• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  2. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  3. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  4. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  5. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  6. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  7. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  8. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  9. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  10. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  11. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  12. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  13. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  14. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  15. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  16. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  17. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  18. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  19. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  20. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  21. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  22. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  23. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  24. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  25. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  26. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  27. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  28. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  29. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  30. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино


/

Вторая мировая война стала настоящим полигоном для современных видов вооружения. Появились первые переносные зенитные ракетные комплексы, приборы ночного видения, баллистические ракеты (о них мы писали ранее).

Теперь же хотим поподробнее остановиться на беспилотниках. Ведь дроны — это не современное ноу-хау, они появились более 70 лет назад, но из-за несовершенства техники и того, что появились они к концу войны, заметной роли на полях сражения не сыграли.

Но факт остается фактом — уже во Вторую мировую войну существовало разделение беспилотников на ударные и разведывательные.

Фото: 1freewallpapers.com
Horten Ho 229, не успевший повоевать супербомбардировщик Третьего рейха. Фото: 1freewallpapers.com

Беспилотный разведчик As-292

Первоначально As-292 разрабатывался в качестве мишени для тренировок зенитчиков. Поэтому над конструкцией создатели Argus Motoren особо не заморачивались: трубчатый фюзеляж, полотняная обшивка и мотор мощностью три лошадиные силы. Правда, нужно отдать должное, самолет-мишень имел полноценный набор управляющих поверхностей: пара элеронов, рули высоты и направления.

Фото: airwar.ru
Фото: airwar.ru

Размах крыльев составлял 2,4 м, скорость — 70−80 км/ч, взлетная масса — 22−25 кг. Для разбега и взлета беспилотник имел трехточечное шасси с костыльным колесом.

Для управления использовалась самая простая автоматика — несколько пружин и тросиков, отвечающих за удержание курса. Свой первый полет самолет-мишень совершил 9 июня 1937 года.

Слишком дорогой для мишени

Однако зенитчиков такое положение дел не устроило — им было необходимо практиковаться в стрельбе по цели, совершающей противозенитные маневры.

Чтобы решить эту проблему, специалисты Argus Motoren оснастили свой беспилотник системой радиоуправления, на установку которой ушло почти два года. В итоге первый радиоуправляемый прототип As 292 с аппаратурой управления весом 3 кг поднялся в воздух только 14 мая 1939 года.

Фото: alternathistory.com
Фото: alternathistory.com

В Люфтваффе новинку оценили в буквальном смысле: практичные немцы посчитали, что стрелять по такому беспилотнику — дорогое удовольствие, и создателям As-292 пришлось срочно подыскивать своему детищу другую работу.

Выход был найден в создании на базе беспилотника разведчика. Грузоподъемности самолета как раз хватало для размещения фотокамеры. В октябре 1939 года беспилотник-разведчик совершил свой первый полет и даже провел аэрофотосъемку.

Фото: airwar.ru
Фото: airwar.ru

Одной из основных проблем, которую пришлось решать, стала посадка самолета без повреждения фотокамеры. Эту задачу инженеры решили просто: оператор выводил самолет в нужный район, например, возле себя или возле фотолаборатории, и отключал двигатель. После того, как беспилотник снижался до нужной высоты, по команде с земли выпускался парашют, на котором As 292 спускался на землю.

Оценив возможности новой машины, комиссия Рейхсминистерства авиации дала добро на производство этих машин для армии.

На службу в армию

Серийные экземпляры беспилотника-разведчика As 292 отличались наличием кожуха-обтекателя, закрывающего аппаратуру управления и фотокамеру, более мощным двигателем — 7 л/с, а также увеличившейся скоростью — до 100 км/ч.

Фото: airwar.ru
Фото: airwar.ru

Также As 292 получил вторую фотокамеру, несколько изменилась конструкция крепления шасси, а общий вес достиг 27 кг.

С началом войны фирма «Argus Motoren» оказалась загружена производством авиамоторов, поэтому к выпуску беспилотников смогла приступить только в 1942 году.

На выполнение заказа по As 292 ушло чуть менее года, после чего БПЛА поступили в войска. К сожалению, информация о боевом применении первых этих беспилотников затерялась в архивах.

Ударные БПЛА «Мистель»

В основе создания ударного беспилотника-камикадзе Mistel («Мистель») лежат идеи немецкого пилота-испытателя компании «Юнкерc» Зигфрида Гольцбауера, который еще до Второй мировой войны успел полетать на английском составном самолете «Майо» S-20/S-21 и доктора Фрица Штамера из исследовательского института DFS.

Фото: aviadejavu.ru
Short S.20 Mercury S.21 Maia. Фото: aviadejavu.ru

Первый предложил применять отслужившие свой срок самолеты в качестве носителей взрывчатки, второй разработал конструкцию подвески снарядов «Нискераск», в основе которой лежала та же возможность буксировки планера-снаряда.

Техническое задание на разработку прототипа было выдано Министерством авиации Германии институту DFS в начале 1943 года. Предполагалось создание прототипа сцепки беспилотного варианта бомбардировщика Ju 88А-4 и истребителя Мессершмитт Вf 109−4.

Под шифром «Бетховен»

Опытный образец получил название Mistel («Мистель»), а фирма «Юнкерс» — задание переоборудовать 15 Ju 88А в «Мистели». У проекта было еще одно кодовое название — «Бетховен».

Взлет «Мистеля» осуществлялся за счет работы двигателей обоих самолетов, после набора высоты 1,5−2 км мотор истребителя отключался.

Фото: warbirdphotographs.com
Фото: warbirdphotographs.com

Мотор самолета-носителя снова запускался только во время подлета к цели. В ходе атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасном расстоянии истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет летел на цель.

Для обучения пилотов — носителей дронов использовалась сцепка Bf 109F-4 и стандартного Ju 88А-4 (вместо самолета-снаряда), из кабины которого было убрано все носовое оборудование. При необходимости носовая часть снималась и на ее место крепился кумулятивный заряд весом 1725 кг, снабженный контактным взрывателем. Во время испытаний такой заряд легко пробивал бетонную стену толщиной два метра.

Фото: warbirdphotographs.com
Фото: warbirdphotographs.com

Испытания полностью снаряженных «Мистелей» прошли в ноябре 1943 — апреле 1944 года и были успешными. Дронам удалось потопить списанный французский боевой корабль «Оран».

Первый блин комом

В июне 1944 года первая эскадрилья «Мистелей» (пять единиц), получившая обозначение IV/KG. 101, под командованием капитана Хорста Рудата была переброшена во французский Дезиер.

Фото: warbirdphotographs.com
Фото: warbirdphotographs.com

Дебют выдался неудачным: «Мистель» встретился с английским истребителем, и Bf 109F-4 пришлось бросить сцепку и ретироваться.

Четыре оставшиеся самолета были использованы в ночь с 24 на 25 июня 1944 года — атаковали корабли союзников в устье Сены. Хотя все цели были поражены, ни одно судно не затонуло.

Удар по Москве, операция «Железный молот»

Германия отчаянно проигрывала войну, и ее руководство готово было применять самые безумные идеи. Так родился замысел операции под кодовым названием «Железный молот». Согласно замыслу сто «Мистелей» должны были нанести удар по военно-промышленным объектам СССР.

Фото: warbirdphotographs.com
Фото: warbirdphotographs.com

Одной из ключевых задач операции являлось выведение из строя точечными ударами беспилотных «юнкерсов» электростанций, питающих Москву.

Пилоты носителей дронов готовились по специальной программе на пяти аэродромах в районе Мерсебурга. Осуществлению планов нацистов помешало стремительное наступление Красной Армии.

Фото: warbirdphotographs.com

Поэтому пилотам в спешке выдали другое задание: эскадрилья II/KG.200 должна была бомбить речные переправы на Одере, Нейсе и Висле. «Мистели» вводились в бой разрозненными группами и не смогли добиться ощутимых успехов.

Достойно проявить себя «Мистелям» не позволила серьезная нехватка ресурсов у агонизирующего Третьего рейха, тотальное превосходство союзников в воздухе, малочисленность самих дронов.

Читайте также: Бронеэкзотика: огромные атомные самоходки СССР

-15%
-10%
-20%
-25%
-50%
-20%
-20%
-10%
-10%
0072641