Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Александр Михно,

«Казаки» — одна из популярнейших стратегических серий, которая в начале двухтысячных, задолго до выхода S.T.A.L.K.E.R. и World of Tanks, заявила всему миру о том, что на постсоветском пространстве тоже умеют делать хорошие игры. Поэтому возвращение на наши мониторы RTS с пятнадцатилетней историей — событие важное. Но оно прошло не так гладко, как, наверное, того хотелось бы.

Оценка: 7 из 10.

«Казаки 3» — это третья часть знаменитой серии. Что в ней нового?

Ничего, кроме сюжетных кампаний. Цифра 3 в названии — скорее для отвода глаз. Игра является, по сути, ремейком первой части, вышедшей в 2001 году. Тут примерно такой же графический стиль (хотя теперь все чуть красивее и в 3D), те же нации, типы войск, стратегии и выигрышные тактики.

Если вы знакомы с серией, то вам даже не нужно будет ни к чему привыкать. Игрок занят привычными делами: строит церкви и казармы, засеивает поля пшеницей и добывает полезные ископаемые, нужные для создания армии и исследования новых технологий — как военных, так и промышленных.

А что из себя представляют сюжетные кампании?

Действие игры разворачивается в XVII и XVIII веках. В «Казаках 3» присутствуют 5 сюжетных кампаний, которые пытаются с переменным успехом реконструировать реальные исторические события.

Среди любопытных миссий для белорусских игроков — осада Витебска и защита Могилева в игре за царскую Россию против Речи Посполитой. Кроме этого, есть еще эпизоды за Австрию, Францию, Англию и запорожское казачество.

Не сказать, что миссии интересные. Обычно нам дают в распоряжение достаточное количество войск, чтобы наголову разбить противника, особо не прибегая к тактическим ухищрениям.

К тому же в сюжетных заданиях практически не нужно ничего строить и исследовать, а потому они не так увлекательны, как сражения на случайной карте, где игра предстает перед вами во всей красе.

И чем же так привлекательны случайные бои?

В этом режиме можно выбрать одну из 12 стран, назначить врагов и союзников, а также подобрать любую местность, будь то острова или равнина, где произойдут сражения.

А дальше начинается магия. «Казаки 3» — нужно отдать должное — умудряется даже в 2016 году быть невероятно очаровательной игрой. Она как будто возвращает тебя на пятнадцать лет назад. Во времена, когда стратегии давали тебе возможность неторопливо строить свой городок, обносить его стеной, постепенно открывать улучшения и только спустя час игры всерьез задумываться об армии и каких-то военных походах.

Одна партия в «Казаках 3» может длиться два-три часа, что совсем нехарактерно для современных стратегий. Такое могло быть возможно только в конце девяностых и начале двухтысячных — в эпоху великих The Settlers, Stronghold, WarCraft и Age of Empires. Собственно, первые «Казаки» создавались под впечатлением именно от AoE.

В «Казаках 3» войны ведутся огромными армиями. Это правда?

Да, это одна из главных особенностей. Отряды по 20 человек здесь редко играют какую-то роль — битвы выигрываются батальонами и полками. Собрать войско почти в тысячу человек, состоящее из пехоты и кавалерии, в «Казаках» считается довольно обыденным делом. А максимальное количество солдат на карте может достигать десяти тысяч человек.

Получается, что основная тактика — нанять гигантское войско и задавить врага числом?

В подавляющем большинстве случаев это сработает, но есть нюансы. Например, ради разнообразия можно вложиться во флот и расстреливать позиции противника с моря. Впрочем, стоит учитывать, что ядра летят в соответствии с физическими законами, и на практике это значит, что пушки стреляют куда угодно, но только не в цель.

Также в своих военных планах не стоит игнорировать рельеф. Если поставить артиллерийскую батарею или пару десятков гренадеров на возвышении, то можно успешно сдерживать натиск врага до тех пор, пока противник не зайдет в тыл.

Хорошо, но, кроме ностальгии, есть причины играть в новые «Казаки»?

Сложно сказать. В современном мире практически не появляются стратегии, которые подразумевали бы строительство своего поселения, битвы тысячных армий, морские сражения — и все это на одной карте.

С другой стороны, «Казаки 3» напоминают модель, вышедшую в тираж, — все помнят о днях былой славы, но сейчас даже фотосессия в модном журнале не повернет время вспять.

В этом контексте StarCraft 2: Legacy of the Void выглядит как более современная и дороже исполненная игра. Пускай стратегия от Blizzard в своих возможностях где-то скромнее, но она хотя бы не вылетает систематически на рабочий стол, а юниты там не проходят сквозь друг друга и не сбиваются в кучу, сливаясь при этом в одно большое цветное пятно.

В игре так много багов?

Да, больше, чем хотелось бы. Самым популярным и неожиданным развлечением среди игроков стало копирование солдат с помощью комбинаций клавиш Ctrl+C и Ctrl+V. Таким нехитрым способом можно «наплодить» гигантскую армию за считаные секунды.

Кроме того, «Казаки 3» стабильно подвисают при строительстве стен (игра даже может вылететь, если вы намерились возвести слишком длинное сооружение).

Остальное по мелочи: рыбацкие лодки отказываются заниматься промыслом, корабли иногда не слушаются приказов, а вражеский искусственный интеллект строит здания, а затем рушит их, чтобы на том же самом месте зачем-то возвести аналогичные постройки, — словом, странный он какой-то.

Ладно, но технические проблемы — это же временное явление?

Разработчики достаточно оперативно латают дыры и обещают множество обновлений в будущем. Как минимум появятся дополнительные нации и число игровых сторон возрастет до 20. Но вряд ли это привлечет к игре аудиторию, привыкшую к дорогому CGI-видео и знаменитым актерам на озвучке.

Читайте также:

Почему World of Warplanes не повторила успех «Танков»

Нужные услуги в нужный момент