в передней части корпуса по центру.

Решением Хрущева

Испытания выявили большие потери мощности при движении по вязкому грунту, сложность обслуживания и ремонта в полевых условиях. Маневренность танка была также не на высоте — сопротивляемость повороту в 12 раз превышала показатели сходных по массе машин классической компоновки.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Однако окончательную точку в судьбе «Объекта 279» и других тяжелых танков поставил Хрущев, в итоге запретивший военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн. Поэтому серийного производства необычный гигант так и не увидел.

Читайте также: Бронеэкзотика: суперсамоходка для Гитлера

{banner_819}{banner_825}
-30%
-26%
-20%
-21%
-35%
-30%
-25%
-45%
-20%
-20%