/ /

24 июня 558 Авиационный ремонтный завод отметил 75-летие. Сегодня предприятие, расположенное в Барановичах, занимается не только ремонтом и модернизацией боевой авиационной техники, но и производит ряд конструктивных элементов для самых современных пассажирских самолетов, таких, как Sukhoi Superjet 100, самолет-амфибия "Бе-200" и новейший "Иркут МС-21".

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Граффити на стене одного из цехов предприятия. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Большая часть заказов — из-за рубежа

По словам директора предприятия Павла Пинигина, большая часть заказов для предприятия приходит из-за рубежа. В первую очередь это касается модернизации боевой авиации. Востребованы проекты повышения характеристик самолетов "МиГ-29", "Су-27" и других. Кроме того, здесь происходит белорусская модернизация вертолетов "Ми-8" ("Ми-17"), "Ми-24" ("Ми-35").

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Цех № 1, здесь проводится ремонт и модернизация планера авиационной техники. С самолетов и вертолетов перед ремонтом снимают все оборудование и конструктивные элементы, оставляя только каркас.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Здание цеха было построено еще в 60-х годах для ремонта баллистических ракет Р-12. С тех пор здесь сохранились рельсы.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Подготовленные к ремонту "МиГ-29". На белорусской версии модернизации этой машины — "МиГ-29БМ" — в марте 2005 года было установлено 15 мировых рекордов по времени набора высоты, максимальной скорости на замкнутом маршруте.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Знаменитый «крокодил» "Ми-24".
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Участок монтажа. Здесь отремонтированная техника принимает узнаваемый вид.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Боковые выпуклые стекла "Ми-24" — силикатные, небронированные.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Цех № 2, здесь проводится монтаж, доводка и наземные испытания авиационной техники. На фото — штурмовик "Су-25".

Например, белорусское усовершенствование вертолета "Ми-8МТ" до уровня "Ми-8МТКО" повысило его боевую эффективность и значительно расширило возможности по применению машины в плохих погодных условиях и темное время суток.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Тестирование обновленной кабины "Су-25" для Казахстана.

На прошедшей недавно выставке KADEX 2016 казахам очень понравился проект модернизации 558АРЗ штурмовика "Су-25", рассказал директор предприятия.

Белорусские специалисты автоматизировали большую часть процессов, необходимых для выполнения боевых задач, существенно облегчив работу летчика. Также было установлено новое оборудование, позволяющее существенно увеличить точность неуправляемых бомб и снарядов, а также применять новые типы вооружения.

Входит в топ-25 самых прибыльных компаний Беларуси

За пять лет, с 2011 по 2015 год, объем производства на предприятии вырос в 5,5 раза, а численность персонала — на 25%. Сегодня средняя зарплата по заводу составляет в эквиваленте около 500 долларов.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Значками самолетов обозначены страны, с которыми сотрудничает «558АРЗ». Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Выручка от реализации продукции в расчете на 1 работника достигла в 2015 году 936 млн рублей (51,2 тысячи долларов США).

По результатам за 2015 год чистая прибыль авиазавода составила 416 млрд рублей, рентабельность продаж — 27,2%. Предприятие входит в топ-25 самых прибыльных в Беларуси.

Интерес проявлял даже Airbus

Последние несколько лет «558АРЗ», по словам его директора, осваивает позиции на рынке гражданской авиации. Предприятие вошло в число поставщиков запасных частей, одобренных российской «Объединенной авиастроительной корпорацией».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Титановый гидроцилиндр для "Бе-200".

К примеру, белорусские детали будут стоять на новейшем российском ближне- и среднемагистральном пассажирском самолете "Иркут МС-21", который впервые был показан 8 июня этого года.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Одна из деталей для российского самолета "МС-21".

Для этого лайнера будут производиться части композитного крыла — одного из самых сложных элементов конструкции "МС-21". Доля композитов, используемых в крыле у "МС-21", выше, чем у Boeing 787 Dreamliner. Кроме того, «558АРЗ» включен в число поставщиков запчастей для другого российского пассажирского самолета — Sukhoi Superjet 100.

Одой из самых сложных задач для завода стало освоение производства титановых агрегатов для самолета-амфибии "Бе-200". На «558АРЗ» освоено производство 63 наименований таких изделий. Эти агрегаты, например, управляют открытием-закрытием створок, выпуском шасси и многими другими функциями.

Применение титана, из которого сделана большая часть фюзеляжа "Бе-200", обусловлено постоянным контактом самолета с водой и высокой степенью риска возникновения коррозии.

К продукции завода проявил внимание и такой гигант, как Airbus. Однако продвижение на европейский рынок, по словам Павла Пинигина, затрудняют опасения западных компаний в "утечке" к нам их передовых технологий.

3D-принтеры и современные компьютеры

Внутренние помещения «558АРЗ» не похожи на привычные заводские цеха — пыльные, со множеством рабочих в промасленных спецовках. Наоборот, здесь очень чисто, многие сотрудники ходят в легкой обуви, а все оборудование — компьютеризировано.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Компьютеризированный склад для инструментов.

Например, чтобы получить нужный инструмент, рабочему достаточно подойти к компьютеризированному складу и набрать номер соответствующего заказа.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Станок для изготовления инструментов.

Если какого-то инструмента нет на заводе, то он изготавливается на специальном станке, в электронной картотеке ему присваивается инвентарный номер, после чего он отправляется на склад.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Свежесозданный набор инструментов.

То же происходит и с необходимыми запчастями, которые печатаются на 3D-принтере.

«Есть детали, которые уже не выпускаются, и сделать их возможно только под заказ, сроки исполнения которого могут исчисляться месяцами, — рассказывает Павел Пинигин. — Поэтому покупка 3D-принтера экономически полностью оправдана. Мы можем сделать любой необходимый элемент конструкции и ни от кого не зависеть».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Первый 3D-принтер, купленный «558 АРЗ». Сейчас он стоит в цехе по изготовлению беспилотников.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Напечатанная крышка для картофелечистки МОК-400 (о ней читайте ниже).
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Такой стабилизатор с внутренними силовыми элементами спекается в 3D-принтере за 11 часов.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Формы для элементов конструкции беспилотников тоже напечатаны при помощи 3D-принтера.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Большинство запчастей для беспилотников изготавливаются из композитов: стекло- и углепластика.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Формы для выклейки корпуса и крыльев беспилотников.

Кстати, кроме авиационных элементов на 3D-принтере печатаются весьма необычные вещи. Так, на завод обратилось одно из местных учреждений, которому была необходима крышка на картофелечистку. Купить ее просто было негде, а кормить людей надо было.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Одним из самых дорогих на заводе является аппарат для гидроабразивной резки фирмы Flow. Он может разрезать детали и конструкции размерами 2×6 метров, с толщиной разрезаемого слоя до 300 мм. Такой установке под силу даже гранит. Сложное оборудование может разрезать водой с песком металл толщиной до 300 мм.

По словам главного инженера Андрея Тучина, режет этот аппарат гораздо аккуратнее плазмы, но для его работы нужен строго австралийский либо индийский песок.

Ангел-хранитель для самолета

Производству собственной авиатехники и сложного оборудования на предприятии уделяется немало внимания. Сейчас активно развивается направление беспилотной авиации, так востребованной в гражданском и военном секторе.

Специалистами «558АРЗ» разработаны беспилотные авиационные комплексы «Беркут-1» и «Беркут-2», которые могут проводить оптико-электронную разведку местности в дневное и ночное время. Аппаратура БПЛА «Беркут-2» позволяет применять его для целеуказания на поле боя, например, для новейшего белорусского РСЗО «Полонез», который недавно показали президенту.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Аппарат способен летать без системы спутниковой навигации благодаря оборудованию, разработанному компанией КВАНД ИС.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Прототип БПЛА под названием «1ЛА-150» (летающая лаборатория). Аппарат может нести различные виды оборудования, которые обеспечивают проведение фото- и видеосъемки, радиотехнической разведки.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Стартовая катапульта для запуска беспилотников.

Гораздо большими возможностями обладает беспилотный аппарат «Гриф-1». Помимо штатной аппаратуры БЛА может поднимать до 20 кг целевой нагрузки.

Кстати, на базе авиазавода создан авиационно-технический центр содержания и использования БАК. По словам Павла Пинигина, в центре будут оказывать услуги по предоставлению информации в интересах народного хозяйства:

«Не каждое сельхозпредприятие может позволить себе содержать собственных специалистов и беспилотник. Гораздо дешевле будет обратиться к нам. Также мы проводим сертификацию гражданских беспилотников, в том числе - приобретенных за границей».

Уровень специалистов «558АРЗ» позволяет не только модернизировать существующие, но и создавать собственные системы. К таковым, например, относится РЭБ «Сателлит-М», которую уже закупают ВВС нескольких стран азиатского региона.

Читайте также: МЗКТ рассекретил новейший белорусский броневик на Eurosatory-2016

{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-16%
-24%
-45%
-10%
-25%
-45%