Современные авианосцы — безумно дорогие и высокотехнологичные корабли, стоимость постройки которых исчисляется миллиардами долларов, а ежемесячные расходы на содержание — миллионами.

Обладая мощной ударной авиационной группой, эти морские левиафаны дают опору для проецирования военной мощи в любой точке океана. Построить такой корабль могут позволить себе далеко не все.
Даже такие страны, как Франция, обладающие развитой промышленной базой, порой отказываются от постройки авианосцев. Как это стало с многообещающим проектом а Porte-Avions 2, который был отклонен из-за огромных затрат, необходимых на его постройку.
Однако ряд других стран продолжает проектировать и строить такие корабли. 42.TUT.BY составил рейтинг перспективных авианосцев, которые в ближайшем будущем должны вступить в строй.
Япония: больше чем вертолетоносец
Формально Силы самообороны Японии не имеют на вооружении авианосцев. Но если присмотреться к новейшей серии вертолетоносцев типа «Идзумо», то все не так очевидно.

Так, полное водоизмещение второго корабля серии DDH184 «Кага» (вступит в строй в 2017 году) составляет 24,5 тысячи тонн (27 тысяч коротких тонн). Корабль имеет палубу и размеры, почти аналогичные авианосцам «Секаку» и «Дзуйкаку», принявших участие в налете на базу Пирл-Харбор ВМС США в 1941 году.
Военный журналист Шиничи Кийотани считает, что «в соответствии с международными стандартами этого класса кораблей тип «Идзумо» — это авианосец".

В частности, на этом корабле могут базироваться американские истребители F-35B с вертикальным взлетом и посадкой. Кстати, Япония уже заключила контракт на поставку истребителей F-35А, возможность приобретения В-версии не исключается.
Максимальная скорость вертолетоносца составит 30 узлов, «Кага» будет вооружен двумя ЗРК Phalanx и пусковыми установками ракет SeaRAM. Авиагруппа судна включает в себя семь вертолетов SH-60K и два MCM-101, последние используются для разминирования.
Китайский "клон"
Не так давно благодаря спутниковым снимкам с верфи в городе Далянь провинции Ляонин стало известно о строительстве китайцами нового авианосца.

Позже представитель Министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь рассказал, что проектирование и строительство нового авианосца ведутся собственными силами Китая. Водоизмещение корабля — порядка 50 тысяч тонн, а основу его авиагруппы составят истребители «Цзянь-15» (китайская копия советского опытного прототипа Су-33 — Т10К). Для взлета с авианосца самолеты будут использовать трамплин.

Авторитетное военное агентство Janes сообщает, что, судя по очертаниям корабля, он повторяет пока единственный китайский авианосец «Ляонин» советского проекта 1143.6 «Кречет», документация на который была выкуплена китайцами у Невского проектно-конструкторского бюро в 1990-х годах.
Кроме истребителей J-15, в состав авиагруппы входит два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.
Российский «Шторм»
Порядка 6,2 миллиарда долларов планирует потратить Россия на создание суперавианосца по проекту пр. 23000Е «Шторм».
Технические характеристики корабля следующие: водоизмещение порядка 90−100 тыс. т, длина — 330 метров, ширина — порядка 40 метров, осадка — около 11 метров. Авианосец сможет находиться в автономном плавании около 120 суток и выполнять боевые задачи при волнении моря до 6−7 баллов. Максимальная скорость корабля будет в районе 30 узлов, крейсерская — порядка 20 узлов.

В проекте заложена обычная силовая установка, но, по желанию заказчика, она может быть заменена на ядерную. Авианосная группа будет насчитывать 80−90 различных летательных аппаратов. Возможно, до 50 истребителей Т-50 ПАК ФА и МиГ-29К, а также самолетов ДРЛО и вертолетов типа Ка-27.
Авианосец будет оборудован двумя трамплинами и катапультой для разгона самолетов и получит подъемники двух типов: вертикального и качельного, это позволит существенно сэкономить место.
Электромагнитная катапульта уже проходит испытания в подмосковном Жуковском, а атомную силовую установку планируют испытать на перспективном эсминце типа «Лидер».
Возможность построить такой сложный корабль появится у России не раньше 2019 года, когда будет завершена модернизация производственных мощностей. Пока же «Шторм» остается лишь проектом.
Авианосец для королевы
Авианосец HMS «Queen Elizabeth», первый в серии, станет крупнейшим военным кораблем, из всех ранее построенных для ВМС Великобритании. Судно войдет в эксплуатацию в 2017 году, а боевой готовности достигнет к 2020 году.
Корабль рассчитан на базирование самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки (V/STOL).

Отказ от катапультного взлета лишает новый английский авианосец возможности принимать на борт самолеты радиолокационного дозора типа E-2 Hawkeye. В будущем это негативно скажется на боевых возможностях самолета, ведь вопрос с альтернативными авиационными средствами дальнего обнаружения пока не решен.
Вертолеты Sea King Mk 7, оснащенные выдвижным радаром, вскоре будут сняты с вооружения по выработке ресурса.

Авиакрыло корабля насчитывает 40 истребителей F-35 В, правда, первые британские машины этого типа поступят на вооружение только в 2023 году.
До этого на авианосце может базироваться группа самолетов КМП США, истребителями будут управлять как американские пилоты, так и британские летчики.
Не на пользу кораблю пошло и желание британского правительства сэкономить — боевой корабль лишился бортовой брони и бронированных переборок, что негативно отразилось на живучести судна.
Водоизмещение британского авианосца составляет 69 500 тонн. Длина — 284 метра, ширина — 73 метра, высота — 56 метров, осадка — 11 метров. Максимальная скорость хода — 25 узлов, автономность — 292 суток.
Самый дорогой корабль в мире
Затраты на строительство американского авианосца USS Gerald R. Ford в 12,8 млрд долларов делают его самым дорогим кораблем в истории. А еще это первое судно, при постройке которого применялось 3D-моделирование: инженеры могли «пройтись» по виртуальному авианосцу, оценив эргономичность тех или иных решений.

В отличие от предшественников — авианосцев типа Nimitz — USS Gerald R. Ford, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, отличается меньшим экипажем за счет большей автоматизации корабельных систем.
Новые реакторы, созданные для USS Gerald R. Ford, вырабатывают на 250% больше электроэнергии, чем энергоустановки авианосцев предыдущего поколения, что позволяет быстрее запускать самолеты и размещать перспективное вооружение, например, лазеры.
Новые электромагнитные катапульты и турбоэлектрические аэрофинишеры позволяют не только увеличить максимально возможную скорость запуска и приема самолетов на 25%, но и сделать этот процесс более управляемым, снизив нагрузки на самолеты и пилотов.

USS Gerald R. Ford адаптирован для работы как с пилотируемыми, так и с беспилотными летательными аппаратами.
Авиационная группировка корабля насчитывает до 90 самолетов и вертолетов различного назначения: стелс-истребители F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолеты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА.
Водоизмещение корабля — порядка 100 тыс. тонн, длина — 337 метров, ширина — 78 метров. Максимальная скорость авианосца до 30 узлов, а его экипаж насчитывает порядка 4660 человек (включая военных авиагруппы).
Читайте также: Американцы впервые испытали электромагнитную катапульту на авианосце